Адаптированная программа логопедической коррекции для обучающихся с легкой умственной отсталостью»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптированная программа логопедической коррекции для обучающихся с легкой умственной отсталостью»
Автор: Тротнер Галина Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
протокол № ___
____ ________ 2017 г.
СОГЛАСОВАНО
с методическим Советом школы №104
протокол №___
____ ________ 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы №104
Загляда И. Г.
протокол №___
___ _________ 2017 г.
Адаптированная программа
логопедической коррекции
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
Кемерово 2017
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………...…….….…..……...4
Тематическое планирование для 7 класса…………………………………………………………..………………..….…....... 13
Календарно-тематическое планирование для 7 класса…...……………………………………………..…....…….…................21
Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению………………………………………49
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является коррекционно-развивающая работа, в которой немалое место отводится коррекция дефектов устной и письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями. Данные виды нарушений объединены в единый раздел коррекционного курса Логопедические занятия, входящего в структуру коррекционно-развивающей области школьного учебного плана.
Основными задачами реализации содержания коррекционного курса Логопедические занятия являются: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
В связи с изменением требований общества к обучению детей с интеллектуальными нарушениями, с введением ФГОС возникла необходимость создания специальной программы логопедического сопровождения для учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Программа учитывает особенности психофизического развития детей, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Специфика речевых нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями обусловлена комплексом причин органического, функционального и социального характера.
Большая распространённость и особенности симптоматики речевых нарушений у детей с легкой интеллектуальной недостаточностью обусловлены наличием вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), что создает дополнительные затруднения в овладении речевыми навыками.
Нарушение речи у данной категории детей носят стойкий системный характер и затрагивают все компоненты речевой системы: лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную монологическую, диалогическую и фразовую речь; грамматический строй речи); смысловую (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать слово, ситуацию и сделать выводы); фонетико-фонематическую (звукопроизношение, звукоразличение). Нарушения устной речи отрицательно сказываются и на развитие письменной речи.
В условиях школы психолого-педагогической поддержки формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его, как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации.
Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже содействует его жизненным успехам.
Работая над исправлением различных речевых нарушений, формируя речевые умения и навыки логопед, тем самым, развивает у учащихся познавательные процессы и высшие психические функции.
Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи, нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и специальном коррекционно-развивающем обучении.
Методологической и теоретической основой программыявляются труды Р.Е.Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др. о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления, которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А.Леонтьева.
Программа логопедической коррекции для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью составлена на основе нормативно-правовых документов:
Проекта ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599;
Федерального закона Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ
Письма Минобразования России от 20 июня 2002г. № 29/2194-6Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учрежденииVIIIвида;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 0-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2011.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2011
и методических рекомендаций для логопедов Н.Н. Яковлевой, Т.А. Ткаченко, Е.В. Мазановой, И.А. Морозовой, О.В. Елецкой, Е.М. Мастюковой, Н.С. Жуковской, Н.Ю. Горбачевской;
Учебного плана школы
Устава школы.
Цель данной программы:коррекция дефектов устной и письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Основные задачи программы:
формирование правильного звукопроизношения;
коррекция и развития познавательной деятельности обучающихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
формирование полноценных представлений о звуковом составе слова;
развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
формирование грамматической стороны речи;
предупреждение и коррекция дисграфии и дислексии;
развитие диалогической и монологической форм речи;
формирование коммуникативных навыков;
воспитание мотивации к учению, общению.
Основные направления коррекционной работы:
развитие фонетического слуха и восприятия;
развитие артикуляционной и мелкой моторики;
развитие навыков звукового анализа и синтеза;
развитие лексико – грамматического строя речи;
развитие связной речи;
развитие пространственно-временных представлений;
развитие коммуникативной функции речевого общения;
развитие внимания, памяти, мышления;
развитие мелкой моторики.
