Кружковая работа по математике для детей среднего дошкольного возраста "Ломоносики"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кружковая работа по математике для детей среднего дошкольного возраста "Ломоносики"
Автор: Прибылова Татьяна Владимировна

Актуальность      Дети - наше будущее. Одним из показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, уровень развития нашей страны зависит от экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому современному обществу нужны люди интеллектуально самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи занимательных математических игр, которые помогут не только давать детям определенные знания, но и стремиться приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями в решении новых познавательных и практических задач. В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логического мышления, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.Цель кружкаЦель: интеллектуальное развитие дошкольников посредством занимательного математического материала.ЗадачиРазвивающие:
  • Развивать у воспитанников мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию.
  • Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в математические игры.
  • Развивать познавательные процессы: логическое мышление, память, внимание.
  • Формировать всесторонне образованных и инициативных личностей, владеющих системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
  • Обучающие:
  • Познакомить детей с новыми развивающими играми
  • Учить детей стремиться к самостоятельному решению логических задач
  • Обогатить знания детей о математике
  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями, обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин.
  • Обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе.
  • Сформировать умение заниматься.
  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • Воспитательные:
  • Воспитание интереса к математике
  • Расширение коммуникативных способностей детей,
  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
  • Особенности кружкаПринципы.
  • Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:
  • Принцип деятельности включает ребёнка в учебно- познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
  • Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения.
  • Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание такой атмосферы, которая расковывает детей.
  • Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
  • Принцип творчества (креативности) предполагает приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
  • Принцип системности
  • Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
  • Постепенность.
  • Ценностные ориентиры содержания кружка:
  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного
  • воображения;
  • В работе с детьми будут использованы следующие методы:
  • словесные
  • наглядные
  • практические
  • исследовательские.
  • Ведущими методами являются практический и исследовательский.
  • Дидактические игры и упражнения:
  • Игры головоломки:
  • «Танграм»
  • «Волшебный круг»
  • «Пифогора»
  • «Колумбово яйцо»
  • «Сложи узор»
  • «Сложи квадрат»
  • «Уголки»
  • «Кубики для всех»
  • «Кубики и цвет»
  • «Кирпичики»
  • Игры на перестройку фигур и передвижение их:
  • «Поменяй местами»
  • «Сделай также»
  • «Составь картинку»
  • Игры на построение фигур с использованием спичек, счетных палочек,шнуров (от простого к сложному).Набор конструкторов, наборы мозаик, пазлы.Игровые лабиринты, игры на нахождение пути следования, признаковсходства и различия:
  • «Кто сеет морковку»
  • «Найди дорожку»
  • «Найди одинаковые»
  • «Чем похожи и чем отличаются?»
  • «Найди лишнюю»
  • «Найди недостающую в ряду»
  • Математические игры и задачи.
  • Кубики Никитина-
  • Игра «Палочки Кюизенера» - Палочки позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины.
  • Игры «Воскобовича», «Геоконт».
  • К развлекательному материалу относятся:
  • Загадки, задачи – шутки;
  • Головоломки;
  • Математические фокусы;
  • Вопросы – шутки.
  • Кружковые занятия проводятся по 15-20 минут, во второй половине дня, два раза в неделю по вторникам и четвергам. Педагогический анализ проводится два раза в год (в начале года-вводный, в конце года - итоговый)Календарно-тематическое планирование кружка:
  • Первая неделя: головоломки «Колумбово яйцо», «Танграм» «Занимательные задания на развитие познавательных процессов», задачи- шутки.
  • Вторая неделя: Кубики Никитина- «Сложи узор», «Занимательные задания на развитие познавательных процессов», «графический диктант.
  • Третья неделя: «Палочки Кюизенера», «графический диктант», задачи -шутки.
  • Четвертая неделя: Игры со счетными палочками: «счет», «Сложи картинку по образцу», «Передвинь палочку, чтобы получилось…», «Игры с мозаикой», «Лабиринты»,
  • Календарное планирование кружковой деятельности с детьми средней группы на 2018-2019 учебныйгодОжидаемый результат:
  • У детей появится огромный интерес к математике
  • Дети смогут самостоятельно решать любые логические задачи
  • Закрепятся знания детей о цвете предметов, фигурах, свойствах и качествах предметов.
  • Дети хорошо освоят пространственные ориентиры.
  • Ребята научатся сравнивать, анализировать и обобщать свои знания и применять их в повседневной деятельности.
  • Разовьется логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ.
  • Разовьются такие качества как:
  • способности к пространственной ориентировке;
  • пространственное мышление;
  • воображение;
  • навыки конструирования;
  • понимание аксонометрической проекции (плоского изображения
  • трехмерных объектов)
  • Ребята научатся строить с использованием схем, чертежей, планов, проекций.
  • Начнут собирать модели:
  • Из объемных деталей по цветному образцу;Из деталей по черно-белому образцу;
  • Создавать собственные модели
  • Работать в мини группах и командах и т.д.
  • Список литературы:
  • Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / Анник Габийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.ская логика / Ю.Л. Ершов, Е.А. Палютин. - М.: [не указано], 2011. - 894 c.
  • Ирина, Пономарева Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада / Пономарева Ирина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 911 c.
  • Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.
  • Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.
  • Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 673 c.
  • Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  • Интернет ресурсы: - Упражнения со счетными палочками для дошкольников -Лабиринты - Лабиринты - Графический диктант - Палочки Кюизенера «Сложи узор» задачи-Шутки - головоломка «танграм» - Головоломка «Колумбово яйцо»муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №87 «Моряночка» комбинированного видаУтверждено Методическим советомПротокол от ____________________________План-программа кружка «Ломоносики»Для детей средней группыРуководители: Прибылова Татьяна ВладимировнаХромцова Любовь ВячеславовнаСеверодвинск, 2018г.СОДЕРЖАНИЕ:
  • Актуальность кружка
  • Цель
  • Задачи: воспитательные, обучающие, развивающие
  • Особенности кружка -Принципы
  • Ценностные ориентиры содержания кружка
  • Методы работы
  • Дидактические игры и упражнения
  • Математические игры и задачи
  • Развлекательные материалы
  • Календарно тематическое планирование
  • Ожидаемый результат
  • Список используемой литературы и адреса интернет ресурсов
  • Приложения
  • «Задания на развитие познавательных процессов»
  • Головоломка «Колумбово яйцо»
  • Головоломка «Танграм»
  • «Математические задачи-шутки», «Загадки»
  • Головоломка «Сложи узор»
  • Схемы «Палочки Кюизенера»
  • Приложение для развития зрительного восприятия и мелкой моторики «Лабиринты»
  • Схемы «Фигуры из счетных палочек»
  • «Графический диктант»