" Синдром эмоционального выгорание и как его избежать"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Синдром эмоционального выгорание и как его избежать"
Автор: Бабай Екатерина Сергеевна

«Синдром эмоционального выгорания и как его избежать»Цель: ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития; способствовать осознанию возможности саморегуляции эмоционального состояния.Задачи:
  • Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками.
  • Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
  • Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.
  • Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.
  • I этап – подготовительный. Диагностика уровня эмоционального выгорания педагогов (методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко). Обработка полученных данных.II этап – основной. Ознакомление педагогов с результатами диагностики уровня эмоционального выгорания, проведение тренинга.Ход тренинга1.Приветствие участников.Психолог:- Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время. Чтобы оно было более эффективным мы будем использовать различные игры и упражнения, позволяющие лучше увидеть себя и других. Мы будем узнавать друг друга через те отношения, которые будут здесь складываться.2. Разминка. Упражнение «Дождик».Цель: организовать позитивный настрой группы на занятие.Инструкция: для выполнения этого упражнения необходимо встать в одну шеренгу, повернуться лицом к затылку соседа, как в строю. Психолог встает в конец шеренги и произносит инструкцию: «Представьте, что  вы прогуливаетесь по улице. Хорошая погода. Вдруг закапал летний, теплый,  дождик. Дождик касается вашего тела (головы, плеч, спины, рук, кистей, ног). В этот момент каждый участник кладет руки на голову, плечи, спину и т.д. своему соседу и начинает легкими прикосновениями имитировать капли дождя». Это упражнение способствует сплочению группы, настрой на совместную работу.Основная часть. « Профессиональное выгорание»Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Выгорание является своего рода ответом на хроническое эмоциональное напряжение, которое возникает при тесном взаимодействии с людьми.  Факторы обусловливающие выгорание педагогов ( что влияет) :Ежедневная психическая перегрузка, высокая ответственность за здоровье и жизнь учащихся, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и фактором социальной несправедливости, низкий социальный статус профессии, ролевые конфликты, поведение «трудных» учащихся.  Профессия  педагога в настоящее время феминизирована ( женская) , поэтому к перечисленным профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей.Признаки эмоционального выгорания ( как проявляется)
  •  сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость и тупость, отстраненность в общении с окружающими и т.п.;
  • негативное, подчас циничное отношение как к субъектам профессиональной деятельности (учащимся), так и к коллегам;
  • нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации;
  • ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой;
  • неадекватная самооценка результатов профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них;
  • немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими;
  • ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т.д.
  •  может наблюдаться снижение качества жизни в целом.
  •      Вопрос:   Скажите, кто-нибудь испытывает что-либо из перечисленного?  (Далее психолог знакомит педагогов с результатами диагностики)Отсутствие выгорания – 9 человекСкладывающийся синдром выгорания – 3 человекаСложившийся синдром выгорания – 1 человекСимптом «Неудовлетворенность собой»: 2 человека – складывающийся синдромВ результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, педагог обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, конкретными обязанностями.Симптом «Загнанность в клетку»: 1 человек – складывающийся синдром 1 человек – сложившийся синдромЭто состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто ощущаем состояние “загнанности в клетку", и не только по поводу профессиональной деятельности. В таких случаях мы в отчаянии произносим: “неужели это не имеет пределов”, “нет сил, с этим бороться”, “я чувствую безысходность ситуации". Нас повергает в исступление бюрократическая казенщина, организационная бестолковщина, людская непорядочность, повседневная рутинность.Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»: 3 человека – складывающийся синдром; 4 человека – сложившийся синдромТермин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности педагога, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.Фаза «истощения».Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.Симптом «Эмоциональная отстраненность» 2 человека – складывающийся синдромПедагог полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Его почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные.Реагирование без чувств и эмоций – наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности педагога и наносит ущерб субъекту общения.Симптом «Личностная отстраненность (деперсонализация: 3 человека – складывающийся синдромПрежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к ученику – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать.Какие качества, помогают избежать профессионального выгорания:Во-первых:• хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).• высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.Во-вторых:• опыт успешного преодоления профессионального стресса;• способность конструктивно меняться в напряженных условиях;• высокая мобильность;• открытость;• общительность;• самостоятельность;• стремление опираться на собственные силы.Способы профилактики эмоционального выгоранияЕстественные способы регуляции организма- длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение,  танцы, музыка.  - баня, сауна, массаж; горячая ванна с пеной; SPA-процедуры.Физиологическая саморегуляцияСпутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «Мышечный панцирь» образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.Способы физиологической саморегуляции:Упражнение «Мышечная энергия» Цель: выработка навыков мышечного контроля.Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте! Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный — напряжен по-прежнему! Снимите напряжение. Упражнение «Лимон»Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.Способы эмоциональной саморегуляцииСмех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей, вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.Упражнение «Ведро мусора»Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора». Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.Упражнение : «Лужайка позитивных качеств»Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.Материалы: лист бумаги А3 зеленого цвета, стикеры в форме цветка.На доске висит лист бумаги зеленого цвета, которая напоминает лужайку. Педагоги получают бумажные цветки, на которых должны написать свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере три) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет цветок на доску. Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе (психолог, в случае необходимости, может помогать).Следующий способ – это самовнушение и самопоощрение: - Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.  - В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:«МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!». - Дарите себе разные подарочки и милые безделушки.Упражнение "Молодец!" (5-7 мин.)Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения. Инструкция. Разделиться на два круга - внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге - хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: "А это ты молодец - раз! А это ты молодец - два!" и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.Дыхательная гимнастика, гимнастика с управлением тонуса мышцКак и во многих других случаях, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. А помочь при этом могут следующие способы: упражнения с управлением дыханием, с управлением тонусом мышц.Упражнение «Вверх по радуге» Цель: стабилизация эмоционального состояния.Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.Упражнение « Пушинка»Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.Способ отдыха – занятие любимым делом (хобби)Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако, существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.Упражнение «Удовольствие» Цель: осознание имеющихся внутри ресурсов для восстановления сил.Материалы: листы бумаги, ручкиУчастникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.РелаксацияУпражнение " Источник" Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст:"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией.Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. "По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.Подведение итогов.Психолог благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге. Раздает памятки.Памятка1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:- громко запеть;- резко встать и пройтись;- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;- измалевать листок бумаги, измять и выбросить .2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи , а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.