"Инновационные технологии на уроках русского языка в начальных классах"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Инновационные технологии на уроках русского языка в начальных классах"
Автор: Киреева Елена Петровна
Инновационные технологии на уроках русского языка в начальных классах Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Актуальность инновационного обучения состоит в следующем: - соответствие концепции гуманизации образования; - преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания; - использование личностно -ориентированного обучения; - поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; - соответствие социокультурной потребности современного общества - самостоятельной творческой деятельности. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: - развивающее обучение; - проблемное обучение; - развитие критического мышления; - дифференцированный подход к обучению; - создание ситуации успеха на уроке . Основными принципами инновационного обучения являются: - креативность (ориентация на творчество) ; - усвоение знаний в системе; - нетрадиционные формы уроков; - использование наглядности. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы: опорный конспект (алгоритм – схема «Приставки на з и с»);эссе, сочинения – миниатюры (после первичного прочтения произведения) Пример: Как вы соотнесете следующее высказывание по отношению к прочитанному произведению «человека лепит жизнь» (В. Распутин «Живи и помни»);3. дидактические игры: найдите третье лишнее (вуаль, рояль, дочь) магические квадраты;графические диктанты (итог работы учащихся- построение графика, например, правописание приставок пре- и при- ); ролевые игры (ученики в роли учителя);нетрадиционные формы домашнего задания(кроссворды, ребусы, индивидуальные карточки соседу, составление презентаций, графических диктантов);задания творческого характера (сочинить стихи, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать викторину);тесты;исследование текста (доказать, что данный отрывок является текстом, найти его особенности, изобразительные средства языка и т. д.); кластер (рис. 3); 11. синквейн - «пять строк» - белый стих (синтезирует информацию);пример синквейнакорень словазначимый, главныйобразует, находит, помогаетБез корня никогда не найдем слова, друзья!познание создание проектов: «Сказочные события герои в литературе», их защита; инсценирование (драматические произведения); сообщения учащихся («Буква Ё»); групповая дискуссия; ключевые термины; на этапе обобщения предлагаю вопросы для ответов в 2-3 предложениях:- Какие новые знания приобрели?- Какой вопрос еще остался не ясен? Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока? Ответ прост -нужен адаптивный урок. Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока. Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.