Конспект занятия «Техника плетения основных узлов макраме»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия «Техника плетения основных узлов макраме»
Автор: Алтаева Гузель Лукмановна
Конспект занятия«Техника плетения основных узлов макраме»Информационная карта учебного занятия Ход занятия Организационный момент: а) приветствиеб) текущий инструктажII. Тема урока:а) русские посиделкиб) история узелкового плетенияв) игры с Петрушкойг) конкурс с цветамид) вопросы по макрамее) ярмарка изделийIII. Подведение итогов(Звучит музыка народной песни)Ведущая: Проходите, гости дорогие. (Заходят три девушки, каждая с работой).Гость на гость-хозяину на радость. Просим в избу! Красному гостю-красное место. Не красна изба углами, а красна пирогами. Подруженьки, дорогие, проходите, садитесь на скамьи дубовые, будьте как дома. Спасибо, подруженьки, что пришли на посиделки! В давние времена в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно: собирались, что бы себя показать и на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потешках и забавах, да умением и мастерством блеснуть.На посиделки обязательно приходили с работой, чтобы попрясть пряжи из льна, шерсти, связать кружево, носочки, варежки. Любили петь русские народные песни(звучит русская народная песня).1 девушка: Человек во все времена стремился украсить свой быт. «Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства» - гласит пословица.2 девушка: Народ творил из простого материала: дерева, глины, шерсти, льна, но ценность изделия умельцев определялась не ценностью материала, а мастерством и фантазией.3 девушка: Славится наша русская земля и плетениями. Вряд ли кто-нибудь может сказать, когда человек завязал первый узел?1 девушка: А знаете, девчата, что история узелкового плетения исчисляется тысячелетиями? Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца петли, и он завязал первый узел. От простой необходимости соединить две нити появился вид рукоделия- макраме.2 девушка: За всю историю макраме неоднократно претерпевало забвение, но неизбежно возрождалось, принося новые приемы, новые материалы и способы применения. 3 девушка: Как бы надолго не забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло свое название. В разные времена искусство плетения называлось квадратное плетение, узелковое кружево, мексиканское кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот вид рукоделия и ремесла стали называть макраме. (Стук в дверь)Хозяйка (ведущая): Ой, стучится кто-то (входит Петрушка)Петрушка: Давно не видались, небось уж заждались?Ведущая: Да не так, что бы очень, ну раз пришел - поздоровайся, видишь публика.Петрушка: Не вижу никакого бублика...Хозяйка: Да не бублика, а поздоровайся с ребятами и взрослыми.Петрушка: А, ну так бы сразу и сказали! Здравствуйте дорогие зрители! Подраться со мной не хотите ли? Ведущая: Петрушка, как тебе не стыдно безобразничать?Петрушка: Да я ничего, что я такого сказал? Здравствуйте, дорогие зрители, состязаться со мной не хотите ли?Ведущая: Прости, мне другое послышалось. А в чем состязаться?Петрушка: Ну, например, кто громче заорет, или шире откроет рот?Ведущая: Нет, Петрушка, такие состязания нам не нужны!Петрушка: Тогда покажите свою удаль? У меня вот есть волшебная веревочка. А ну-ка скажите, для чего нужна человеку веревка? А есть ли родственники у веревки? (канат, бантик, нитки, шнурок, кушак и т.д.) А ну, удальцы, выходите по одному, мне нужны три участника. (Держит в руке три веревки, ребята берутся за концы веревки и, не выпуская из рук, плетут косу).Ведущая: Спасибо, Петрушка, за интересную игру. А я, как хозяйка, хочу предложить свой конкурс. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы давно и прочно вошли в наш быт. С ними всегда празднично и уютно. Существует много вариантов соединения цветов и макраме. Я предлагаю вам составить композицию из сухих цветов, помещенных в плетеное кашпо. Все будет зависеть от вашего вкуса, выдумки и фантазии. (Предлагаются плетеные изделия и сухие цветы. Несколько участников работают).