«Развитие творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий на уроках литературного чтения»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий на уроках литературного чтения»
Автор: Корнеева Наталья Николаевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология»Проект:«Развитие творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий на уроках литературного чтения» Автор:учитель начальных классов Корнеева Наталья Николаевнаг. Нижневартовск, 2014 г.Оглавление
  • 3
  • 4-5
  • 5-6
  • Концепция проекта6
  • 4.1. Теоретические подходы к творческим способностям.……….….…6-84.2. Основные условия развития творческих способностей младших школьников…………………………………………………………….…8-104.3.Обоснование использования образовательных технологий…………...11-124.4 Система творческих заданий и упражнений………………………12-164.5 Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников………………………………….…..16-18
  • Ресурсное обеспечение проекта……………………………………….18-19
  • Партнеры и целевая аудитория………………………………..…….……19
  • ..20-21
  • ………………21-24
  • 24-25
  • …………………………………………………. ..…25-26
  • Аннотация проекта.
  • В современных условиях проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, и других наук. Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Развивать творческую активность обучающихся можно не только в процессе таких видов деятельности, как рисование, конструирование, пение. Научить ребёнка творчески мыслить, решать проблемные задачи, проявлять заинтересованность и активность можно и на материале более сложного для усвоения учебного предмета литературное чтение. Данный проект направлен на решение задач по формированию у учителей начальных классов теоретических знаний и профессионально-педагогических умений, необходимых для совершенствования различных сторон педагогического мастерства, с учётом необходимости развития творческих способностей обучающихся. Едва есть ли высшее из наслаждений, как творить.
  • Актуальность проекта.
  • Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. В городе Нижневартовске сформирована и действует система поддержки и развития талантливых и одаренных детей. Неотъемлемыми составляющими системы являются различные олимпиады, интеллектуальные и творческие конкурсы, конкурсы социальных проектов, слёты научных обществ учащихся, спортивные соревнования. Система дополнительного образования, сложившаяся в городе также служит гарантом поддержки и развития одаренных детей. Задачи поддержки способной и талантливой молодёжи сегодня повсеместно выдвигаются на первый план. Использование дистанционных технологий, ресурсов региональных образовательных порталов позволяет увеличить охват детей различными мероприятиями интеллектуальной направленности. Ежегодно более 500 подростков участвуют в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Планируется к 2014 году увеличить на 7 % охват школьников дистанционными конкурсами и олимпиадами. По мнению родителей и учащихся, в школе должны давать не только знания, но и развивать способности каждого ребенка. В связи с этим перед каждым педагогом возникает необходимость разработки системы методов, приемов, направленных на интеллектуальное развитие личности учащихся, раскрытие их творческих способностей. Тема творчества походит через всю мою педагогическую деятельность. Мой личный опыт работы в школе и инновационные подходы в сфере образования побудили меня обратиться к исследованию темы «Развитие творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий на уроках литературного чтения». Работая по программе «Школа России», учебнику «Литературное чтение» авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, задания творческого плана, выражение своих мыслей и чувств, в разных формах устной и письменной речи, вызывали у учащихся затруднения. Мне приходилось упрощать задания предлагаемые авторами УМК, придумывать посильные, не хватало так же разнообразия заданий. Для целенаправленной, систематической работы, возникла необходимость создания системы творческих заданий для уроков литературного чтения, направленных на поэтапное формирование творческих способностей, что позволит соединить логическую и творческую часть процесса обучения. Позволит стимулировать мышление и творческие способности. Этим обуславливается актуальность проекта.
  • Цели и задачи проекта.
  • Цель: обобщить опыт работы и систематизировать эффективные задания, способствующие развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения литературному чтению. Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:1. Изучить проблему развития творческих способностей младших школьников в педагогической практике. 2. Выявить уровень развития творческих способностей у младших школьников. 3. Составить систему заданий, способствующих развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. 4. Апробировать данную систему, проанализировать результаты работы.5.Обобщить опыт работы в виде рекомендаций для учителей.Объект исследования - процесс формирования творческих способностей в урочной и во внеурочной деятельности.Предмет исследования - комплекс приемов и творческих заданий, стимулирующих развитие творческих способностей учащихся.Гипотеза проекта основана на предположении о том, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения может способствовать развитию творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.
