«Влияние особенностей психофизического развития умственно отсталых школьников на их трудовую деятельность.»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Влияние особенностей психофизического развития умственно отсталых школьников на их трудовую деятельность.»
Автор: Елена Сергеевна Загибалова

ДОКЛАД«Влияние особенностей психофизического развития умственно отсталых школьников на их трудовую деятельность.»п.Нижний Куранах, 2013гТрудовая деятельность умственно отсталых школьников характеризуется глубоким своеобразием, обусловленными особенностями их психофизического развития. Как известно, познавательные процессы у умственно отсталых школьников недостаточно развиты и обнаруживают существенные отклонения от нормы. Это накладывает большой отпечаток на их трудовую деятельность, которая состоит не только из практических, но и познавательных действий (составление резюме, написание заявлений и т.д.). От развития этих познавательных действий зависят характер и результаты трудовой деятельности. Восприятие умственно отсталых школьников характеризуется глубоким своеобразием, оказывающим большое влияние на выполняемые ими действия и поведение в целом. Замедленность, узость, недифференцированность восприятия не позволяют учащимся ориентироваться в процессе трудовой деятельности, осуществлять отдельные действия и операции на основе предварительной ориентировки в окружающей обстановке и складывающихся в ходе работы условий.Большое влияние на трудовую деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья оказывает то, что их восприятие является недостаточно аналитическим. В ряде случаев это приводит к тому, что трудовые действия выполняются без учета пространственных связей и отношений между отдельными деталями, без предварительного установления порядка и последовательности действий. Сознательная трудовая деятельность невозможна без запоминания, без привлечения прошлого опыта. Без работы памяти невозможно усвоение новых знаний, формирование трудовых навыков и умений и их использование в дальнейшем. Память учащихся с умственной отсталостью играет важную роль в обучении обслуживающему труду: должностные инструкции, таблицы приготовления растворов жавелиона в процентном соотношении, запоминание вызывает у учащихся затруднения в произведении теоретического материала, а также составлении резюме. В трудовой деятельности исключительно велика роль мыслительных процессов. Для того чтобы отобрать необходимые материалы для работы, наметить правильный план действий, контролировать их выполнение, вносить в работу нужные изменения, необходимо использовать анализ, синтез, обобщение и т.д. от развития мыслительных процессов зависит успех выполняемой работы. Анализируя строение воспринимаемых предметов, умственно отсталые дети выделяют в них меньше частей, свойств, признаков, чем их нормальные сверстники. В старших классах учащиеся выделяю значительно больше своиств и признаков, но выделяемые ими признаки относятся преимущественно к общим свойствам предметов и мало отражают их специфические особенности.Нарушение целенаправленности мышления при решении задач является одним из основных факторов, определяющих особенности трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. И это понятно: целенаправленность деятельности является неотъемлемой частью трудовой деятельности. Нельзя успешно трудиться, не планируя и не контролируя трудовые действия и не подчиняя их представляемой цели. В условиях аномального развития у детей – олигофренов формируется деятельность, имеющая своеобразное строение. Печать своеобразия несут и мотивы деятельности. Своеобразие деятельности умственно отсталых детей выражается прежде всего в тенденции приступать к выполнению поставленной задачи без должной предварительной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели. Своеобразие выражается в том, что при затруднениях умственно отсталые дети начинают производить такие действия и операции, которые уводят их от первоначальной цели.При отсутствии необходимого направляющего воздействия со стороны учителя умственно отсталые дети относятся к получаемым результатам недостаточно критически. Они не соотносят эти результаты с требованиями задачи и не обращают внимания на содержание и реальную значимость результатов. Они не подвергают должному сравнению и сопоставлению с имеющим образцом изготавливаемые ими на уроках труда изделия.Трудовая деятельность учащихся в значительной степени зависит от особенностей их физического развития. Отставание в в физическом развитии проявляется у них наиболее ярко при выполнении упражнений и действий, требующих физической силы и быстроты. Кроме этого у умственно отсталых учащихся плохо развита ориентация в пространстве и времени, что так же создает затруднения при выполнении трудовых действий. Нарушение координации движений и недостатки физического развития оказывают большое влияние на трудовую деятельность учащихся и вызывают необходимость в проведении соответствующей коррекционно-воспитательной работы. Успешность трудовой деятельности зависит в сильной мере от работоспобности человека. Если человек быстро устает и начатую работу продолжает в неоптимальных условиях, то это не может не повлиять на ее результаты. Даже на протяжении урока работоспособность учащихся сильно меняется. Причем это наблюдается у них не только в конце урока, но и в начале и середине. В начале урока их низкая работоспособность обусловлена неумением мобилизовать себя и взять необходимый темп работы. В середине урока она часто вызывается отсутствием умения преодолевать трудности и настойчиво добиваться необходимых результатов. Низкая трудоспособность и особенности ее динамики оказывают большое влияние на трудовую деятельность умственно отсталых школьников. Организация трудовой деятельности учащихся с учетом особенностей их работоспособности является важной предпосылкой повышения ее продуктивности.