"Как звери готовятся к зиме"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Как звери готовятся к зиме"
Автор: Решетникова Ольга Павловна
Частное общеобразовательное учреждение «Начальная школа –Православный детский сад «Свято Никольский»города Михайловска»(ЧОУ «Начальная школа – Православный детский сад«Свято Никольский»)Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Как звери готовятся к зиме» Провела: воспитатель Решетникова Ольга Павловна г. Михайловск, 2018 г.Программное содержание. Дать детям представление о жизни диких животных зимой. Закреплять умения узнавать и называть диких животных. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.Наглядный материал: иллюстрация зимнего леса, игрушки: дикие животные (зайчик, зайчиха-мама, ежик, белка).Предварительная работа:беседы о диких животных;дидактические игры;чтение русских народных сказок о животных;рассматривание серии картин «Дикие животные»;рисование животных. Ход занятияВоспитатель: Ребята, к нам пришел сегодня гость. Отгадайте кто это?Зимой – беленький,А летом – серенький.Никого не обижает,А всех сам боится.Дети: Зайчик.Воспитатель: Правильно. Это маленький зайчонок.Воспитатель показывает игрушку зайчика.Воспитатель: Зайчишка заблудился и очень хочет вернуться к своей маме-зайчихе, а как найти дорогу, не знает. Давайте поможем ему вернуться домой к маме.Дети: Давайте.Воспитатель: Как вы думаете, где может жить зайчиха? (Ответы детей). Конечно, мама-зайчиха живет в лесу. Давайте отправимся в лес и поможем зайчишке найти его маму.Воспитатель с детьми подходит к иллюстрации леса.Воспитатель читает стихотворение А. Твардовского «Лес осенью»:Меж редеющих верхушекПоказалась синева.Зашумела у опушекЯрко-желтая листва.Птиц не слышно. Треснет мелкийОбломившийся сучок,И, хвостом мелькая, белкаЛегкий делает прыжок.Стала ель в лесу заметней –Бережет густую тень.Подосиновик последнийСдвинул шапку набекрень.Воспитатель: Вот мы и оказались в лесу. Скажите, а какое сейчас время года? (Ответы детей). Листья на деревьях почти опали, на рябине висят красные гроздья ягод. Животные питаются этой ягодой, она для них очень полезна. Прислушайтесь, какая тишина в лесу. Не слышны голоса птиц, многие птицы уже улетели в теплые края, где у них будет достаточно пищи. Птицы, которые будут зимовать в лесу, делают запасы еды. Под ногами шелестят осенние листья. Ой, кто же это шевелится в листве, еще и фырчит? Лесом катится клубок,У него колючий бок.Он охотится ногамиЗа жуками и мышами.Дети: Это ежик. Воспитатель показывает игрушку ежика.Воспитатель: Здравствуй, ежик, ты не видел маму-зайчиху?Ежик: Нет, я ее не видел. У меня осенью много дел. Я готовлюсь к зиме. В опавшей листве ищу себе пищу – червей и насекомых. Потом мне еще нужно сделать из листьев и травы гнездо. Зимой, когда будет холодно и нечего кушать, я буду спать в этом гнезде.Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся и ежиком и не будем ему мешать.Дети прощаются с ежиком. Воспитатель: Ребята, вон там, на ветке я вижу маленького зверька. Отгадайте, кто это?Кто по елкам ловко скачетИ взлетает на дубы?Кто в дупле орехи прячет,Сушит на зиму грибы?Дети: Это белочка.Воспитатель показывает игрушку белки.Воспитатель: Здравствуй белочка. А ты не видела маму-зайчиху?Белочка: Не видела, у меня сейчас очень много дел. Скоро зима и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В свое гнездо я приношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут, и зимой их можно будет кушать.Воспитатель: Белочка, тебе зимой в лесу холодно?Белочка: Зимой мне не холодно. Зимой мой мех станет очень теплым и из рыжего превратится в серый, чтобы меня не было видно. А если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом.Воспитатель: Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый. Но нам нужно идти дальше, искать мать-зайчиху. До свидания, белочка! Ребята, отгадайте загадки и узнаете, кто еще живет в лесу.Кто зимой холодной Бродит злой голодный?Дети: Волк.Воспитатель: Рыжая птичницаВ курятник пришла,Всех кур перечлаИ с собой унесла.Дети: Лиса.Воспитатель: Правильно, в лесу живут медведи, волки, лисы. Ребята, а как зимуют волк и лиса? (Ответы детей). Правильно. Эти животные зимой не впадают в спячку. У них меняется мех на более теплый. Под снегом они добывают себе пищу – различных грызунов.Зайчик: Ой, я очень боюсь лисички, она может меня съесть!Воспитатель: Не бойся, мы не дадим тебя в обиду. Зайчик, смотри, а вон и твоя мама.Воспитатель показывает игрушку зайчихи.Зайчиха: Мой маленький зайчонок, как я рада тебя видеть! Дети, спасибо вам, что не бросили в беде моего зайчонка. Он еще совсем маленький и глупенький, заблудился в лесу.Воспитатель: Зайчиха, мы с ребятами помогли твоему зайчонку вернуться домой. Он очень боялся встретить лису или волка.Зайчиха: Конечно, этих зверей нам нужно опасаться.Воспитатель: Зайчиха, а как вы готовитесь к зиме?Зайчиха: Мы, зайцы, скоро поменяем серый мех на белый. Зимний мех теплее и гуще, и еще мы не так заметны будем на снегу.Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с зайчиками и пойдем обратно в наш детский сад.Воспитатель и дети идут по «тропинке» и подходят к картине, где изображено как медведь укладывается в берлоге. Воспитатель: Ребята, о ком эта загадка?Он в берлоге спит зимойПод большущею сосной,А когда придет весна,Просыпается от сна.Дети: Это мишка.Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как медведь готовится к зиме? (Ответы детей). Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит. Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Летом и осенью много ест – запасается пищей до весны. Весной с появлением пищи медведь выходит из берлоги. Поэтому сейчас ему не нужно мешать. Воспитатель: Вот, ребята, мы и узнали, как звери в лесу готовятся к зиме. Понравилось вам наше путешествие?Дети: Да.Воспитатель: А давайте поиграем и вспомним, кого мы видели в лесу.Дидактическая игра «Узнай зверя по описанию»:трусливый, длинноухий, серый или белый (заяц);бурый, косолапый, неуклюжий (медведь);хитрая, рыжая, ловкая (лиса);серый, злой, голодный (волк);проворная, запасливая, рыжая или серая (белка).Воспитатель: Молодцы ребята! Всех животных отгадали.Литература:Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 80 с.;Каушкаль О.Н., Карпеева М.В. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. – М.: центр педагогического образования, 2015. – 128 с.