Структура занятий
В структуру занятия могут входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
дыхательная гимнастика;
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
работа над предложением;
обогащение и активизация словарного запаса;
развитие связной речи.
Условия реализации программы
Виды и формы организации коррекционно-развивающей деятельности:
Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Занятия:традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала),
нетрадиционные занятия (экскурсии, викторины, утренники и т.д.)
Формы работына занятии:групповая работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа.
Методы логопедического воздействия:словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения:игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.
Виды и формы контроля:
При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, подгрупповой, групповой, который в свою очередь делится на типы:внешнийконтроль учителя за деятельностью учащихся,взаимоконтрольисамоконтрольучащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, письменные работы.
Результаты проведенного контроля, диагностики заносятся в речевую карту, бланки отчетов.
Содержание логопедических занятийсогласовано с программой по чтению и развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.
В начале учебного года проводится диагностика (обследование речи учащихся) в течение двух недель -1-15 сентября. В конце учебного года также проводится диагностика (обследование речи учащихся) - 15-30 мая. Логопедические занятия в 5 классах проводятся 3 раза в неделю; в 6-7 классах 2 раза в неделю. Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для учащегося.
Программа логопедической коррекции для детей с интеллектуальными нарушениями основывается на принципы, определяющие ее реализацию и организацию работы по ней:
- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Ожидаемые результаты
Устранение нарушений речи у учащихся способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта.У большинства обучающихся происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (ритм, темп), наблюдается положительная динамика в развитии словарного запаса, развитии связной речи, но грамматические и смысловые уровни развития речи не достигают нормы.
Личностные результаты освоения программы:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
Предметные результаты освоения программы:
формирование интереса к изучению русского языка;
овладение основами грамотного письма;
коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
осознанно, правильно, плавно читать вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
участие в обсуждении прочитанных произведений;
использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;
осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи
Тематическое планирование
7 класс
Время
проведения
занятия
Тема. Содержание
Кол-во
часов
Вид коррекционно-развивающей деятельности
Сентябрь
Диагностика
1-15 сентября
Диагностический инструментарий
Золотая осень
Распространение простого предложения
2
Слушание объяснений учителя-логопеда
Работа с картинкой
Работа с карточками
Работа в тетради
Школьные принадлежности
Слово. Однокоренные слова
1
Работа с карточками
Работа в тетради
Наши пернатые друзья
Словообразование. Образование слов при помощи приставок
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Октябрь
Деревья и листья
Образование слов при помощи суффиксов
2
Слушание объяснений учителя-логопеда
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Животные
Морфологический состав слова
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Питание. Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Одежда. Стирка. Утюжка
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова, изменяя форму слова
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Семья
Правописание слов с непроизносимыми согласными
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Светофор. Правила поведения на дорогах
Словообразование. Образование слов. При помощи приставок
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Питание. Сортировка стола к обеду
Приставка и предлог
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Грибы.
Словообразование. Сложные слова
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Ноябрь
Средства связи. Открытка с комплиментом
Имя существительное. Изменение имен существительных по родам и числам
2
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Торговля. Продовольственные и специализированные магазины
Употребление существительных в форме единственного числа разных падежей
1
Слушание объяснений учителя-логопеда
Работа с карточками
Работа в тетради
Работа на ПК
Спортивный инвентарь
Употребление существительных в форме единственного числа 1 скл., 2 скл., 3 скл.
3
Слушание объяснений учителя-логопеда
Работа с карточками
Работа в тетради
Декабрь
Профессии
Дифференциация (р-л(
2
Сравнительная характеристика звуков занятия и запись в тетрадь
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Времена года. Зима
Дифференциация (р(-л((
2
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Сравнительная характеристика звуков занятия и запись в тетрадь
Скоро праздник – Новый год
Дифференциация (ц-ч-т(
4
Слушание объяснений учителя-логопеда
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Сравнительная характеристика звуков занятия и запись в тетрадь
Январь
Январь-середина зимы
Имя прилагательное
1
Слушание объяснений учителя-логопеда
Работа с карточками
Работа в тетради
Город. Улица
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже
3
Работа с наглядным материалом
Работа в тетради
Средство связи. Письмо другу.
Согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа мужского и среднего рода
1
Работа с карточками
Работа в тетради
Транспорт
Согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа женского рода
Музыкальные инструменты
Согласование прилагательных с существительными множественного числа
1
1
Работа с наглядным материалом
Работа в тетради
Работа с наглядным материалом
Работа в тетради
Февраль
Личная гигиена. Уход за руками. Уход за ногами
Употребление личных местоимений единственного и множественного числа
3
Составление устного рассказа. Беседа
Средство связи. Составление текста открытки с приглашением на праздник
Употребление личных местоимений 1-го лица
1
Работа с карточками
Работа в тетради
Средство связи. Деловое письмо
Употребление личных местоимений 2-го лица
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Комнатные растения
Часть речи - глагол
1
Работа с натуральной наглядностью
Работа с карточками
Работа в тетради
Посуда
Употребление глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени
2
Работа с натуральной наглядностью
Работа с карточками
Работа в тетради
Март
Семья. Моя комната
Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Признаки весны
Употребление глаголов прошедшего времени по родам и числам
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Народный фольклор
Употребление глаголов с частицей не
2
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Цветы
Употребление глаголов по лицам
1
Работа с наглядным материалом
Работа в тетради
Круглый год. Дни недели
Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа 1-го лица
1
Работа с наглядным материалом
Работа в тетради
Апрель
Герб города Кемерово
Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа 2-го лица
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Космос
Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа 3-го лица
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
ЗОЖ – здоровый образ жизни
Практические упражнения в различении и правописании глаголов на –ся, -сь
1
Работа с карточками
Работа в тетради
Перелетные птицы
Правописание глаголов в форме единственного числа 2-го лица
1
Работа с наглядным материалом
Работа в тетради
Почта. Письма
Правописание глаголов 3-го лица
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Инструменты
Распространение простого предложения
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Медицинская помощь
Распространение предложения, применяя союзы а, но, и
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Природа родного края
Распространение предложений, применяя повторяющийся союз и.
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Земноводные
Распространение простых и сложных предложений с помощью союзов
1
Работа с наглядным материалом
Работа с карточками
Работа в тетради
Май
9 Мая - День Победы
Работа над техникой чтения (соблюдение логического ударения)
1
Работа с карточками
Работа в тетради
Лето. Летние месяцы
Закрепление пройденного. Состав слова. Части речи
2
Работа с карточками
Работа в тетради
Диагностика
15 мая-31 мая
Календарно-тематическое планирование
для 7 класса
Направления и содержательные линии
коррекционно-развивающей работы
К-во
часов
Дата
Планируемые результаты
Вид контроля
Корректиров
ка
Фонетико-фонематическая тема
Лексичес-кая
тема
Граммати
ческая
тема
Предметные
Личностные
Диагностика
01.09-15.09
Диагностический инструментарий
Распространение простого предложения
Золотая осень
Предложение.
2
18.09
20.09
Умение разбирать предложение по членам предложения. Дифференциация простого и сложного предложений.
Умение составлять предложения с однородными членами предложения. Умение правильно расставить знаки препинания при однородных членах предложения с перечислением, с союзами а, но и с одиночным союзом и.
Составление предложений
к рисунку и к схеме предложения
Составление рассказа по картинке Золотая осень, применяя распространенные предложения с однород-ными членами предложения и союзами а, но, и.
Составление предложений из слов, данных в разбивку с предложен-ной схемой предложения
Практическая работа
Текущий контроль
18.09
Слово. Однокоренные слова
Школьные принадлежности
Корень и однокоренные слова
1
25.09
27.09
Умение находить в слове корень, окончание, приставку, суффикс. Умение производить морфемный разбор слова.
