Интерактивные методы - как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интерактивные методы - как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников
Автор: Елена Сергеевна Костылева
Консультация для воспитателейКвест игры и Геокэшинг — как эффективные формы организации образовательной деятельности В связи с происходящими изменениями в социуме, от системы образования требуют применения новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. Перед педагогами образовательных учреждений поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: здоровое, активное, думающее, любознательное. Одним из таких эффективных средств является использование педагогом интерактивных методов. Интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса, cущность которых состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая самого педагога. Учитывая возрастные особенности детей в работе с дошкольниками наиболее предпочтительны именно интерактивные технологии самостоятельной деятельности, создающие условия для саморазвития, самообучения, самовоспитания. Инновационным направлением этой формы работы могут стать квест игры и геокешинг которые отвечают всем характеристикам интерактивных методов работы с дошкольниками. Что же такое игра квест и геокешингКвест (quest) в переводе с английского обозначает «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В основе игр квестов лежит увлекательный сюжет, основанный на поиске чего - либо, когда на пути игроков возникают неизбежные проблемы разного характера, без разрешения которых невозможно достичь привлекательной цели и получить награду. Поведение участника игры определяется непрерывной цепью отдельных эпизодов: вначале всегда возникает промежуточная задача, которая затем через действие приводит к достижению промежуточной цели, после чего появляется следующая и т. д. Так происходит до тех пор, пока не реализуется и не будет достигнута главная цель. Квесты – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. По длительности квесты могут проходить: - в рамках целого дня; - в рамках режимных моментов (прогулка); - как самостоятельная форма организации образовательной деятельности в рамках (НОД, развлечения, досуга). Достоинства квестов для детей дошкольного возраста: - прежде всего, это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие. Такая игра предполагает взаимодействие личности и ситуации. Наряду с побудительными аспектами ситуации, на привлекательность предвосхищаемых последствий действия оказывают влияние и актуализируемые этой ситуацией мотивы; - задания в квесте требуют сообразительности и нестандартного решения задач, значит, игра будет развивать интеллектуальные способности детей; - преодолевая предусмотренные сюжетом трудности, воспитанники получают много новой познавательной информации; - квесты — коллективная игра, это тоже большой плюс. Чтобы победить, нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, если приходится отвечать не только за себя, а за победу всей команды, игра становится значительно увлекательней; Кроме того, соревновательная деятельность развивает самостоятельность, активность и инициативность. - квесты требуют определенной ловкости, выносливости, силы. В нее обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками; - квест – игра дает возможность ребенку научиться планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества. Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, нужно придерживаться определенных принципов и условий: * все игры и задания для детей должны отвечать условиям безопасности; * поставленные перед детьми задачи должны соответствовать программному содержанию, возрасту участников и их индивидуальным особенностям; * в содержание сценария должны включаться самые разнообразные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети дошкольного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут; *задания продумываются таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными; *необходимо чередовать задания интеллектуального характера с двигательной активностью; *для эмоционального насыщения обязательно использовать костюмы, декорации, музыкальное сопровождение, инвентарь; *ставить перед дошкольниками четкую цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого); *продумывать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес; *роль педагога в игре — направлять детей на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно Задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню развития воспитанников. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Что такое геокэшинг? («geocaching»), Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле». Геокэшинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокэшинг – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. При этом они используют устройства, имеющие GPS приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон или КПК. Важно найти единомышленников, GPS приемник. И увлекательное времяпровождение обеспечено. Образовательный геокэшинг является еще одним педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития дошкольников. Образовательный геокэшинг обладает характерными особенностями интерактивных методик, так как включает в себя:Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).Наличие ясной, конкретной цели.Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.Групповую рефлексию.Подведение итогов.Методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста.Методика проведения элементов геокешинга с детьми старшего дошкольного возраста включает в себя 4 этапа:1 этап - предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося на территории за территорией учреждения). Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.2 этап - подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.3 этап - проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.4 этап - презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников. Здесь приветствуется фантазия. Вот, например, тайники: это небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом. Здесь все идет в ход: игрушки, канцтовары, украшения. Геокэшеры приветствуют тайники творческие: с загадками, рисунками, фотографиями. Месторасположения тайников может быть совсем рядом, а может потребовать преодоления серьезных препятствий. Правила игры довольно просты, но их нужно выполнять.Правила игры:Кладом называют предмет, положенный в контейнер. Затем его прячут в интересном месте: например в памятнике, озере, лесу.Для игры важна карта местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад.Способ поиска клада - это поиск по загадкам, по приметам, по схеме. Кладом может быть не предмет, а например, слово. Необходимо задумать определённое слово, затем записать его буквами на схеме. Описывается внешность одного из детей группы. Участники определяют его по загаданным приметам. Ответом является первая буква имени ребенка (С).. Предлагаются остальные приметы, это Еда, Стул, Волосы и Ноги, по которым дети отгадывают слова. Необходимо прочитать то слово, которое получилось. В ходе игр квестов и геокэшинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети самовыражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Данное формы организации образовательной деятельности становятся актуальным, так как помогают осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Они позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира. Но что самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми. Таким образом, использование технологии квест игр и геокешинга являются эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.