Кружковая работа по математике для детей среднего дошкольного возраста "Ломоносики"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кружковая работа по математике для детей среднего дошкольного возраста "Ломоносики"
Автор: Прибылова Татьяна Владимировна
Актуальность Дети - наше будущее. Одним из показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, уровень развития нашей страны зависит от экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому современному обществу нужны люди интеллектуально самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи занимательных математических игр, которые помогут не только давать детям определенные знания, но и стремиться приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями в решении новых познавательных и практических задач. В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логического мышления, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.Цель кружкаЦель: интеллектуальное развитие дошкольников посредством занимательного математического материала.ЗадачиРазвивающие:Развивать у воспитанников мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию.Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в математические игры.Развивать познавательные процессы: логическое мышление, память, внимание.Формировать всесторонне образованных и инициативных личностей, владеющих системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.Обучающие:Познакомить детей с новыми развивающими играмиУчить детей стремиться к самостоятельному решению логических задачОбогатить знания детей о математикезнакомство детей с основными геометрическими понятиями, обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин.Обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе. Сформировать умение заниматься.Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.Воспитательные:Воспитание интереса к математикеРасширение коммуникативных способностей детей,Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.Особенности кружкаПринципы.Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:Принцип деятельности включает ребёнка в учебно- познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения.Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание такой атмосферы, которая расковывает детей.Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Принцип творчества (креативности) предполагает приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.Принцип системностиСоответствие возрастным и индивидуальным особенностям.Постепенность.Ценностные ориентиры содержания кружка:формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;развитие познавательной активности и самостоятельности;формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;формирование пространственных представлений и пространственноговоображения;В работе с детьми будут использованы следующие методы:словесныенаглядныепрактическиеисследовательские.Ведущими методами являются практический и исследовательский. Дидактические игры и упражнения:Игры головоломки:«Танграм» «Волшебный круг»«Пифогора»«Колумбово яйцо»«Сложи узор»«Сложи квадрат»«Уголки» «Кубики для всех»«Кубики и цвет»«Кирпичики» Игры на перестройку фигур и передвижение их: «Поменяй местами»«Сделай также» «Составь картинку»Игры на построение фигур с использованием спичек, счетных палочек,шнуров (от простого к сложному).Набор конструкторов, наборы мозаик, пазлы.Игровые лабиринты, игры на нахождение пути следования, признаковсходства и различия:«Кто сеет морковку»«Найди дорожку»«Найди одинаковые»«Чем похожи и чем отличаются?»«Найди лишнюю»«Найди недостающую в ряду»Математические игры и задачи.Кубики Никитина-Игра «Палочки Кюизенера» - Палочки позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины.Игры «Воскобовича», «Геоконт».К развлекательному материалу относятся:Загадки, задачи – шутки;Головоломки;Математические фокусы; Вопросы – шутки. Кружковые занятия проводятся по 15-20 минут, во второй половине дня, два раза в неделю по вторникам и четвергам. Педагогический анализ проводится два раза в год (в начале года-вводный, в конце года - итоговый)Календарно-тематическое планирование кружка:Первая неделя: головоломки «Колумбово яйцо», «Танграм» «Занимательные задания на развитие познавательных процессов», задачи- шутки.Вторая неделя: Кубики Никитина- «Сложи узор», «Занимательные задания на развитие познавательных процессов», «графический диктант.Третья неделя: «Палочки Кюизенера», «графический диктант», задачи -шутки.Четвертая неделя: Игры со счетными палочками: «счет», «Сложи картинку по образцу», «Передвинь палочку, чтобы получилось…», «Игры с мозаикой», «Лабиринты»,Календарное планирование кружковой деятельности с детьми средней группы на 2018-2019 учебныйгодОжидаемый результат:У детей появится огромный интерес к математикеДети смогут самостоятельно решать любые логические задачиЗакрепятся знания детей о цвете предметов, фигурах, свойствах и качествах предметов.Дети хорошо освоят пространственные ориентиры.Ребята научатся сравнивать, анализировать и обобщать свои знания и применять их в повседневной деятельности.Разовьется логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ.Разовьются такие качества как:способности к пространственной ориентировке;пространственное мышление;воображение;навыки конструирования;понимание аксонометрической проекции (плоского изображениятрехмерных объектов)Ребята научатся строить с использованием схем, чертежей, планов, проекций.Начнут собирать модели:Из объемных деталей по цветному образцу;Из деталей по черно-белому образцу;Создавать собственные моделиРаботать в мини группах и командах и т.д.Список литературы:Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / Анник Габийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.ская логика / Ю.Л. Ершов, Е.А. Палютин. - М.: [не указано], 2011. - 894 c.Ирина, Пономарева Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада / Пономарева Ирина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 911 c.Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 673 c.Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. Интернет ресурсы: - Упражнения со счетными палочками для дошкольников -Лабиринты - Лабиринты - Графический диктант - Палочки Кюизенера «Сложи узор» задачи-Шутки - головоломка «танграм» - Головоломка «Колумбово яйцо»муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №87 «Моряночка» комбинированного видаУтверждено Методическим советомПротокол от ____________________________План-программа кружка «Ломоносики»Для детей средней группыРуководители: Прибылова Татьяна ВладимировнаХромцова Любовь ВячеславовнаСеверодвинск, 2018г.СОДЕРЖАНИЕ: Актуальность кружкаЦель Задачи: воспитательные, обучающие, развивающиеОсобенности кружка -ПринципыЦенностные ориентиры содержания кружкаМетоды работыДидактические игры и упражненияМатематические игры и задачиРазвлекательные материалыКалендарно тематическое планированиеОжидаемый результатСписок используемой литературы и адреса интернет ресурсовПриложения «Задания на развитие познавательных процессов»Головоломка «Колумбово яйцо»Головоломка «Танграм»«Математические задачи-шутки», «Загадки»Головоломка «Сложи узор»Схемы «Палочки Кюизенера»Приложение для развития зрительного восприятия и мелкой моторики «Лабиринты»Схемы «Фигуры из счетных палочек»«Графический диктант»