  • Концепция проекта.
  • 4.1.Теоретические подходы к творческим способностям.Что же такое способности? Сегодня способности психологами понимаются как свойства или качества индивидуальности, обуславливающие успешность деятельности или овладения ею, как индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности. Д.Б.Богоявленская дает такое определение: «Способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.Что же понимается под творческими способностями? Этот вопрос рассматривают психологи, философы, педагоги. Разные авторы определяют их по-своему. Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, которые не сводятся к имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.Большакова Л.А. творческие способности определяет как личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям.Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие и способность к осознанию своего опыта. Педагогическое определение творческих способностей, данное в педагогической энциклопедии, определяет их как способности к созданию оригинального продукта. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких авторов, как Л.Н. Коган, Л.С. Выготский, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачёв, А.С. Каргин, В.А. Разумный и другие. Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б. выделяет следующие параметры: беглость мысли, ее гибкость, оригинальность, любознательность, фантастичность. Особенно важны работы Л.С. Выготского. Он признаёт за всеми людьми склонность к творчеству, выявляющуюся по-разному, в основном, в зависимости от культурных и социальных факторов.Одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н. Лук, говоря о том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов». Если учитель не обладает таким свойством личности как направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек творческий, то он стремиться и умеет организовать творческую деятельность учеников.Стараюсь быть примером для своих учеников, активно участвую в школьных, городских и окружных творческих конкурсах: «Чудесная нить – изонить» Диплом участника, «Широкая масленица» лауреат конкурса, окружные спортивные соревнования «Папа, мама и я» 1 место в конкурсе «Представление команды», 3 место в творческом конкурсе среди образовательных учреждений города, в номинации «Оригинальный жанр».С учениками посещаем выставки, театры, музеи. Проводим праздники в классе: «День именинника», «Осенины», «Праздник милых, любимых, единственных», «Новый год» и т.д. Благодаря этим мероприятиям у детей появляется возможность проявить творческие способности во внеурочной деятельности. (Приложение № 1)4.2. Основные условия развития творческих способностей младших школьников.Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:1.Сотворчество учителя и ученика. Принципиальное изменение роли ученика начальной школы на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал. 2.Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. 3. Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей. 4. Корректная педагогическая помощь ребенку. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. 5. Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. 6. Межпредметность. В процессе решения творческих задач, как правило, необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.7. Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. 8. Самостоятельность выполнения творческого задания.Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения. 9. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.10. Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей. На основе изученной литературы по теме, в данной работе япопыталась определить основные направления развития таких важнейших компонентов творческих способностей как мотивация, творческое мышление и воображение в младшем школьном возрасте. Было упорядоченно множество различных творческих заданий, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе, организованном в процессе творческой деятельности через использование современных образовательных технологий, комплекса форм, методов и приемов, активизирующих творческую деятельность. Новизна моего опыта состоит в том, что установлено оптимальное сочетание приемов и творческих заданий, лежащих в основе продуктивной творческой деятельности учащихся.4.3. Обоснование использования образовательных технологий.Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся. Этим условиям соответствуют современные образовательные технологии: личностно-ориентированная; технология дифференцированного обучения; игровая; информационно-коммуникативная; проектно-исследовательская; технология коллективного способа обучения; технология деятельностного метода.Использование этих современных образовательных технологий способствует раскрытию и развитию творческих способностей школьника. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. Работа учителя начальных классов должна быть направлена на развитие творческого воображения учащихся, обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта ребенка. Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы: беседы, дискуссии, игрыостязания, конкурсы, турниры, олимпиады, творческий труд, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, художественно-эстетическая деятельность.Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умению работать с первоисточниками. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Используются различные формы самостоятельной деятельности: исследование, изучение литературы, анализ произведения, подбориллюстраций. Учитываются индивидуальные способности учащихся. Исследовательский метод даёт возможность применить свои знания в новых ситуациях, формирует лидерские черты творческой личности и является условием формирования интереса к изучаемому предмету.4.4. Система творческих заданий и упражнений.Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Правильно подобранные учителем задания, безусловно, будут способствовать успешному развитию творческих способностей учащихся. Творческие задания - это задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен найти сам способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто новое. Под системой я понимаю последовательное включение творческих заданий: от простого к сложному. Во-первых, это воспитание у учащихся качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь – в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение. Во-вторых, самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: отзывы о прочитанных книгах и просмотренных спектаклях, рисованиепо прочитанному кадров воображаемого кинофильма или диафильма. В-третьих, это элементы исследовательской деятельности учащихся. Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:1.познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения;2.задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим;3.система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.Развитие творческих способностей посредством литературной деятельности будет успешным, если соблюдать следующие условия:1.использовать совокупность методических приемов, направленных на развитие творческого потенциала;2.использовать образцовые авторские и народные произведения;3.зарубежный литературный материал должен опираться на знания детей в области отечественной литературы, тогда мы научим их уважать свою культуру и обогатим их кругозор;4.осуществлять преемственность между начальной и старшей ступенью обучения. Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания. В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:1.Словесное развертывание образов произведения.2.Театральная творческая деятельность.3.Изобразительная творческая деятельность.Целью выполнения творческих заданий является формирование любознательностиаходчивости или фантазии; альтернативного мышления;изобретательности; оригинальности; гибкости; самостоятельности;широты и глубины мышления.Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как сложность содержащихся в них проблемных ситуаций, сложность мыслительных операций, необходимых для их решения; формы представления противоречий (явные, скрытые) связи с этим Г.В.Терехова определяет три уровня степени сложности заданий:Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения. Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемнойситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества. Переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.Все предлагаемые задания должны содержать три важнейших компонента творческих способностей в младшем школьном возрасте: мотивация, творческое мышление и воображение.Процесс формирования творческих способностей на уроке литературного чтения можно представить в виде модели, состоящей из трех блоков. Для каждого блока определены конкретные творческие задания. Первый блок заданий и упражнений - это этап познания, создания мотивации творческой деятельности. Цель данного этапа - формирование у младших школьников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, памяти, внимания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Второй блок системы - элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, творчество в изучении предметной теории и практики. Цель данного этапа – развитие исследовательской деятельности обучающихся при решении учебных проблем.Третий блок - самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Цель этого этапа – развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.Это высказывание, сочинение, даже самое, казалось бы, простое: школьник рассказывает о радостных днях каникул или описывает картину природы. В сочинении всегда выражается личность автора.Творческие работы по литературному чтению, как и другим школьным предметам, служат уже не столько цели овладения учебным материалом, сколько цели повышения активности и самостоятельности учащихся, развития у них инициативы и творческого подхода к решению конкретных вопросов; учат высказывать свою точку зрения, находить способ действия. При выполнении этих упражнений учащиеся постепенно подходят к выполнению собственно творческих заданий. (Приложение 2)
  • Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников.
  • Цель диагностики: выявление уровня развития творческих способностей учащихся начальных классов. Задача -планировать работу по развитию творческих способностей с учетом данных диагностики, принципов педагогической деятельности и условий формирования творческих способностей учащихся.Определила, что в ходе реализации проекта будет происходить положительная динамика основных показателей творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность); возрастёт творческая активность обучающихся, проявляющаяся в учебной деятельности и внеклассной работе.Для определения результативности педагогического опыта предполагается использовать анализ продуктов деятельности учащихся (сочинения, проекты, творческие работы); метод наблюдения, метод самооценки, метод тестирования.Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Для выявления начального уровня развития творческих способностей была проведена диагностика во 2 классе (начало учебного года), и в последующих классах с помощью анкетирования, наблюдения, методики Вартега «Круги». Для данного исследования была выбрана анкета (Приложение № 3). Данные вопросы позволили определить отношение младшего школьника к уроку чтения и его читательскую активность, а так же нравиться ли детям выполнять творческие задания. Кроме анкетирования на констатирующем и контрольном этапе проводилось наблюдение. Учащимся были предложены: творческий пересказ, словесное рисование, пантомима - 70% учащихся класса не справились с заданием, имеют низкий уровень развития творческих способностей. На контрольном тестировании не справились с заданием лишь 30% учащихся. Методика Вартега «Круги». (Приложение №4)Цель – изучение показателей творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность).Представленная гистограмма показывает: выросли основные показатели творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность). Причинами изменения этих параметров можно назвать систематическую и планомерную работу по развитию творческих способностей учащихся.
