"Золотинка"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Золотинка"
Автор: Паламарчук Виктория Николаевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия п. Нижний Куранах
Рассмотрено Утверждаю:
на заседании МС Директор МБОУ
протокол №8 Гимназия п. Нижний Куранах
от 30.05.18 г. ___________/_Р. С. Улыбина
приказ №01-10/517 от 30. 05. 2018г.
Программа
районного ресурсного центра
Золотинка
для учащихся начальных классов
образовательных учреждений Алданского района
Срок реализации программы: 5 лет
Программа рассчитана на детей 6,5-11 лет
Автор: Паламарчук В.Н.,
учитель начальных классов
2018-2023
Пояснительная записка
Современное начальное образование ставит своей главной целью: развитие личности ребёнка.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится развитию творческих качеств личности ребёнка: Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение…
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и этим данная программа отличается от имеющихся. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса ребёнка как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Цель программы-создание необходимых условий для интеллектуального развития и личностного роста ребенка.
Задачи:
1.Развивать метапредметные навыки.
2.Обучать основным логическим операциям: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умозаключение.
3.Воспитывать стремление к преодолению трудностей.
Участники:
Воспитанники МДОУ Журавлик, Оленёнок, Радуга.
Воспитатели подготовительных групп МДОУ.
Учащиеся начальных классов района.
Учителя начальных классов района.
Родители.
Состав детской группы: переменный.
Особенности набора обучающихся: свободный.
Ожидаемые результаты
Для дошкольников и обучающихся:
Активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения.
Создание благоприятных условий для саморазвития и самосовершенствования, самовоспитания и самообразования.
Признание конвенциональных прав ребёнка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольность участия и др.
Формирование Я-концепции (Я -могу, Я-способен, Я-значу, Я-нужен).
Пополнение портфолио.
Для родителей:
Стимулирование активности и самостоятельности учащихся при выполнении заданий, при работе с литературой.
Открытость внешней экспертизы знаний своего ребёнка.
Участие в работе независимой экспертной комиссии.
Повышение уровня мотивации на продвижение детей.
Расширение возможности для получения дополнительного образования.
Для образовательных учреждений района:
Расширение образовательного пространства.
Увеличение количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах школьного и муниципального уровней.
Методы обучения:
1. Словесные методы обучения:
устное изложение;
беседа;
2. Наглядные методы обучения:
показ видеоматериалов, иллюстраций;
лабораторная работа
наблюдение;
3. Практические методы обучения
практическая работа
проектная работа
творческая работа
Беседыраскрывают или напоминают о сущности взаимоотношений живой и неживой природы, её неразрывного взаимодействия и необходимости человека не только потреблять природные богатства , но и охранять их.Занимательные занятияпомогают развивать в непринуждённой форме интеллектуальные, индивидуальные и коммуникативные способности каждого ученика.
Практические занятиязакрепляют творческие и индивидуальные способности каждого учащегося.
Конкурсные заданиявыявляют (подтверждают) творческую личность и способствуют созданию условий для её дальнейшего развития.
Проектная деятельностьпознавательной направленности активизируют познавательную деятельность и социализацию школьников.
Система занятий позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
создание условий для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствование развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
воспитание системы межличностных отношений.
Таким образом,целью занятийявляется развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися в 1 классе
В результате в первом классеобучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Планируемые результаты освоения обучающимися во 2 классе
В результате во втором классеобучающиеся получат возможность формированияличностных результатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами во втором классе является формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы в 3 классе
В результате в третьем классеобучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатамив третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера,исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Планируемые результаты освоения обучающимися в 4 классе
В результате в четвертом классеобучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Тематический план работы
№
Мероприятие
Форма проведения
Участники
1.
С праздником, воспитатели!
Проект
Профессии нашего посёлка
(воспитатель)
ДОУ Журавлик
ДОУ Радуга
ДОУ Оленёнок
2.
Олимпиада по ПДД
Дорожная азбука
Олимпиада для 1-4 классов
Учащиеся 1-4 классов МБОУ Гимназия п. Нижний Куранах
3.
