"Дополнительная образовательная программа по профилактике экстремизма "Мы"".


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дополнительная образовательная программа по профилактике экстремизма "Мы"".
Автор: Родионова Марина Леонидовна

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области«Николаевская специальная школа - интернат»  Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю: на заседании педсовета Директор А.А. Острянская Протокол № 1 Приказ № 22«29» августа 2018 г. «3» сентября 2018г.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАпо профилактике экстремизма«МЫ»Составитель программы: воспитатель Родионова М. Л. ст. Николаевская2018 годПояснительная запискаДанная программа по профилактике экстремизма в подростковой среде «Мы» разработана на 2018 – 2019 учебный год для обучающихся 15 – 18 лет имеет и носит профилактическую направленность.Правовая основа разработки программы:Программа профилактики экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укрепления толерантности «Мы » разработана на основании:
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-
  • ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года;
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020
  • года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка
  • в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3; Конвенция ООН о правах ребёнка, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.
  • 1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03 г. №4594);Программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, подержание межнационального мира и согласия.Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных изменений чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу снижения уровня культуры общества. В то же время необходимо учитывать, что на ситуацию в школе, существенное влияние оказывают многонациональный состав. Требуется принятие дополнительных мер по формированию позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур, традиций и этнических ценностей различных народов, формированию мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимодействия, основанных на принципах уважения прав и свобод человека.Осуществление указанных мер, направленных на повышение эффективности деятельности по противодействию экстремизму, невозможно без совместной работы администрации, педагогов школы, родительской общественности и органов системы профилактики правонарушений. Все это обусловливает необходимость применения комплексного программного подхода.В школе немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующая система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни подростков.Актуальность данной программы состоит в гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления самовыражения и проявления человеческой индивидуальности в школе. Таким образом, связывает процессы воспитания культуры толерантности, профилактики экстремизма, создания условий для гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, формирования общероссийской гражданской идентичности в единую цепь факторов, необходимых для достижения поставленных целей.Новизна программы - постоянный поиск новых форм и методов организации воспитательной деятельности, что позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.Принятие Программы и ее реализация позволят повысить уровень профилактики экстремизма в школе и принять дополнительные меры по совершенствованию деятельности в сфере противодействия экстремистским проявлениям, укрепить основы и систематизировать методы процесса формирования толерантного сознания и поведения обучающихся.Цели программы:Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических, межкультурных отношений через воспитание культуры толерантности обучающихся и формирование общероссийской гражданской идентичности.Для достижения указанной цели Программа предусматривает решение следующих задач:- воспитание толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде;- содействие национально-культурному взаимодействию в школе на основе изучения культурного наследия, краеведческого материала;- развитие у обучающихся духовно-нравственных и социальных ценностей;- развитие навыков позитивного общения, эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, родителей обучающихся;- совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в школе и за её пределами; развитие навыков законопослушного поведения.Данная программа ориентирована на обучающихся 7-11 классов (15-18 лет). Этот возрастной период характеризуется стремлением подростков к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации профессиональной ориентации.Программа модифицирована, составлена по принципу типовой. За основу берется примерный план мероприятий. Она предусматривает групповые и индивидуальные занятия.Сроки реализации программы:Реализация Программы рассчитана на 2018 – 2019 учебный год.Формы занятий: коллективная деятельность, семинары, беседы, выставки, практические работы.Формы работы: групповые, индивидуальные.Методы и приемы:
  • словесные (информационные часы, тематические беседы, семинары, родительские собрания, библиотечные уроки) ;
  • анализ, обобщение, систематизация материалов;
  • практические (организация разъяснительной работы по теме, проведение тренингов, викторин, кинолекториев, игр, соревнований, конкурсов, конкурсов рисунков);
  • наглядные (оформление стендов, буклетов, наглядной агитации, выпуск тематических газет);
  • экскурсии.
  • Способы проверки реализации программы заключаются в проведении общешкольных массовых мероприятий по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений через воспитание культуры толерантности обучающихся и формирование общероссийской гражданской идентичности, игр, конкурсов, викторин, в выпуске тематических газет, информационных сообщений.Реализация Программы:Реальными механизмами осуществления Программы являются комплексные меры, направленные на воспитание гражданской и социальной идентичности, патриотизма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.Механизм реализации Программы включает:
  • формирование перечня программных мероприятий на учебный год;
  • управление и контроль реализации Программы;
  • анализ эффективности выполнения программных мероприятий
  • Программа содержит следующие направления:
  • совершенствование нормативно-правовой базы по профилактике экстремизма;
  • организационное обеспечение;
  • информационно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и формирование законопослушного поведения;
  • профилактико-просветительские мероприятия с педагогами, родителями, учащимися;
  • проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде экстремизма, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений;
  • участие в конкурсах и соревнованиях, в работе детских кинолекториев;
  • выпуск специального приложения к газете «Зеркало»;
  • организация видеороликов по пропаганде экстремизма, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений.
  • Ожидаемые результаты:По итогам реализации мероприятий Программы ожидается достижение следующих результатов:- повышение социальной и гражданской активности обучающихся, их готовность принять практическое участие в развитии гражданского общества, местных инициатив;- рост заинтересованности всех субъектов учебно-воспитательного процесса в деятельности, направленной на развитие межэтнического взаимодействия и профилактику экстремизма;- рост гражданского и правового самосознания обучающихся;- сформированность умений и навыков законопослушного поведения;- рост информационной культуры обучающихся, способствующей позитивному восприятию социальных явлений в обществе.Условия реализации программы:
  • создание адаптированной образовательной среды школы - интерната;
  • Структура программыДобровольное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации по преграды экстремизма, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений.Тематический план мероприятий по профилактике экстремизма в подростковой средена 2018 – 2019 учебный годСписок литературы
  • Дополнительная образовательная программа «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма», Москва, 2015 г.
  • Методические рекомендации (по совершенствованию пропагандисткой работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах РФ). Москва, 2013г.
  • Методические материалы для использования в образовательном процессе. Москва, 2015г.
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537.
  • Терроризм – ты под прицелом: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2011г.
  • Экстремизм – идеология и основа терроризма: пособие для учащихся. – М.: Просвещение. 2011 г.