Методические приемы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические приемы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста"
Автор: Адьянова Кермен Норваевна
Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста.
Наряду с внешней оценкой, важное место в становлении личности, согласно требованиям ФГОС НОО, занимает самооценка. Тема адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста выбрана не случайно. Она обнаружилась с первых дней пребывания детей в школе. Особенности современного общества поставили учителя перед фактом неадекватной самооценки у детей. Она чаще всего завышена, или занижена, что не позволяет полноценному развитию и тех, и других.
Младшие школьники с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, чем их сверстники с адекватной самооценкой, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении. Низкая самооценка не дает способностям школьника полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребёнок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнёт всё расставлять на свои места.
Поэтому возникла первостепенная задача формирования адекватной самооценки, которое является одним из наиболее значимых и полезных умений, основой для саморазвития и совершенствования.
На ее основе легко проектировать всю систему универсальных учебных действий, в частности, личностных:
Построение образа Я, включая самоотношение и самооценку
Формирование идентичности личности
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
Каковы – же функции самооценки в формировании УУД? Это: аналитическая, обучающая, воспитывающая и развивающая, мотивационная. Вначале остановлюсь на первых двух – аналитическая и обучающая функции.
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Начиная с 1 класса, ученики учатся оценивать свою работу на уроке, фиксируя успехи и неуспехи цветом в дневнике: зелёный – справился , синий - не уверен , красный - не справился. В конце каждой четверти – учениками заполняется Карта знаний по каждому предмету(Раздаю на каждый ряд). Также в своей практике применяю Индивидуальную карточку самооценки, которую раздаю вначале урока. Или ребята самостоятельно чертят табличку в тетради и проводят самоанализ урока (показываю тетрадь).
Методика формирования адекватной самооценки, если говорить о воспитывающей и развивающей функциях, может использоваться как на уроках, так и во внеклассной работе. Стараюсь планировать и строить свою внеклассную работу в данном направлении разнообразно:
Тематические классные часы;
Беседы- размышления;
Внеклассные мероприятия;
Портфолио учащегося.
Часто с детьми проводим мероприятия связанные с размышлениями над нравственными вопросами и обязательно соотносим данную проблему с собой, размышляя над преобладанием в себе тех или иных качеств, например, тематический классный час Добро и зло. На нём рассматривали такие вопросы, как Плохой поступок, который совершили по отношению ко мне … и Какие страдания мне пришлось из-за этого перенести … ; Мой плохой поступок …и Какие неприятности и страдания он принёс другому человеку… и т.д.
Подобные мероприятия направлены на оценку жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Самооценка невозможна без формирования идентичности личности. Например, организовывая поздравление нашего психолога, я преследовала цель - заставить детей задуматься о том, что только в социуме с другими людьми возможно полноценное развитие и существование человека. На слайде показан пример единства нашего педагогического коллектива: учителя - ученики - психолог – родители и наоборот. Подобные мероприятия направлены на духовно- нравственное воспитание качеств, уважение и заботливое отношение к близким людям, старшим, учителям. Формируется состояние принадлежности индивида к некоему целому, в данном случае школьному коллективу.
И последняя, мотивационная функция самооценки, которая обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий.
Такие морально – волевые качества, как нельзя лучше вырабатываются у детей на уроках физической культуры, в спортивных секциях, на занятиях, нацеленных на формирование своего физического потенциала, например, Весёлые старты, Зов джунглей и другие. К каждому из них ребята готовятся, оценивают свои силы.
Например, каждый ученик моего класса к мероприятию В здоровом теле – здоровый дух, подготовил самопрезентацию о здоровом и активном образе жизни его семьи.
Положительный пример для малышей – спортсмены старшеклассники и выпускники нашей школы.
Оценивая всё происходящее на данном мероприятии, школьники осознали то, что имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов.
Мною затронуты некоторые приёмы формирования адекватной самооценки, которые использую в образовательном и воспитательном процессе учащихся . Учителю нужно понимать свою роль в судьбе каждого ребенка и постараться превратить его пребывание в школе в увлекательный процесс сотрудничества, радости участия в каждом открытии, что породит в нём чувство успешности и значимости.