Из опыта работы с детьми с ОВЗ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Из опыта работы с детьми с ОВЗ
Автор: Райкова Лариса Сергеевна
Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Лариса Сергеевна Райкова.Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центральная детская школа искусств» (МБУДО «ЦДШИ») г. Благовещенска.Заместитель директора по учебной работе. В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. В последнее время всё чаще в учреждения дополнительного образования обращаются родители с детьми - инвалидами, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.). Как правило, такие дети никогда не посещали подобного рода образовательные учреждения. Задача преподавателей, занимающихся с такими учащимися состоит не столько в том, чтобы научить детей музыке, сколько в реабилитации детей-инвалидов посредством музыкотерапии. Музыкотерапия в данном случае рассматривается как совокупность методик, построенных на применении разных видов музыкальной деятельности. Сущность музыкотерапии мы видим в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. Музыка, несомненно, может быть средством успокоения и лечения, средством борьбы с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, и, доказано научно, приводит к снижению заболеваемости. Многочисленные исследования и эксперименты подтверждают: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Так, духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Является полезным восприятие музыкальных произведений композиторов-классиков.Цель музыкальных - создание положительного эмоционального фона реабилитации, то есть снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений); развитие речевой функции.Для детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее важными являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей и артикуляционной моторики. Лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. На протяжении более пяти лет Центральная детская школа искусств организует образовательную деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Первая учащаяся с диагнозом «Синдром Дауна» поступила в 2013-2014 учебном году на отделение изобразительного искусства. В настоящее время, в 2018-2019 учебном году в ЦДШИ занимается подобных шесть учащихся: трое детей с «Синдромом Дауна», двое с задержкой психического развития (ЗРП) и один аутист. При чём, пятеро из них совмещают сразу два отделения – музыкальное и изобразительного искусства. На групповых занятиях, таких, как «Основы изобразительного искусства», «Основы сольфеджио», «Основы слушания музыки» дети занимаются по специально разработанным рабочим программам, с учётом их заболеваний. На индивидуальных занятиях по музыкальному инструменту (одна девочка играет на флейте, одна на домре, одна на скрипке и два мальчика на фортепиано) преподаватель выдаёт программу с учётом степени усвоения материала, в индивидуальном подходе к каждому учащемуся.Мой личный опыт работы с «необычными» детьми начался с Насти - ребёнка с диагнозом «Синдром Дауна», которая первоначально пришла учиться в школу на отделение ИЗО. В первое время я просто была наблюдателем поведения «не такой как все» ученицы: она всячески привлекала к себе внимание, громко разговаривала, смеялась, бегала по школе и каталась по перилам…Про Настю были многие наслышаны из-за её «привлекающего к себе» поведения. Но далее, со временем обучения в нашей школе, девочка постепенно становилась спокойной, уравновешенной, прилежной ученицей. Настиным воспитанием занимается бабушка и так как она много лет своей жизни отдала культуре (проработала директором методического кабинета), то всячески хотела приучить внучку к прекрасному. После постепенного усвоения изобразительного творчества её бабушка решила, что Насте стоит поучиться играть на музыкальном инструменте, и не на каком-нибудь, а на….балалайке! (почему бы и нет?) Походив несколько первых уроков в обычную группу детей на сольфеджио, бабушка решила, что уж если обычные дети недолюбливают и недопонимают такой сложный предмет, то Настя и подавно! Вот так Настя оказалась у меня, на индивидуальном уроке сольфеджио!Впоследствии Настя успешно закончила курс трёхгодичной общеразвивающей программы «Основы балалайки», получила долгожданный аттестат и…по ступила учиться на флейту!