Организация логопедической помощи детям с ОВЗ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация логопедической помощи детям с ОВЗ
Автор: Ялаудинова Юлия Анатольевна

Организация логопедической помощи детям с ОВЗЛогопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями.Нарушения речи обучающихся нашей школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.Основные признаки речевого нарушения:- несоответствие речи возрастным нормам;- речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь.Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем умственного развития.Это обусловлено комплексом причин:*Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга;*Функциональные причины связаны с развитием и нарушениями в ЦНС *Психогенные причины;*Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, билингвизм - в семье говорят на двух языках, глухие родители - ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).Нарушения речи носят системный характер, т.е. затрагивают фонетико-фонематическую сторону речи (звукопроизношение); лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь, монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи). У детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в речевом общении, часто отказываются от общения с взрослыми, сверстниками проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. Иногда достаточно бывает 6-9 занятий, что бы поставить звук, но автоматизация его заканчивается лишь через 1,5-2 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.Речь у детей часто монотонная, маловыразительная.При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми образовательными потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Диагностируется как устная, так и письменная речь учащихся.Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, с другой стороны - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата. При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства обучающихся, происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи не достигают нормы. Логопедические занятия посещают учащиеся с подготовительного по 7 классы. По результатам диагностики на каждого учащегося заполняются речевые карты, составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы, выдаются рекомендации для учителей, воспитателей и родителей. С обучающимися проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.Базисный учебный план предусматривает проведение коррекционных логопедических занятий:подготовительный, 1,2,3 классы – 4 раза в неделю;4,5 классы -3 раза в неделю;6,7 классы -2 раза в неделю.Длительность индивидуального занятия 30 минут, подгруппового занятия 40 минут.Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления: Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи):Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…).Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.Работа над слоговой структурой слова.Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...).Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…).Развитие грамматического строя речи.Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.С обучающимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.Рекомендуется в одно занятие включать не более пяти видов работы в начальных классах, 6-7 видов работы для обучающихся старших классов.Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Ранние выявления нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи.