Некоторые аспекты формирования художественно- эстетической культуры юных пианистов (1)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Некоторые аспекты формирования художественно- эстетической культуры юных пианистов (1)
Автор: Столповских Ирина Ивановна

Автор статьи: Столповских И.И. , преподаватель специального фортепиано МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 2» г. Волжского, Волгоградской областиНекоторые аспекты формирования художественно - эстетической культуры юных пианистов  Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.        Начальный этап обучения в системе музыкального образования является очень важным, а иногда и решающим. От того, насколько правильно были заложены первоначальные основы, зависит активность участия в музыкальной жизни воспитанников музыкальных школ – будет ли это профессиональное музыкальное учебное заведение, школьная и студенческая самодеятельность или домашнее музицирование.         Музыкальные школы накопили богатый практический опыт по воспитанию и обучению детей. Немалую роль в этом процессе призваны сыграть педагоги всех звеньев музыкального образования, от которых, как и от всех педагогов, требуется существенно повысить качество профессиональной подготовки, – более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности.Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. Музыкальная школа основывает свою работу на единой системе эстетического воспитания и ставит перед собой следующие задачи:
  • вырабатывать у детей потребность в приобретении музыкальных знаний, исполнительских навыков и приемов;
  • вовлекать учащихся в художественно - творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;
  • развивать вкус, творческие особенности детей;
  • формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.
  • Для осуществления этих задач существуют следующие пути:1. Разработка и применение заданий познавательного и творческого характера, творческие уроки.2. Проведение урока на высоком эстетическом уровне.4. Обобщение знаний через внеклассную работу.Становление эстетической культуры личности юного музыканта обусловлено наличием её основных структурных компонентов (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности), в развитии которых задействованы как внутренние механизмы, обусловленные особенностями личности ребенка, так и внешние, активизируемые социокультурной средой.Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Основными видами искусства является музыка, кино, танцы, литература, архитектура, скульптура, живопись и другие. Одним из самых эффективных средств развития эстетических чувств является музыка. Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия на человека, именно поэтому она может играть огромную роль в воспитании духовного мира юного музыканта.Музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание - это формирование музыкальной культуры человека.Формирование музыкально-эстетических вкусов учащихся - это процесс сложный и требующий от учителя музыки объективности и широты собственных музыкальных взглядов.Основные задачи, которые должен поставить перед собой преподаватель:1. Определить уровень музыкально-эстетической культуры ученика, для дальнейшей организации работы по воспитанию музыкального вкуса.2. Выстроить программу занятий таким образом, чтобы вовлечь в обучение каждого ученика и помочь раскрыться его творческому потенциалу.Изучив подробно занятия музыкальной школе, можно определить, что урок включает в себя следующие виды музыкальной деятельности: обучение игре на музыкальном инструменте, изучение нотной грамоты, теории музыки, сольфеджирование, пение, слушание музыки знакомство с творчеством композиторов классиков разных эпох и стилей. Именно разнообразие музыкальной деятельности оказывает самое положительное влияние на успехи учащихся. Преподаватели тщательно подбирают на каждое занятие новый материал, произведения различные по характеру, настроению; чередуют разные виды деятельности, стремясь заинтересовать юного музыканта и вовлечь его в творческую деятельность.Немаловажным также считается индивидуальный подход к каждому ученику. Ведь каждый человек имеет собственный характер, особенные наклонности и вкусы. Необходимо стараться построить урок так, чтобы каждый ученик мог реализовать себя в творчестве, изучая и исполняя музыкальные произведения на фортепиано или другом музыкальном инструменте. Таким образом, от выбора преподавателем содержания учебных занятий и внеклассных мероприятий, от пути, по которому педагог поведет своего ученика в мир музыки зависит увлеченность занятиями юного музыканта в музыкальной школе и его успех в овладении секретами музыкального искусства, что позволит успешно сформировать художественно - эстетическую культуру юного музыканта.Список литературы:1.Бесова, М.А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: Учебное пособие. Часть 2. / М.А. Бесова. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2004.2.Воспитание эстетической культуры у учащихся современной школы [электронный ресурс]. –Режим доступа.- . Дата обращения 3.06.2014.3.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 1992.4.Михеева Л. Музыка - детям. // Вопросы музыкально-эстетического воспитания. - Л.: Музыка, вып.3-1981, вып.4-1976.5.Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. - М: АСТ Астрель, 2006.6.Неменский Б.М.. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. - М.,1987.7.Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. - 1987.8.Эстетическое воспитание школьников / Под ред.: А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева.- М., 1974.