  • Ресурсное обеспечение проекта
  • Ресурсное обеспечение процесса развития творческих способностей, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации.Кадровые ресурсы: уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта, считаю достаточным: высшее образование, Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И. Менделеева, 1997 г., специальность "педагогика и методика начального образования", квалификация "учитель начальных классов с дополнительной специальностью МХК". Повышение квалификации: курсы "Реализация системно-деятельностного подхода в современной начальной школе", город Ханты-Мансийск, 2013 год, удостоверение №1155.Информационные ресурсы:1.Создание комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, списки литературы по направлениям, публикации, и т.д.).2. Создание банка данных проекта.3. Издание методических материалов, публикация.4. Формирование банка достижений, работ учащихся.Программно-методические ресурсы:1.Корректировка рабочих образовательных программ по предмету с учетом индивидуального и деятельностного подхода.2. Комплекс методических и дидактических материалов.3.Освоение технологии разработки учебных проектов.4.Планирование деятельности по самообразованию.Материально – технические ресурсы: •наличие учебного кабинета с оборудованием;•наличие необходимой литературы и электронных носителей;•наличие расходных материалов для выпуска методических материалов и сборников;•наличие компьютерной и множительной техники в необходимом количестве.
  • Партнёры ицелевая аудитория
  • Партнёрамив реализации настоящего проекта являются учителя начальных классов.Целевой аудиторией являются учащиеся 1- 4 классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9».
  • План реализации проекта.
  • Этапы реализации проекта:I этап. 2009 - 2010 уч. год – организационный этапЦель: подготовить условия для формирования системы работы с учащимися по развитию творческих способностей.
  • Изучалась и анализировалась методическая литература, в аспекте исследуемой проблемы,
  • анализировались образовательные программы, учебники и учебные пособия,
  • изучался практический педагогический опыт в области работы над творческими способностями.
  • II этап. 2010 - 2012 уч. год – практический этапЦель: апробация системы работы, направленной на развитие творческихспособностей учащихся начальных классов.
  • Отбор и использование заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей учащихся,
  • выстраивание системы работы,
  • разработка методических рекомендаций по работе над развитием творческих способностей учащихся,
  • диагностика творческих способностей учащихся,
  • участие обучающихся в городских, окружных, российских конкурсах, олимпиадах,
  • повышение квалификации педагога.
  • III этап. 2012 - 2013 уч. год – аналитический этапЦель: анализ опыта работы по реализации проекта, корректировка содержания с учетом результатов.
  • Анализ работы по проекту,
  • обобщение результатов работы,
  • определение перспектив дальнейшего развития.
  • Ожидаемые результаты и социальный эффект.
  • В результате работы над проектом будут совершенствоваться формы и методы работы, направленной на развитие творческих способностей учащихся. Будет составлена система заданий по теме проекта. Будут разработаны методические рекомендации по развитию творческих способностей на уроках литературного чтения.Педагогический опыт распространён на школьном, городском и региональном уровне, выступление на школьных педагогических и методических советах по темам: «Развитие творческих способностей учащихся» представлен в 2011 году; «Творческие задания на уроках литературного чтения» в 2012 г.; «Система заданий направленных на развитие творческой активности учащихся начальных классов», в 2013 г.Подготовила и провела мастер – класс для творческих учителей города по теме «Изонить»- программа по формированию метапредметных и личностных результатов во внеурочной деятельности».Оформлены сборники творческих работ учащихся:
  • «И в шутку, и всерьёз» (тема «Фразеологизмы в нашей речи»)
  • «Загадки»
  • «Что за прелесть эти сказки!»