Подбор лишнего слова.
Составление устного рассказа с применением распространенных предложений с однородными членами.
Практическая работа
Текущий контроль
Словообразование. Образование слов при помощи приставок
Наши пернатые друзья
Приставка
1
27.09
Образование новых слов при помощи приставок.
Знание и понимание значения слов антонимов
Подбор нужной приставки к слову из предложенных.
Чтение по ролям с нужной интонацией
Практическая работа
Текущий контроль
Образование слов при помощи суффиксов
Деревья и листья
Суффикс
2
02.10
04.10
Образование новых слов при помощи суффиксов.
Словообразование с уменьшительно-ласкательными суффиксами –иньк, -еньк, -очк, -ечк, -ушк, -юшк.
Умение называть предметы ласково.
Словообразование с суффиксами –ищ, -ишк, - онк, придающими словам пренебрежительное значение и значение огромный
Практическая работа
Текущий контроль
Морфологический состав слова
Животные
Окончание
1
09.10
Умение согласовывать слова по смыслу с помощью окончаний в словосочетаниях и предложениях.
Умение работать с деформированными словосочетаниями и предложениями
Составление словосочетаний и предложений по смыслу из слов, данных в разбивку
Практическая работа
Текущий контроль
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными
Питание. Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов.
Безудар-ные гласные в корне
1
11.10
Умение подбирать проверочное однокоренное слово в написании слов с пропущенной гласной
Преобразование сложного предложения в простое.
Творческое рассказывание по теме Питание
Практическая работа
Текущий контроль
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова, изменяя форму слова
Одежда. Стирка. Утюжка.
Звонкие и глухие согласные в корне слова
1
16.10
Умение применять правило произношения и написания ударной и безударной гласной. Подбор проверочного слова путем изменения формы слова.
Умение работать со словами-синонимами.
Умение работать с деформированным текстом.
Подбор и замена одних слов, называющих предметы, другими, близкими по значению
Практическая работа
Текущий контроль
Правописание слов с непроизносимой согласной.
Семья.
Непроизносимые согласные в корне
1
18.10
Умение подбирать проверочные слова.
Составление автобиографии по наводящим вопросам или по плану: имена, отчества, возраст, место работы членов семьи.
Практическая работа
Текущий контроль
Словообразование. Образование слов при помощи приставок
Светофор. Правила поведения на дорогах
Гласные и согласные в приставках
1
23.10
Умение написания приставок, оканчивающих на о, а, е и на согласные.
Подбор нужной приставки в словосочетаниях и составление предложений с полученными словосочетаниями.
Практическая работа
Текущий контроль
Приставка и предлог
Питание. Сортировка стола к обеду
Разделительный твёрдый знак (ъ) после приставок
1
25.10
Умение применять правила на практике.
Дифференциация приставки и предлога.
Составление слов с приставкой и предлогом.
Составление и запись небольшого рассказа по теме Сортировка стола к обеду
Практическая работа
Текущий контроль
Словообразование. Сложные слова.
Грибы
Сложные слова
1
30.10
Знание и умение применять на практике изученные правила при образовании сложного слова.
Умение работать со словами-синонимами
Образование сложные слов с соединительными гласными о, е.
Подбор сложных слов, из предложенных
Практическая работа
Текущий контроль
Имя существительное. Изменение имен существительных по родам и числам
Средства связи. Открытка с комплиментом.
Имя существительное
2
13.11
15.11
Дифференциация основных частей речи.
Дифференциация слов, обозначающих предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?
Дифференциация и правописание слов, обозначающих собственные имена предметов.
Умение изменять имена существительные по числам и родам, приводить примеры имен существительных ед. и мн. числа, ж., м., ср.рода.
Умение правильно писать мягкий знак на конце слов после шипящих.
Правильное употребление в устной и письменной речи одушевленных и неодушевленных имен существительных.
