Перспективное планирование по эксперементированию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Перспективное планирование по эксперементированию
Автор: Полякова Ольга Николаевна
Перспективный план по экспериментальной деятельности
Месяц, неделя, название недели
Объект
Тема опыта
Цель
Материал, литература
Сентябрь
2 неделя
Вода
Окрашивание воды. Растворимость веществ в воде.
Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.
Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики ,соль, речной песок, сахарный песок, ложечки, мелкие предметы, акварельные краски.
Марудова Е.В. 43
Сентябрь
3неделя
.
Песок, глина
Что случилось? Впитываемость песка и глины
Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.
Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, пластиковые стаканчики с водой, клеенка.
Марудова Е.В.,45
Сентябрь
4 неделя
Фрукты
У кого какие детки?
Научить детей выделять общее в строении семян фруктов (наличие ядрышка). Побудить детей к называнию строения семян фруктов : ядрышко, оболочка.
Фрукты, подносы, пластмассовые ножи, лупа, молоточек.
Марудова Е.В.,40
Октябрь
1 неделя
Овощи
У кого какие детки?
Научить детей выделять общее в строении семян овощей(наличие ядрышка). Побудить детей к называнию строения семян овощей: ядрышко, оболочка.
Овощи, подносы, пластмассовые ножи, лупа, молоточек.
Марудова Е.В.,41
Октябрь
2 неделя
Песок, глина
Волшебный материал.
Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.
Емкости с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики, клеенка
Марудова Е.В.,45
Октябрь
3 неделя
Металл
Металл, его качества и свойства.
Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).
Металлические предметы, магниты, емкости с водой, картина с изображением кузнеца в кузнице, алгоритм описания свойств материала.
Марудова Е.В.,48
Октябрь
4 неделя
Птицы
Почему птицы могут летать?
Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Крылья птицы из бумаги, картонная и резиновая птички, изображения птиц и других животных.
Марудова Е.В.,51
Ноябрь
1 неделя
Птицы
Кто улетит, кто останется?
Помочь понять детям зависимость изменений в жизни птиц от изменений в неживой природе.
Емкости с почвой и мелкими предметами в ней, емкость с водой и мелкими предметами на дне, кора дерева, шишка, картинки с изображением клювов разных птиц.
Марудова Е.В.,47
Ноябрь
2 неделя
Человек
Носарий
Познакомить детей с функцией носа, его строением.
Контурные рисунки профилей с разной формой носа (прямой, с горбинкой, курносый), зеркало, коробочка с лимоном.
Марудова Е.В.,39
Ноябрь
3 неделя
.
Человек
Умный нос
Тренировать детей в определении предметов по запаху. Познакомить детей с особенностями работы носа.
Несколько цветов, хлеб, огурец, чеснок, апельсин и т.д., футляры от киндер-сюрпризов, картинки с изображением соответствующих предметов и растений.
Марудова Е.В.,40
Ноябрь
4 неделя
Ягоды
Изменение вкуса ягод при замораживании
Учить детей различать на вкус замороженные и не замороженные ягоды, сравнивать и понимать необходимость замораживания продуктов.
Замороженные и не замороженные ягоды, блюдца, чайные ложечки, салфетки, картинки с изображением ягод, баночка с вареньем.
Марудова Е.В.,41
Декабрь
1 неделя
Источники света
Свет вокруг нас
Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света.
Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, светлячок, костер, лампа, фонарик), несколько предметов, которые не дают света.
Марудова Е.В.,46
Декабрь
2 неделя
Вода, лед
Лед – твердая вода
Доказать, что лед – тоже вода.
Сосулька (или пластина льда из морозилки), миска.
Марудова Е.В.,44
Декабрь
3 неделя
Вода, снег
Взаимодействие воды и снега
Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем в воздухе, тает снег. Выявить способность воды остывать под действием внешних условий. Сравнить свойства воды и снега: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость. Проверить способность снега под действием тепла превращаться в воду.
Емкости с водой разной температуры (уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки.
Марудова Е.В.,49
Декабрь
4 неделя
Одежда
Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Иллюстрации, новогодние открытки, мех, подставки, емкости для снеговых фигур.
Марудова Е.В.,53
Январь
2 неделя
Вода, лед
Где быстрее?
. Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед).
Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.
Марудова Е.В.,47
Январь
3 неделя
Вода, снег
Строим снежный город
Учить детей видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.
Снег, вода, лопатки, ведра.
