Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Фрукты"
Автор: Ковалева Ольга Николаевна

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Фрукты»Цель: Уточнение и расширение представлений детей о фруктах и фруктовых деревьях, месте их произрастания, уходом за ними, этапах роста, отличительных особенностях, пользе для здоровья человека.Программное содержание:Образовательные задачи: учить образовывать от существительных прилагательные; учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.Развивающие: развивать мелкую моторику; совершенствование навыков рисования и закрашивания цветными карандашами.Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе; формирование доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.Предварительная работа:- рассматривание иллюстраций фрукты;- сюжетно - ролевая игра «Магазин фруктов»- физкультминутка «Апельсин»Словарная работа: расширение словаря: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусноМатериалы и оборудование:- корзина с фруктами;- фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках;- картинки с изображением этапов роста плодового дерева;- альбом, цветные карандаши;- панно и набор разных картинок фруктов по пять штук;- листы бумаги с нарисованным деревом;- кусочки фруктов и фруктовый сок для дегустации.Ход деятельностиСегодня у нас занятие не только очень интересное, но и вкусное. Здесь в корзинке (накрыта) то, что любят все дети, да и все взрослые тоже. А что именно лежит в корзинке, вам подскажет загадка:Спелые, сочные, разноцветные,На прилавках всем заметные!Мы полезные продукты,А зовутся просто - … (фрукты)- Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).- Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые).- Где растут фруктовые деревья? (в саду).- Фруктовые деревья в саду требуют много внимания и заботы. Вокруг дерева вскапывают землю, защищают деревья от паразитов, подрезают ветви, чтобы плоды были более крупными.- Как только приходит весна, на деревьях появляются почки. Когда солнышко начинает припекать, почки раскрываются и превращаются в цветы. Насекомые собирают с них пыльцу. Лепестки цветов после этого опадают, а на их месте завязываются плоды.- Назовите фрукты, которые растут на деревьях. (Яблоки, груши, сливы).- Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму. (Яблоки красные, круглые).- Какие груши? (Груши желтые. Овальные груши).- Какие сливы? (Синие сливы. Овальные сливы).- А какие фрукты по вкусу? (Вкусные. Сладкие. Сочные).- А что делают люди в саду? (Собирают фрукты).- Правильно. Наступила осень. Фрукты созрели, и люди стали собирать урожай.- Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).Игра «Ветерок»- Ребята, возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)- Молодцы!- Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? (фруктов)- Чего много на яблоне? (яблок).- Чего много на грушевом дереве? (груш).- Чего много на сливовом дереве? (слив).Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»Этот пальчик – апельсин, (Поочередно разгибают пальцы из кулачка,Он, конечно, не один. начиная с большого.)Этот пальчик – слива,Вкусная, красивая.Этот пальчик – абрикос,Высоко на ветке рос.Этот пальчик – груша,Просит: «Ну-ка, скушай!»Этот пальчик – ананас,Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладонями на окружающих и на себя.)Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»Детям предлагается расставить картинки с изображением этапов роста дерева (дерево с почками, с цветками, с незрелыми плодами, с созревшими плодами) и объяснить правильность их порядка.Игровое упражнение «Считаем фрукты»- Я предлагаю вам посчитать фрукты, которые буду выставлять на панно:* Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.* Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.* Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.- Все фрукты сосчитали, молодцы.Отгадывание загадок про фруктыЖелтый цитрусовый плод Знают этот фрукт детишки,В странах солнечных растёт, Любят есть его мартышки.Но на вкус кислейший он, Родом он из жарких странА зовут его. (Лимон). В тропиках растет. (Банан).Весит на ветке колобок, Этот фрукт на вкус хорошБлестит его румяный бок. И на лампочку похож.(Яблоко) (Груша).Они на дереве растут, Когда она на ветках спеет,Сухие курагой зовут. На солнышке она синеет.(Абрикосы) (Слива)С красным боком и мохнатый, Сверху — шкурка золотая,Очень сочный он и сладкий. В центре — косточка большая.(Персик) Что за фрукт? — Вот вам вопрос.Это сладкий. (абрикос)Что можно приготовить из фруктов?- Из фруктов делают напитки. Подскажите, какие? (Сок, компот, лимонад.)Из фруктов делают начинку для тортов, пирогов, пирожных.- Летом дети и взрослые с удовольствием лакомятся фруктовым мороженым.Еще можно приготовить фруктовый салат, фруктовый йогурт, фруктовое желе.В магазинах можно купить конфеты с фруктовой начинкой, фруктовый мармелад.- Ваши бабушки и мамы, наверное, умеют варить варенье их фруктов. А как называется варенье из разных фруктов, мы сейчас выясним.Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов»Из яблок варят … какое варенье? Яблочное.Из слив варят … какое варенье? Сливовое.Из груш варят … какое варенье? Грушевое.Из айвы варят … какое варенье? Айвовое.Из персиков варят … какое варенье? Персиковое.Из абрикос варят … какое варенье? Абрикосовое.- А теперь проверим, хорошо ли знаком сам вкус этих фруктов.Дидактическая игра «Узнай на вкус»Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус кусочки фруктов и определить названия этих фруктов.Рисование «Нарисуй на дереве плоды и лестницу для сбора урожая»- Положите перед собой листы бумаги с нарисованным деревом, и давайте дорисуем эту картинку. Так как дерево высокое, то для сбора урожая необходима лестница, а на дереве необходимо дорисовать плоды.- А на каком дереве собирают урожай, каких плодов, вы подскажите мне сами.По окончании работы детям предлагается полакомиться фруктовым соком.Проводится дегустация фруктового сока.Итог занятия- Скажите, ребята, что мы с вами сегодня узнали? (Ответы детей) Послушайте стихотворение о пользе фруктов для детей и взрослых.Польза фруктовДети здоровыми растут,Если фрукты жуют,Потому что фрукты -Лучшие продукты.Все без исключенья!В этом нет сомненья.В каждом польза есть и вкус,И решить я не берусь,Кто из них вкуснее,Кто из них нужнее.Чтобы быть здоровыми,Ешьте дары садовые!Витаминная родня –Дети солнечного дня!