Осеннее ассорти
Выставка поделок,
работа по станциям
Учащиеся 1-4 классов МБОУ Гимназия п. Нижний Куранах
Воспитанники
ДОУ Журавлик
ДОУ Радуга
ДОУ Оленёнок
4.
Круглый стол
Посещение детских садов
Совещание в гимназии
Учителя начальных классов
и воспитатели
ДОУ Журавлик
ДОУ Радуга
ДОУ Оленёнок
5.
Конкурс чистописания
по математике
Конкурс
Учащиеся 1-4 классов МБОУ Гимназия п. Нижний Куранах
6.
Пятнашки
Интеллектуальная игра
Воспитанники
ДОУ Журавлик
ДОУ Радуга
ДОУ Оленёнок
7.
Животные-наши друзья
04.10 день животных
Игра
Учащиеся 1-4 классов МБОУ Гимназия п. Нижний Куранах
8.
Знаток словарных слов
Конкурс
Учащиеся 1-4 классов МБОУ Гимназия п. Нижний Куранах
9.
Пятнашки
Интеллектуальная игра
Учащиеся 1-4 классов МБОУ Гимназия п. Нижний Куранах
10.
День кладоискателя
(28.10
день мультфильмов)
КТД для 1-4 классов
Проект Профессии
Учащиеся 1-4 классов МБОУ Гимназия п. Нижний Куранах
11.
Минутка чистописания
Конкурс каллиграфии
Учащиеся 1-4 классов МБОУ Гимназия п. Нижний Куранах
12.
Мир моих увлечений
(НИР)
Пристендовая презентация
Учащиеся 1-4 классов МБОУ Гимназия п. Нижний Куранах
13.
Предметная олимпиада
по математике
Олимпиада для 1-4 классов
Учащиеся 1-4 классов МБОУ Гимназия п. Нижний Куранах
14.
Умники и умницы
Интеллектуальная игра
Воспитанники
ДОУ Журавлик
ДОУ Радуга
ДОУ Оленёнок
15.
Предметная олимпиада
по русскому языку
Олимпиада для 1-4 классов
Учащиеся 1-4 классов МБОУ Гимназия п. Нижний Куранах
16.
День кладоискателя
КТД для 1-4 классов
Учащиеся 1-4 классов МБОУ Гимназия п. Нижний Куранах
17.
Первоклашка – 2019
для воспитанников подготовительных групп ДОУ
Интеллектуальный конкурс
Воспитанники
ДОУ Журавлик
ДОУ Радуга
ДОУ Оленёнок
18.
Золотинка для учащихся начальных классов района
Олимпиадное движение Проведение 1 тура на базе ОУ
Учащиеся
начальных классов района.
19.
Золотинка для учащихся начальных классов района
Олимпиадное движение Проведение 2 тура
на базе МБОУ
Гимназия п.Н.Куранах
Учащиеся
начальных классов района.
20.
Введение в школьную жизнь
8 занятий с будущими первоклассниками.
Воспитанники
ДОУ Журавлик
ДОУ Радуга
ДОУ Оленёнок
21.
День кладоискателя
(01.03 день кошек)
КТД для 1-4 классов
Учащиеся 1-4 классов МБОУ Гимназия п. Нижний Куранах
22.
Эти забавные животные
Игровая программа
Воспитанники коррекционной школы 8 вида п. Нижний Куранах
23.
Предметная олимпиада
по окружающему миру
Олимпиада для 1-4 классов
Учащиеся 1-4 классов МБОУ Гимназия п. Нижний Куранах
24.
День кладоискателя
КТД для 1-4 классов
Проект Летние забавы
Учащиеся 1-4 классов МБОУ Гимназия п. Нижний Куранах
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Закон Российской Федерации Об образовании от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (стандарты второго поколения).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, Экзамен, 2009г.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2006 г.
Литература для детей
Интернет – ресурсы для реализации программы
Занимательные научные опыты для детей
Познавательные опыты для детей
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
Жидкие фокусы
Занимательные опыты на кухне
Изучаем химию - ставим опыты вместе с детьми
Изучаем животный мир - ставим опыты