Марудова Е.В.,53
Январь
4 неделя
Металл
Металл: его качества и свойства. Ножи из разных материалов.
Закрепить умение узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Научить определять материал, из которого изготовлены ножи, и предполагать степень их опасности для жизни и здоровья человека. Определить правила безопасности при обращении с колющими и режущими предметами.
Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала, ножи с металлическим и пластмассовым лезвиями.
Марудова Е.В.,52
Февраль
1 неделя
Коробки
Мебель для куклы Ани.
Учить детей видеть возможности преобразования предметов, изменять их, используя дополнительные детали, получать результат.
Спичечные коробки, кирпичики от строительного материала, цветная бумага, ножницы, клей, кукла.
Марудова Е.В.,54
Февраль
2 неделя
Воздух
Поиск воздуха
Обнаружить воздух
Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой, модели (карточки с обозначениями дуем вовнутрь и дуем снаружи)
Марудова Е.В.,56
Февраль
3 неделя
Воздух
Морской бой
Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Емкости с водой, листы бумаги для изготовления корабликов.
Марудова Е.В.,57
Февраль
4 неделя
Воздух, вода
Пузырьки - спасатели
Выявить, что воздух легче воды, он имеет силу.
Стаканы с минеральной водой, кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки.
Марудова Е.В.,58
Март
1 неделя
Деревья
У кого какие детки?
Научить детей выделять общее в строении семян деревьев (наличие ядрышка). Побудить детей к называнию строения семян деревьев: Ядрышко, оболочка.
Плоды деревьев (клена, дуба, ясеня, сосны, липы), подносы, лупа, молоточек, изображения растений.
Марудова Е.В.,42
Март
2 неделя
Звук
Почему все звучит?
Подвести детей к пониманию причины возникновения звука – колебание предметов.
Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, стеклянная банка, стеклянная палочка, балалайка, детская металлическая посуда, стеклянный стакан.
Марудова Е.В.,57
Март
3 неделя
Язык
Вкусовые зоны языка
Научить детей определять вкусовые зоны языка, упражнять в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.
Зеркала, 4 блюдца (с сахаром, солью, горчицей, лимоном), ватные палочки, салфетки, стаканы с водой по количеству детей.
Марудова Е.В.,55
Март
4 неделя
Язык
Язычок - помощник
Познакомить детей со строением и значением языка. Поупражняться в определении вкуса продуктов.
Набор продуктов питания ( с горьким, сладким, кислым, соленым вкусами), схематичное изображение языка со вкусовыми зонами, настольная игра Сладкий, кислый, соленый
Марудова Е.В.,55
Апрель
1 неделя
Стекло
Увеличительное стекло, бинокль, очки.
Выявить особенности увеличительных приборов, познакомить детей с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами.
Увеличительные стекла по количеству детей, бинокль, очки с увеличением, спички, пучок сухой травы, настольная лампа.
Марудова Е.В.,59
Апрель
2 неделя
Магнит
Волшебная рукавичка.
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.
Марудова Е.В.,60
Апрель
3 неделя
Магнит
Мы – фокусники.
Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, металлический самолетик, стакан с водой, металлическая чайная ложка, деревянные шарики, пластмассовые буквы и цифры, с обратной стороной которых вклеены кусочки металла, нитки.
Марудова Е.В.,61
Апрель
4 неделя
Бабочка
Как спрятаться бабочкам?
Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Иллюстрации с изображениями ярких цветов, бабочек и одной птички, искусственные бабочки разных размеров и расцветки.
Марудова Е.В.,62
Май
1 неделя
Лупа
Знакомство с лупой
Познакомить детей с лупой, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнить увеличение предмета через лупу.
лупа, листочек, скальпель или бритва, предметные стекла, клеенка, игрушка.
Марудова Е.В.,60
Май
2 неделя
Растения
Растения и свет
Показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянуться к нему.
Два небольших отростка растения в горшках, дневник для зарисовок, часы.
Марудова Е.В.,62
Май
3 неделя
Растения
Растения в темной и в светлой комнате.
Показать детям изменение внешнего вида листьев в темноте.
Два отростка традесканции полосатой в горшках, дневник для зарисовки.
Марудова Е.В.,63
Май
4 неделя
Предметы из разных материалов
Угадай – ка.
Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Помочь понять зависимость веса предмета от материала.
Предметы из одного материала разных размеров и одинаковой формы и размера из разных материалов.
Марудова Е.В.,50