Употребление в речи при составлении рассказа на заданную тему близких и противоположных имен существительных.
Замена существительных из предложенных в тексте.
Практическая работа
Текущий контроль
Употребление существительных в форме единственного числа разных падежах
Торговля. Продовольственные и специализированные магазины
Склонение имен существительных в единственном числе
1
20.11
Знание и умение изменить слово по падежам.
Определение падежей.
Умение изменить слово, данное в форме единственного числа по падежам
Практическая работа
Текущий контроль
Употребление существительных в форме единственного числа 1 скл., 2 скл., 3 скл.
Спортивный инвентарь
Правописание падежных окончаний имен существительных 1 скл., 2 скл., 3 скл. ед.ч.
3
22.11
27.11
29.11
Знание падежных окончаний.
Дифференциация существительных, относящихся к 1, 2 и 3-му склонению. Подбор примеров.
Умение просклонять имя существительное.
Различение и правильное употребление имен существительных в форме единственного числа.
Чтение с разной восклицательной интонацией: с уверенностью, с надеждой, с разочарованием.
Практическая работа
Текущий контроль
Дифференциация (р-л(
Профессии
Склонение имен существительных во множественном числе
2
04.12
06.12
Дифференциация звуков занятия изолированно, в слогах, словах, в предложениях, связной речи.
Определение согласных по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
Умение применять на практике правило:
безударные падежные окончания имен существительных множественного числа
Составление звукобуквенного разбора слова.
Различение окончаний дательного и творительного падежей существительных во множественном числе.
Практическая работа
Текущий контроль
Дифференциация (р(-л((
Времена года. Зима.
Правописание имен существительных в Р.п. с окончаниями –ов, -ев, -ей
2
11.12
13.12
Дифференциация звуков занятия изолированно, в слогах, словах, в предложениях, связной речи.
Определение согласных по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
Умение правильно употреблять в речи форму родительного падежа.
Умение правильно писать безударные окончания в словах родительного падежа
Составление словосочетаний в форме множественного числа родительного падежа с предложенными предлогами
Практическая работа
Текущий контроль
Дифференциа-ция (ц-ч-т(
Скоро праздник- Новый год
Правописание имен существительных в Р.п. с шипящими на конце
4
18.12
20.12
25.12
27.12
Дифференциация звуков занятия изолированно, в слогах, словах, в предложениях, связной речи.
Определение согласных по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
Умение применять правило на практике
Составление звукобуквенного анализа слова, придуманного на звуки занятия с определенной позиции в слове.
Подбор слов-синонимов из предложенных в нужной падежной форме текста.
Практическая работа
Текущий контроль
Имя прилагательное.
Январь-середина зимы
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи
1
10.01
Знание вопросов имени прилагательного.
Подбор признаков предмета по вопросам, картинкам, в стихотворениях
Практическая работа
Текущий контроль
Согласование прилагательного с существительными в роде, числе и падеже
Город. Улица
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже
3
15.01
17.01
22.01
Определение рода, числа, падежа имени прилагательного.
Умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе.
Знание падежей и падежных вопросов. Умение просклонять имена прилагательные в устной и письменной речи.
Определение и описание предмета по описанию о форме, о цвете, о величине, о материале и других признаках.
Умение выбирать из предложенного качества людей и животных по внешности, возрасту, черт характера, настроении и другим признакам.
Умение работать со словами-антонимами.
Практическая работа
Текущий контроль
Согласование прилагательного с существительными в форме единственного числа мужского и среднего рода
Средство связи. Письмо другу
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.
1
24.01
Умение применять на практике правило о безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе
Умение работать с деформированным текстом
Практическая работа
Текущий контроль
Согласование прилагательного с существительными в форме единственного числа женского рода
Транспорт
Склонение имен прилагательных женского рода
1
29.01
Знание и умение применять на практике правило о безударных падежных окончаниях прилагательных женского рода.