Второй ученик – Алексей с диагнозом «Аутизм» попал ко мне с момента прихода его мамы к нам в школу, с её фразы: «А вы занимаетесь с «особыми» детьми?». Мне уже просто стало интересно в чём отличие «солнечных» детей от обычных! Я всегда наблюдала за их поведением, манерой вести себя и поняла одно: если с этими детьми разговаривать наравне, а не «сюсюкаться», думая, что так они лучше освоят материал, то и они будут отвечать тебе тем же! И как оказалось, это совершенно нормальные и адекватные дети! В 2017-2018 учебном году поступила к нам в школу Настина одноклассница – Лена. Мама привела её слишком поздно в школу, когда уже давно закончились приёмные экзамены (даже не смотря на диагнозы этих детей, мы должны для них устраивать, пусть даже и облегчённые, но вступительные экзамены). Поэтому для них было всё равно на какой музыкальный инструмент мы их возьмём, важно было просто оказаться в школе. Мы предложили ей «малопопулярную» домру, они с радостью согласились учиться на этом инструменте, после чего Лена также оказалась у меня в группе по сольфеджио вместе с Настей.Лена – совершенно внешне не похожа на ребёнка-инвалида, хотя и имеет диагноз «Синдром Дауна»! Внешне физически развита, выглядит на свои 13 лет, довольно симпатичная девочка (хотя принято считать, что все «даунята» на» одно лицо»), по психическим отклонениям видно только её заторможенное речевое развитие. Лена довольно быстро догнала Настю, и даже обогнала её по знанию предмета сольфеджио.В 2018-2019 учебном году в школе началось буквально «паломничество» детей с отклонениями, так у меня появились новые ученики – аутисты Степан и Рома, «даунёнок» Арсений. Каждый имел свою индивидуальность и хотел заниматься «своим» делом: Степану нравилось играть на фортепиано, Роме – петь, а Арсению – читать стихи! И с каждым пришлось работать по разным направлениям.Первым нашим общим успехом оказалось участие Степана и Арсения во Всероссийской Специальной Спартакиаде для детей-инвалидов (эти мальчики к тому же хорошо играют в дартс!), в рамках которой проходил творческий конкурс. Степан исполнил украинскую народную песню «И шумит, и гудит» в четыре руки со своей мамой, которую, кстати, говоря, надо было также мне предварительно подготовить, так как мама совершенно далека от музыки! Самое интересное, что проще было подготовить именно Степана, сложнее оказалось с мамой…Так вот, их фортепианный ансамбль, можно сказать, стал «гвоздём» программы, так как никто ранее не представлял в подобном фестивале инструментальное творчество! Вторым нашим «выходом в свет» стало выступление на XXV городском фестивале самодеятельного творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья «Когда мы вместе, мы сильнее». Как оказалось, фестиваль проходил в городе Благовещенске уже в 25! раз, а мы принимали в нём участие впервые. И что, опять таки, поразило жюри данного фестиваля (которое устраивало отборочное прослушивание для участие в Гала-концерте), что впервые! за 25 лет дети с ограниченными возможностями здоровья заявляют себя в инструментальном жанре: Степан с фортепианным ансамблем (теперь уже в роли второй партии выступала я), Настя играла на флейте. Рома, же, который обладает хорошим музыкальным слухом и певческим голосом от природы, быстро (всего за неделю) выучил (на мой взгляд непростую) «Песню Электроника» из художественного фильма «Приключения Электроника» - «До чего дошёл прогресс!» и, буквально, покорил своим исполнением всех зрителей в зале! Никто не мог поверить, что у ребёнка имеются какие-то психические отклонения! Все думали, что на сцене стоит вполне нормальный ребёнок! Для детей, как, впрочем, и для меня и их родителей, это было очень ответственное, и в то же время волнительное мероприятие, трогающее буквально до слёз!Мне кажется, что сущность воспитания и обучения ребенка с ОВЗ состоит не столько в конкретном его профессиональном обучении, как во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.Главная проблема, стоящая перед преподавателем, обучающим ребенка – инвалида, связана с поиском более эффективных способов организации процессов обучения и воспитания. Воспитывая ребенка с ОВЗ, преподаватель, прежде всего, должен быть уверен в своих действиях, уверен в том, что каждое слово (или показ) дойдет до ученика и даст нужный результат!Работа с ребенком – инвалидом связана с обостренной наблюдательностью: необходимо не только предельно ясно слышать игру ученика, но и видеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он чувствует, чем занято его внимание. Сочетание большой чуткости и симпатии к ученику, умение мобилизовать волю ученика, сочетание терпения и выдержки является основой успешного воспитательного воздействия.Таким образом, несомненна актуальность и значимость музыкальных занятий для детей с ограниченными возможностями, которые не только развивают музыкальные способности, формируют эстетический вкус, но и являются жизненно важным компонентом воздействия музыки на организм ребенка. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Мы верим, что внутренняя сила способна победить любые недуги! И пусть эти дети не станут профессиональными музыкантами, зато они получат ряд положительных эмоций, научаться дарить радость себе, близким и окружающим, поймут, что они нужны людям, обществу. А главное – поверят в себя!