"Вопросы личностно-ориентированного подхода к оцениванию знаний обучающихся"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Вопросы личностно-ориентированного подхода к оцениванию знаний обучающихся"
Автор: Володина Ольга Владимировна

Вопросы личностно-ориентированного подхода к оцениванию знаний обучающихсяЧто представляют собой большинство современных учебных пособий? Это текст, структурированный в соответствии с представлениями автора о содержании данной учебной дисциплины, пестрящий множеством речевых артефактов и плохо поддающийся усвоению. "Его величество Удачный конспект" уходит в прошлое. Теперь каждый сам должен переработать материал, выделив необходимые для запоминания элементы, а затем попытаться сформировать у себя правильную структуру знаний. Не важно, каким образовательным стандартом руководствуется преподаватель при разработке курса, индивидуализация способа преподавания, именуемая "авторским прочтением", создает предпосылки для пестрого разнообразия уровней подготовки специалистов. Уровней не в смысле "хуже-лучше", а в смысле - "по-другому". Традиционная лекционная форма, будучи еще более ограничена ораторскими способностями преподавателя, а также временными и прочими ресурсными рамками, порождает даже более сильные вариации в "прочтении" образовательного стандарта. "Коллектив – это группа индивидуумов объединившихся для достижения общей цели",– "индивидуальность подразумевает различие, в том числе и в манере общения".Попробуем все-таки найти какой-нибудь способ придать некоторую стабильность характеристикам образовательного процесса.Итак, как можно себе представить реализацию стабильности характеристик образовательного процесса? Что вообще разумно понимать под этими самыми характеристиками? Ответ прост и вместе с тем весьма сложен.Принятая сейчас "классическая" система подразумевает управление образовательным процессом через изменение мотивации обучающегося.Т.е. если студент плохо усвоил содержание какой-либо дисциплины, то ему выставляется низкая оценка. В процессе подготовки нужно добиваться минимума "брака", т.е. того, чтобы все студенты преодолели к концу обучения некий квалификационный минимум. Но идти к этому нужно через изменение образовательных траекторий. Ведь если программу строить с расчетом на "слабых", то "сильных" просто не останется. Все студенты станут посредственностями.Как обеспечить этот самый единый квалификационный минимум? Ведь используя "классическую" форму оценки учебных достижений это сделать очень трудно.Рассмотрим, для примера, понятие экспертной оценки. Что такое экспертиза качества - это сравнение изделия посредством некоторой оценочной системы (эксперта) с эталоном. Эталон - это некоторый набор количественных значений характеристик, принятый за образец, степень отклонения от которых и является показателем качества процесса подготовки. Единственный эталонный показатель, который можно принимать в педагогике, – способность специалиста успешно решать задачи, возникающие в процессе профессиональной деятельности (хотелось бы добавить еще "без значительного снижения ресурса самого исполнителя", но это немного из другой области - профессиональной пригодности). Естественно, что произвести подобную оценку практически неосуществимая мечта. Любая проверка возможна была бы только после длительной работы, в результате которой реализовалось бы большинство ситуаций, действия испытуемого в которых могут быть признанными критическими. Значит единственный путь - модельные задачи, т.е. некоторая моделируемая проблема, характер решения которой и покажет возможности обучаемого. Список используемой литературы.
  • Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд – во Тюм. Гос. Унив., 2006.- 216 с.
  • Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика, 2003, №10, с. 8 – 14.
  • Петров В. Современные педагогические технологии и образование в III тысячелетии:
  • .
  • Рекомендации  ФИРО по формированию комплектов оценочных средств
  • Темняткина О.В. Методика разработки Фонда оценочных средств Основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2011. – 113 с.
  • ФГОС СПО по специальностям.