  • «Учимся чувствовать и выражать авторское настроение» (сочинения по отрывку из рассказа Э.Ю. Шима «Весна»)
  • «Обращение Ёлочки»
  • «Жила была собака» (продолжаем стихотворение И. Пивоваровой)
  • «Вредные советы» (подражаем Остеру)
  • Система работы на уроках литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, создателя проектов, художника-иллюстратора, чтеца, актера. Обучающиеся стали активными участниками интеллектуальных фестивалей и конкурсов школьного, муниципального, федерального, международного уровней, в том числе, проводимых дистанционно. Хорошим стимулом, для творчества служат выставки, смотры, конкурсы. Учащихся раскрывают свои способности, начинают верить в себя, появляется желание не останавливаться на достигнутом. Результатом работы является то, что учащиеся класса становятся победителями и призерами школьных, городских и окружных конкурсов:Так как предложенные задания носят не оценочный, а обучающий, развивающий характер, то атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя. Целенаправленная работа даёт положительную динамику в развитии и обучении детей. Учащиеся стали мыслить более самостоятельно. Обогатился словарный запас. Появился опыт написания сочинений творческого характера. Значительно повысился интерес к чтению, следовательно, улучшилась и техника чтения. (Приложение № 5)Об эффективности представляемого педагогического опыта можно судить по сохранению результатов общей успеваемости -100%и повышения качественной успеваемости до 82 %по предмету литературное чтение.
  • Перспектива дальнейшего развития проекта.
  • В дальнейшей работе предполагаю:1.Представить опыт работы по проекту на городском методическом объединении. 2.Привлечь большее количество учащихся к школьным и городским конкурсам, олимпиадам.3.Оформить на выпускной каждому воспитаннику подарочный сборник «Наше словотворчество».ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе реализации проектачитаю, что поставленная цель достигнута:
  • изучена проблема развития творческих способностей младших школьников в педагогической практике;
  • обобщён опыт работы, систематизированы задания, способствующие развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения литературному чтению.
  • данная системаапробирована, результаты работы проанализированы.
  • проведены мониторинговые исследования, проанализированы полученные результаты и сделаны выводы.
  • Таким образом, использование системы творческих заданий обеспечило развитие творческих способностей младших школьниковв урочной и внеурочной деятельности. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенной системы творческих заданий на уроках литературного чтения. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Реализуя проект, можно сделать выводы, что ребенок, развивая творческие способности в начальной школе, научится мыслить критически, приобретёт умение анализировать и оценивать, может придумать, нарисовать, сочинить или принять оригинальное решение проблемыбудет способен производить новое, что обеспечит успешность дальнейшего обучения и развитие общих и специальных умений. Все области знаний пронизаны изобретениями, творчеством. Следовательно, уже сейчас дети должны развиваться творчески.Х. Литература
  • Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития //
  • Психологический анализ учебной деятельности М.: ИПРАН. 2009.
  • Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка.- М., 2010.
  • Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов/ Д., 2009.-173с.
  • Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.- М.: Знание, 2011.
  • Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей.-Самара, 2009.
  • Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей.- М., 2012.
  • Гатанов Ю.Б.Курс развития творческого мышления (по методу Джильфорда и Дж.Рензулли).- С-П., 2010.
  • Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Издательство «Питер»,2012.-368с.: Серия «Мастера психологии».
  • Коган М.С., Хромова И.В. Диагностика творческого развития личностиетодическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования. – Новосибирск, 2011.
  • Конусова О.А., Солоухина Т.П. Развитие творческой активности учащихся. // Управление начальной школой. – 2013, №2
  • Кудрявцев В.Т. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании.- М., 2009.
  • Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Наука, 2011.
  • Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. ., Дидакт, 2012
  • Прохорова Л.Н. Подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников.// Начальная школа.- 2009, №2.с.38-42
  • Интернет-ресурсы:-- - -