Дифференциация твердых и мягких согласных.
Умение выразительно читать
Подбор прилагательных из предложенных в тексте.
Умение работать с пословицами и поговорками.
Умение читать с интонацией убеждённости и с грустью.
Согласование прилагательного с существитель-ными множественного числа
Музыкаль-ные инструмен-ты
Склонение имен прилагательных во множественном числе
1
31.01
Умение применять на практике правило о безударных падежных окончаний имен прилагатель-ных во множественном числе.
Дифференциация твердых и мягких согласных.
Умение выразительно читать
Умение работать с деформированным текстом.
Умение читать с торжественной интонацией.
Определение лишнего прилагатель-ного
Практическая работа
Текущий контроль
Употребление личных местоимений единственного и множественного числа.
Личная гигиена. Уход за руками. Уход за ногами
Личные местоимения единственного и множественного числа
3
05.02
07.02
12.02
Знание личных местоимений
Дифференциация местоимений от имени существительного.
Знание и умение определять лицо и число местоимений.
Умение выделять местоимения в тексте.
Замена выделенных существительных местоимениями.
Умение правильного употребления личных местоимений в устной и письменной речи.
Замена личных местоимений единственного числа личными местоимениями множественного числа и наоборот.
Составление рассказа Как я ухаживаю за руками (ногами)
Практическая работа
Текущий контроль
Употребление личных местоимений 1-го лица
Средство связи. Составление текста открытки с приглашением на праздник
Личные местоимения 1-го лица
1
14.02
Умение вставлять пропущенные местоимения
1–го лица единственного и множественного числа.
Правильное написание местоимений с предлогами.
Умение употреблять местоимения с предлогами.
Составление текста открытки с приглашени-ем на праздник
Практическая работа
Текущий контроль
Употребление личных местоимений 2-го лица
Средство связи. Деловое письмо.
Личные местоимения 2-го лица
1
19.02
Умение вставлять пропущенные местоимения
2–го лица единственного и множественного числа.
Определение уменьшительно-ласкательного значения слова.
Знание правописания местоимения Вы с большой буквы.
Умение определять местоимения 2-го склонения в тексте.
Умение преобразовывать слова по падежам.
Умение ласково называть предмет.
Составление делового письма с обращением к одному лицу
Практическая работа
Текущий контроль
Часть речи -глагол
Комнатные растения
Понятие о глаголе
1
21.02
Умение находить в тексте слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать?
Знание графического обозначения слова действия
Умение определять разнообразные действия: движение, звучание, речь, трудовые процессы, чувства, поступки.
Умение графически обозначать глагол.
Практическая работа
Текущий контроль
Употребление глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени
Посуда
Изменение глагола по временам
2
26.02
28.02
Дифференциация глаголов по временам.
Умение подбирать глаголы, из предложенных в тексте.
Умение работать со словами-антонимами
Умение употреблять глагол разного времени.
Умение преобразовать слова, данные в настоящем времени в прошедшее.
Умение заменять слова-антонимы.
Практическая работа
Текущий контроль
Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа
Семья. Моя комната
Изменение глагола по числам
1
05.03
Умение подбирать имена существительные к глаголам.
Умение определять действие одного предмета и действие многих предметов.
Умение определять число глагола.
Преобразование слов, данное в единственном числе во множественное и наоборот.
Составление устного рассказа о своей комнате.
Практическая работа
Текущий контроль
Употребление глаголов прошедшего времени по родам и числам
Признаки весны
Изменение глагола прошедшего времени по родам и числам
1
07.03
Знание и умение применять правило о глаголах прошедшего времени множественного числа.
Умение ставить вопросы от существительного к глаголам прошедшего времени в единственном числе.
Умение определять род существительных и глаголов.
Умение вставлять пропущенные родовые окончания глаголов в словах. Умение согласовывать род глагола с выделенным существительным.
Умение работать со словами – синонимами.