Петрушка: Что-то вы приуныли? А хотите я вам расскажу небылицу? Видел я недавно, как один мужик безрогую корову на цепи вел: лоб широкий, глаза круглые, хвост короткий, ноги косолапые, идет урчит, да лапу сосет (Зрители говорят что это не корова, а медведь)Медведь? Как же так? Медведь -он же серый такой, хвост у него длинный, зубами пощелкивает, да по лесу рыщит ? (Зрители говорят, что это волк).Волк? Э, брат, в волках я знаю толк! У него глаза косые, хвостик махонький, уши длинные, знай себе подпрыгивает, да от всего вокруг дрожит (Зрители отвечают, что это заяц).Заяц? Видел я зайца, он на насесте сидел, крыльями размахивал, во все свое луженое горло на всю округу кричал! (Зрители говорят, что это петух).Петух? Ну вот вы и заговорили вслух! А это значит помогают мои небывальщины чесному народу веселиться да тешиться.Красны девицы! Ваши головы, как ума палата. На все мои потешки у вас ответы находятся. А теперь еще потеха. Нужно взять веревку за концы и завязать узел, не перебирая рук (дети играют).Ведущая: В старину говорили: «Делу время, потехе час.» Давайте посмотрим ,как наши девицы с работой справились? (выбирают победителя)Изделия, выполненные в технике макраме, могут интересно дополнять сложившийся интерьер. Плетеные изделия хорошо сочетаются с различными вещами, вносят своеобразную романтику в убранство дома, придают им уют.Девушки, вы что- то хотели спросить у наших ребят?1 девушка: Как называется основной узел в макраме? (ДПУ)2 д: Как называется нить, на которой завязывают узлы? (Узелковая)3 д.: Как называется нить, которой завязывают узлы? (рабочая)1 д: А что такое брида ? (ряд репсовых узлов, расположенных на узелковой нити)2 д.: Какие приспособления нужны для плетения? (доска для плетения, иголки с головкой, ножницы, сантиметровая лента, нити)3 д.: Какие изделия можно выполнить в технике макраме? (Панно, кашпо, пояса, украшения и т.д)Звучит музыка «Ой полным - полна коробушка» .Входят два коробейника.1 кор: Собирайся, народ! Вас много интересного ждет!2 кор: Подходи, народ чесной! Налетай, выбирай!1 кор: У дядюшки Якова товара хватит всякого! Тары-бары, тары- бары, расторговывай товары! 2 кор: Есть ниточки, есть катушечки. Подходите, разбирайте девки- душечки, иголки, наколки, нитки, тесемки!1 кор: Красота -то какая! Все, что мы принесли, ребята из кружка «макраме» своими руками сделали! Какие же руки у вас золотые! (раскладывают товар на стол).Ведущая: Народная мудрость гласит: «Где труд, там и счастье». Вот и мы сейчас покажем всем присутствующим, что изготовили ребята в нашем кружке. (Идет показ изделий с самоанализом каждого ученика). Руководитель: Большое спасибо всем присутствующим. На этом занятии дети показали высокий уровень усвоения материала, активно включились в творческий процесс. Налицо взаимовыручка, эмоциональный настрой, занятие прошло, как бы на одном дыхании.ЗаключениеЗанятие проводится в форме «русских посиделок». Данный урок – игра – это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все. В этой игре создается ситуация выбора, когда ребенок не только выбирает направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. Он может идти один или со своим другом, или с большой группой детей. Такая форма проведения занятия развивает у детей соревновательный мотив (выиграть, победить, быть лучше других). Кроме того, ребенок стремиться завоевать благосклонность, симпатию других детей. Здесь очень важно выслушать каждого ребенка, дать оценку его работы, сравнивая с другими работами не на основании одного критерия, а целого их комплекса, чтобы по разным критериям дети имели возможность получить оценку «лучший». Можно сравнивать успехи каждого ребенка с его прежними достижениями, подчеркивая уровень работы, то есть самое главное на занятие создать ситуацию успеха. Используемая литература1. Пидкасистый П.И, Хайдаров Ж.С - «Технология игры в обучении и развитии». Уч. Пособие ММПУ 1996 г.2.Эльконин Д.Б - «Психология игры». М. Педагогика. 1999 г.