Психологическая безопасность как условия сохранения и укрепления психологического здоровья ребенка
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психологическая безопасность как условия сохранения и укрепления психологического здоровья ребенка
Автор: Склемина Инна Николаевна
Психологическая безопасность как условия сохранения и укрепления психологического здоровья ребенка.Дети проводят в дошкольном учреждении большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка дело не только семьи, но и педагогов. Организм психологически здоров, если наблюдается его адаптивность и адекватность ко всему объему получаемой информации. Важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья является психологическая безопасность.Создание условий психологического комфорта (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка) получило название «психологической безопасности». Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в дошкольном учреждении предполагает предупреждение и устранение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей, снижающих их уровень естественной активности и настроения. Источники угрозы психологической безопасности ребенка условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние.Внешние источники: I. Физические:1. Неблагоприятные погодные условия.2. Недооценка значения закаливания, сокращение пребывания ребенка на свежем воздухе.3. Нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация.4. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.5. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка. II. Социальные:1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в принятии решений, так и в поступках.2. Межличностные отношения детей с другими детьми, родителями, другими взрослыми. Детское сообщество, родители в силу каких- то причин могут отвергать ребенка (например, не оправдал ожидания). Могут проявляться грубость и жестокость. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме. Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что-либо против желания.3. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.4. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.5. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе, семье. Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате ребенок сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.2. Осознание ребенком на фоне других детей своей не успешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть. 3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например, сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться в следующих симптомах:в трудностях засыпания и беспокойном сне;в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;в рассеянности, невнимательности;в беспокойстве и непоседливости;в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;в проявлении упрямства;в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;в повышенной тревожности;в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.Все вышеперечисленные признаки говорят о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.Для обеспечения психологической безопасности ребенка следует включить следующие мероприятия:систему профилактики психоэмоционального состояния ребенка средствами физического воспитания: массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные процедуры;цветового решения интерьера(использование пастельных тонов светло-розового, светло-голубого, желтого, зеленого цветов), способствующих снятию напряжения;работу с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапия (лечение искусством, творчеством) увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма;музыкальную терапию – регулярно проводимые музыкальные паузы, игру на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творческих способностей, на оздоровление оказывает классическая музыка. расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми. Создание развивающей предметно-пространственной среды, которая вызывает интерес ребенка. Психологи подмечают, что «интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Интерес – это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Творческая деятельность формирует у ребенка состояние психологического комфорта, доминанту положительных эмоций: происходит, стойкое физиологическое возбуждение мозговых центров удовольствия.Интерес и удовольствие, сопровождающие его, рождают ситуацию успеха. Ситуация успеха – это «совокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, художественном творчестве, спорте). Все это в целом способствует формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.Педагог является одним из главных звеньев в воспитании детей. Он может достаточно профессионально найти подход к каждому ребёнку, создать комфортные условия для успешного развития и этим обеспечить укрепление психологического здоровья детей!