Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшешо дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшешо дошкольного возраста
Автор: Хомутова Светлана Алексеевна
Хомутова Светлана АлексеевнаВоспитательФормирование навыков сотрудничества у дошкольников посредством коллективного трудаМБДОУ №52, г.АбаканВопросы нравственного воспитания всегда занимали центральное место среди проблем дошкольной педагогики. На каждом этапе исторического развития приобретали ведущее значение разные проблемы. В настоящее время, когда ребенок стал признаваться субъектом воспитания, педагогика нуждается в средствах, направленных на формирование у детей самостоятельности во мнениях, интересах, умении согласовывать их с окружающими. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и само реализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека. Для подготовки ребенка к жизни в обществе необходимо научить его согласовывать свое поведение с другими людьми и обществом, в котором он живет. В теории и практике детского сада давно решался вопрос о формировании навыков сотрудничества у детей, но все исследования сводились в основном к воспитанию у детей чувства коллективизма и развитию навыков жизнедеятельности в коллективе. Данному вопросу были посвящены исследования Е.И. Тихеевой, Д.К. Шлегер, М.Х. Свентинской еще в двадцатые годы прошлого столетия. В последующие годы данный вопрос разрабатывался Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, Т.А. Марковой, С.А. Козловой. Как показали исследования Р.С. Буре, Я.Л. Коломинского, В.Г.Нечаевой, Л.А. Пеньевской, Т.А.Репиной и др., определяющее влияние на становление личности дошкольника, развитие его инициативности, организаторских способностей и социальной активности наряду с семьей оказывает группа детского сада. Где дети имеют близкие интересы и которую, по существу, можно рассматривать как первую детскую организованную малую группу, выполняющую ряд социализирующих функций. Социализация ребенка, его успешное вхождение, само предъявление, самовыражение в социуме во многом зависит от его умения сотрудничать со сверстниками, взрослыми. Однако, как показало исследование М.В. Крулехт, уровень трудолюбия современных дошкольников недостаточно высок [17]. Отсутствие или неправильное осуществление трудового воспитания в раннем детстве, формирует у ребенка отрицательное отношение к труду, которое, как правило, приводит к закреплению пассивности, негативных форм поведения, в то время как современные условия развития общества, предполагают высокую степень активности, мобильности, гибкости, конкурентоспособности развивающейся личности.Итак, сотрудничество характеризуется стремлением понять и поддержать друг друга, чтобы достичь результата, учитывая, интересы друг друга, как свои собственные и добровольно проявляя активность. Традиционно в дошкольной педагогике особое внимание уделяется трудовой деятельности детей и, в частности, ее совместному характеру (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, А.Д. Шатова и др.). Прежде всего, подчеркивается своеобразие детского труда, заключающееся, с одной стороны, в малой объективной значимости его продуктов, но, с другой стороны, имеющего субъективное значение для развития личности ребенка, проявления его воли и настойчивости. Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Таким образом, формируются умения не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя. Большое воспитательное значение имеет коллективный труд, ибо в ходе его дети переживают радость сотрудничества, у них воспитываются требовательность к себе и чувство ответственности за выполняемую работу, чувство товарищества, вырабатывается умение работать сообща. Работу по формированию у детей сотрудничества целесообразно проводить в несколько этапов. Таким образом, эффективным методом воспитания коллективных взаимоотношений является совместная деятельность, направленная на поэтапное формирование навыков сотрудничества.Список литературы: 1. Алмакин, А.П. Сотрудничество в детском возрасте /А.П. Алмакин. - М.: Просвещение, 2001. – 289 с. 2. Богуславская, З. М. Роль игры в нравственном развитии ребёнка З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2007. - 260с. 3. Венгер, Л.А. Психология учеб. пособие для учащихся педагогических училищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2008. – 336 с. 4. Воспитание в труде Под ред. Буре Р.С. - М.: Просвещение, 1997. - 158 с. 5. Воспитание дошкольника в труде Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Педагогика, 2009. – 208 с. 6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006. - С. 33-37. 7. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей Л. Дубина // Дошкольное воспитание. – 2009. - №10. – С. 26-36. 8. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. Дубина, //Дошкольное воспитание. – 2009. - № 11. - С. 3-10. 9. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективномспособе учебной работы кн. для учителя. / В.К. Дьяченко - М.: Просвещение, 2011. – 288 с.