«Чтение и развитие речи»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Чтение и развитие речи»
Автор: Кононова Лариса Валентиновна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»Адаптированная рабочая программапо предмету «Чтение и развитие речи» 5 классСоставитель: Кононова Л. В.2018 - 2019 уч. годПояснительная запискаЧтение и развитие речи 5 классСодержание программы по русскому языку составляют два раздела: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов.Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующихзадач:― расширять представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения;― знакомить с некоторыми грамматическими понятиями и формировать на этой основе грамматические знания и умения;― использовать усвоенные грамматико-орфографические знания и умения для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;― совершенствовать навык полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;― развивать навыки речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;― развивать положительных качеств и свойств личности.2. Общая характеристика учебного предметаЧтение и развитие речи Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX -XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.Ориентировка в литературоведческих понятиях:·литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.·присказка, зачин, диалог, произведение.·герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портретгероя, пейзаж.·стихотворение, рифма, строка, строфа.·средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).·элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист,оглавление, предисловие, послесловие.Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).3. Описание места учебного предметаПредмет «Чтение и развитие речи» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и входит в обязательную часть учебного плана.Обязательная нагрузка:5 классПрограмма рассчитана на 34 учебные недели, по базисному плану 4 часа в неделю, 136 часов в год.4. Планируемые результаты освоения учебного предмета Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.К личностным результатам освоения АООП относятся:осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;проявление готовности к самостоятельной жизни.Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).Предметными результатами изучения курса является формирование следующих уменийпредставление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, язык художественной литературы.АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.Минимальный уровень является базовым и обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Минимальный уровень:правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);определение темы произведения (под руководством учителя);ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;установление последовательности событий в произведении;определение главных героев текста;составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;заучивание стихотворений наизусть (7-9);самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.Достаточный уровень является сниженным и применяется в том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня освоения учебного предмета.Достаточный уровень:правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);определение темы художественного произведения;определение основной мысли произведения (с помощью учителя);самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);пересказ текста по коллективно составленному плану;нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.Содержание учебного предмета Чтение и развитие речи5 классПримерная тематикаРассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, его героизме в труде и ратных подвигах; политических событиях в жизни страны; труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; родной природе и бережном к ней отношении, жизни животных.Навыки чтенияПравильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).Чтение «про себя» с выполнением заданий.Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем.Ответы на вопросы к тексту.Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению но вопросам учителя.Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.Заучивание наизусть стихотворений.Внеклассное чтение (урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц).Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.Рекомендуемая литература (на выбор):Бажов ПЛ. "Малахитовая шкатулка", "Серебряное копытце", "Солнечный камень", "Горный мастер". Бианки В.В. "Тигр-пятиполосик", "Снегурушка-милушка", "Муха и чудовище", "Музыкальная канарейка", "Храбрый Ваня". Волков А.М. "Волшебник изумрудного города", "Семь подземных королей", "Урфин Джюс и его деревянные солдаты". Гайдар А.П. "Чук и Гек".Житков Б.С. "Пожар в море", "Наводнение", "Обвал", "На льдине", "Компас".Мамин-Сибиряк Д.П. "Про комара комаровича, длинный нос", "Сказочка про Козявочку", "Сказка о том, как жила-была последняя муха", "Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост".Носов Н.Н. "Фантазеры", "Витя Малеев в школе и дома", "Огурцы", "Веселая семейка".Осеева В.А. "Волшебное слово", "Синие листья", "Плохо". Паустовский К.Г. "Похождение жука-носорога". Пермяк Е.А. "Семьсот семьдесят семь мастеров". Полевой Б.П. "Сын полка".Пришвин М.М. "Лисичкин хлеб", "Золотой луг", "Ярик", "Муравьи", "В краю дедушки Мазая". Русские народные сказки. Сказки народов мира.Скребицкий Г.А. "Лесной голосок", "Догадливая синичка", "Воришка", "Заботливая мамаша", "Ушан", "Сиротка".Тематическое планирование5 классКалендарно-тематическое планирование5 классТекст для проверки техники чтенияА. ТолстойМышкаПо чистому снегу бежит мышка, за мышкой дорожка, где в снегу лапки ступали.Мышка ничего не думает, потому что в голове у неё мозгу – меньше горошины.Увидала мышка на снегу сосновую шишку, ухватила зубом, скребёт и всё чёрным глазом поглядывает – нет ли хоря.А злой хорь по мышиным следам ползёт, красным хвостом снег метёт.Рот разинул – вот-вот на мышь кинется…Вдруг мышка царапнула нос и шишку, да с перепугу – нырь в снег, только хвостом вильнула. И нет её.Хорь даже зубами скрипнул – вот досада. И побрёл, побрёл хорь по белому снегу. Злющий, голодный – лучше не попадайся.А мышка так ничего и не подумала об этом случае, потому что в голове мышиной мозгу меньше горошины. Так-то.Материально-техническое обеспечение образовательного процессаПечатные пособияНаборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.Словари (по возможности всех типов) по чтению: толковый словарь школьника, орфоэпический словарь, фразеологический словарь, толково-этимологический словарь, писатели в учебной литературе и т. п. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по чтению (в том числе в цифровой форме).Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения Портреты поэтов и писателей.Технические средства обученияОборудование рабочего места учителя:Классная доска с креплениями для таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер.Экранно-звуковые пособияМультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. Презентации по биографии писателей: М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. А. Фет, И. А. Крылов, Л. Н. Толстой и т.д.Аудиозаписи стихотворных и прозаических произведений.