Умение заменять множественное число глаголов единственным числом и наоборот.
Умение заменять выделенные существительные близкими по значению с предложенными словами.
Практическая работа
Текущий контроль
Употребление глаголов с частицей не.
Народный фольклор
Не с глаголами
2
12.03
14.03
Умение правильно писать глаголы с отрицательной частицей НЕ.
Умение употреблять сравнительные обороты в устной и письменной речи.
Определение предложения с отрицательным значением.
Умение преобразовывать в пословицах и поговорках частицу не
Практическая работа
Текущий контроль
Употребление глаголов по лицам
Цветы
Изменение глаголов по лицам
1
19.03
Умение правильно определять лицо местоимений и глаголов.
Умение распространить предложение предложенными словосочетаниями, не меняя лицо глаголов.
Правильное употребление глаголов 1, 2, 3 лица единственного и множественного лица в устной и письменной речи
Практическая работа
Текущий контроль
Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа 1-го лица
Круглый год. Дни недели
1-е лицо глаголов
1
21.03
Умение задавать от выделенных местоимений вопросы к глаголам 1-го лица и выделять окончания
Подбор глаголов 1-го лица в тексте.
Определение числа глагола. Выделение окончаний глаголов 1-го лица.
Замена местоимения мы местоимением я.
Практическая работа
Текущий контроль
Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа 2-го лица
Герб города Кемерово
2-е лицо глаголов
1
02.04
Умение задавать от выделенных местоимений вопросы к глаголам 1-го лица и выделять окончания
Подбор глаголов 2-го лица в тексте.
Определение числа глагола. Выделение окончаний глаголов 2-го лица.
Практическая работа
Текущий контроль
Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа 3-го лица
Космос
3-е лицо глаголов
1
04.04
Умение правильно задавать вопросы к глаголам от выделенных местоимений.
Определение глаголов 3-го лица, их числа.
Выделение личных окончаний глаголов 3-го лица.
Составление устного рассказа по картинке на тему Космос, употребляя глаголы
Практическая работа
Текущий контроль
Практические упражнения в различении и правописании глаголов на –ся,-сь
ЗОЖ – здоровый образ жизни
Глаголы на –ся, -сь
1
09.04
Дифференциация на письме окончаний глаголов на –ся или сь
Умение правильно прибавлять к окончаниям глаголов –ся или сь
Практическая работа
Текущий контроль
Правописание глаголов в форме единственного числа 2-го лица
Перелётные птицы
Правописание личных окончаний глаголов во 2-ом лице единственного числа
1
11.04
Умение применять правило на практике
Умение подбирать, из предложенных глаголов подходящие по смыслу глаголы.
Замена местоимения я местоимением 2-го лица единственного числа.
Умение работать с деформированным текстом.
Практическая работа
Текущий контроль
Правописание глаголов 3-го лица
Почта. Письма
Правописание глаголов в 3-м лице
1
16.04
Дифференциа-ция глаголов 3-го лица на –т или –тся в конце слов.
Подбор к данным прилагательным однокоренные глаголы.
Дифференциа-ция в устной и письменной речи –ца, -тся на конце существительных и глаголов.
Дифференциация глаголов по разнообразным действиям.
Различение глаголов 3-го лица.
Умение преобразовывать прилагательные в глаголы 3-го лица множественного числа
Правильное произношение и правописа-ние –ца, - тся на конце слов глаголов и существительных.
Определение лишнего глагола.
Умение работать с деформированным текстом.
Практическая работа
Текущий контроль
Распространение простого предложения
Инструмен-ты
Главные и второстепенные члены предложения
1
18.04
Дифференциация простого и сложного предложения.
Умение подбирать близкие по смыслу сложные предложения к простым предложениям.
Умение обозначать части сложного предложения на письме запятой, в устной речи и чтении паузой.
Практическая работа
Текущий контроль
Распространение предложений, применяя союзы а, но, и
Медицин-ская помощь.
