Особенности формирования детского коллектива в специальной (коррекционной) школе.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности формирования детского коллектива в специальной (коррекционной) школе.
Автор: Дороненко Марина Анатольевна

Особенности формирования детского коллектива в специальной (коррекционной) школе.Одна из особенностей детского коллектива в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что его создание и функционирование непосредственно зависят от специфики состава учащихся.С этой особенностью связаны и ряд других – трудности образования межиндивидуальных и внутриколлективных связей между детьми, их ограниченный по сравнению с нормально развивающимися детьми характер.Процесс образования этих связей осложняется недоразвитием у умственно отсталых детей таких качеств, как потребность в общении, способность к коллективным переживаниям и образованию коммуникативных отношений, недостаточность опыта этих отношений и сложность их развития.Затрудненность образования навыков совместной организованной деятельности тоже тормозит создание коллектива учеников специальной (коррекционной) школы.Особенности психики и недоразвитие высших психических функций и свойств личности умственно отсталых сужают круг их отношений и связей, сфера и масштаб их действий более ограничены, более элементарны и просты, отличаются прямым, непосредственным характером.Образующиеся внутриколлективные отношения и связи носят индивидуальный, неосознанный, малообобщенный характер, часто они находятся на уровне переживаний. Эти отношения недостаточно гибки, слабоустойчивы, носят, как правило, ситуационный характер.Необходимо учитывать и такую особенность, что ученическому коллективу в специальной школе недоступны сложные по содержанию и форме виды деятельности, особенно такие, которые требуют выполнения сложных интеллектуальных операций и творческого подхода.Ученический коллектив специальной школы (как и отдельный умственно отсталый ребенок) склонен к короткой и близкой мотивации, поэтому овладение им далеко отодвинутыми во времени и высокими по идейному уровню перспективами может быть достигнуто только в результате специальной и длительной педагогической работы.Необходимо также отметить, что в коллективе умственно отсталых самостоятельность, активность, инициативность развиваются на более низком уровне, чем в массовой школе, особенно в тех случаях, когда требуется проявление познавательной активности.Эта особенность связана с присущим умственно отсталым общим недоразвитием инициативности, способности к самостоятельной деятельности и активности. Даже если в доступных для учащихся пределах удается добиться, чтобы коллектив проявлял требовательность к отдельным учащимся, то гораздо труднее сформировать у детей необходимую требовательность к себе, что обусловлено особенностями мышления и личности учеников специальной школы в целом.Наибольшую трудность при организации и воспитании ученического коллектива представляет развитие его инициативы и самодеятельности – главного фактора существования и развития коллектива.Формирование необходимого отношения ученика к коллективу осложняется низким уровнем самосознания умственно отсталого, недоразвитием его общественной направленности, ограниченностью мотивационной основы его деятельности, сложностью формирования характера.Преодоление указанных трудностей является важнейшим условием организации и воспитания ученического коллектива в специальной школе.