Простое предложение с однородными членами
1
23.04
Умение составлять предложения с однородными членами предложения.
Умение правильно расставить знаки препинания при однородных членах предложения с перечислением, с союзами а, но и с одиночным союзом и.
Умение работать со схемой предложения.
Подбор однородных членов предложения из предложен-ных.
Определение поговорки с поучительным смыслом среди других предложенных. Правильное интонирование голоса при перечислении однородных членов предложенияСоставление предложений согласно предложен-ных схем.
Практическая работа
Текущий контроль
Распространение предложений, применяя повторяющийся союз и
Природа родного края
Однород-ные члены предложения с повторяющимся союзом и
1
25.04
Знание и применение на практике правила расставки знаков препинания при однородных членах предложения с
повторяющим-ся союзом и.
Умение работать с деформированным текстом, используя простые предложения и с однородными членами предложения
Умение правильно обозначать в устной и письменной речи повторяющийся союз и.
Практическая работа
Текущий контроль
Распространение простых и сложных предложений с помощью союзов
Земновод-ные
Сложное предложение
1
30.04
Дифференциация простого и сложного предложения.
Умение подбирать близкие по смыслу сложные предложения к простым предложениям
Умение работать с деформированным текстом, используя простые и сложные предложения
Умение читать предложения с нужной интонацией.
Практическая работа
Текущий контроль
Работа над техникой чтения (соблюдение логического ударения)
9 Мая – День Победы
Обращение
1
02.05
Умение выделять слова обращения в устной и письменной речи.
Умение читать предложения с нужной интонацией.
Составление текста поздравительной открытки с обращением по теме День Победы
Практическая работа
Текущий контроль
Закрепление пройденного
Лето. Летние каникулы
Повторе-ние. Состав слова. Части речи
2
07.05
14.05
Умение применить знания и умения при морфемном разборе слова.
Умение выделить в предложении слова разных частей речи.
Правильное написание падежных окончаний имен существительных и прилагатель-ных. Правильное употребление в устной и письменной речи личных местоимений.
Умение выделять в предложениях глаголы. Соблюдение в речи интонации в предложении.
Умение писать под диктовку текст с соблюдени-ем знаков препинания и правил орфографии.
Практическая работа
Итоговый контроль
Диагностика
15-31 мая
Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяПроект от 19.12.2014г. приказ № 1599;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 0-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2011.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2011
Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: Просвещение, 1989.
Каше Г.А., Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005.
Лалаева Л.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.
Коррекция нарушений письменной речи под редакцией Н.Н.Яковлевой. - СПб, Каро, 2007.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.,1991.
Лалаева Л.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., Союз, 2003.
Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьков. – Спб., 1998.
Садовникова И.Н., Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1997.
Волина В.В. Занимательноеазбуковедение. – М.: Просвещение,1991.
Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию.М., 2004
Ткаченко Т.А.Формирование звукового анализа и синтеза. М., 2005.
Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школахVIIIвида. М.,2003.
Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.
Учебные пособия для работы с детьми:
О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.
И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005.
Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.
Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.
Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.
Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.
С.Д.Дмитриев, В.С.Дмитриев. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005.
Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 1970.
В.П.Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы вспомогательной школы. М.: Просвещение 1969.
А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашние тетради для закрепления произношения звуков Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
Н.В. Гальская Говорящий карандашик. Тетради для закрепления произношения звуков, 2003г
И.В. Баскакина Логопедические игры, 2007г
Е.М. Косинова Грамматические тетради, 2008г
О.И. Лазаренко Логопедические альбомы, 2006г
Ю.Б.Норкина Домашние тетради для логопедических занятий с детьми, 2003г
Т.А. Ткаченко Правильно произносим звуки, 2005г
Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками, 2004г
Учебники:
1. 7 класс Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская Русский язык, 2006г.
HYPER13PAGE HYPER15
52