Интегрированный урок по русскому языку и природоведению. Тема урока: Русский язык: «Окончание глаголов I и II спряжения». Природоведение: «Перелетные птицы – вестники весны».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированный урок по русскому языку и природоведению. Тема урока: Русский язык: «Окончание глаголов I и II спряжения». Природоведение: «Перелетные птицы – вестники весны».
Автор: Соколова Наталья Владимировна
Интегрированный урок по русскому языку и природоведению.
Тема урока:
Русский язык: Окончание глаголов I и II спряжения.
Природоведение: Перелетные птицы – вестники весны.
Цели урока:
1) развивать умение детей работать с орфографическим словарем, словарем синонимов-антонимов;
2) упражнять в написании глаголов I и II спряжения;
3) учить выделять глаголы из текста, подбирать синонимы, антонимы;
4) развивать речь учащихся;
5) обучать работать в паре и коллективом;
6) закрепить знания о перелетных птицах;
7) формировать ответственное отношение к природе.
Оборудование: доска с записью числа, темы, урока, этапов урока; плакат Ранняя весна; фланелеграф с фигурками перелетных птиц; словари(Орфографический словарь П. Грушникова; Словарь синонимов-антонимов) у каждого ученика; карточки для коллективной работы; карточки для работы в
паре; музыкальные произведения: А. Вивальди Весна, А. Римский-Корсаков Песни и пляски птиц.
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в страну пернатых друзей, где будем упражняться в спряжении глаголов. А в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Успехов вам!
2. Орфографическая разминка. Работа с Орфографическим словарем П.А.Грушникова.
- Итак, первое испытание, которое вы должны преодолеть, чтобы попасть в гости к пернатым друзьям - орфографическая разминка.Откройте орфографический словарь на странице 28, буква Л Учитель орфографически читает слово (не по слогам, а полностью, но все гласные проговаривая четко, ставя их в сильную позицию). Класс также четко каждое слово проговаривает за учителем, соблюдая интонацию, темп.
-Назовите однокоренные слова.(Лакомиться – лакомка, лазурь – лазурный).
- Назовите слова, отвечающие на вопрос Что делать? (лакать, лакомиться, леденеть).
- Что можете сказать об этих словах? (Это глаголы, отвечают на вопросы: что делать? что сделать? и обозначают действия предметов).
- В какой форме даны глаголы в словаре? (В неопределенной).
- Почему она так называется? (Нельзя определить ни время, ни число, ни лицо глагола).
- Попробуйте определить спряжение этих глаголов. (лазить – суффикс И в неопределенной форме показывает, что глагол II спряжения и т.д.).
- Какие слова напоминают нам о приходе весны? (лазурь, лазурный, ландыш, ласточка, лебедь).
- Верно, ребята. В воздухе чувствуется весна. А кто нам приносит весну? (Птицы).
3. Коллективная работа в форме игры Телефон.
- Следующее путешествие мы совершим в долину птиц. Проведем его в форме игры Телефон.
Каждый ученик на первой парте получает предложение, записанное на листе бумаги. Ученик читает его, повторяет и, поворачиваясь назад, передает орфографически четко своему соседу, сидящему сзади. Тот, в свою очередь, проделывает то же и передает другому ученику, сидящему сзади. Учител вызывает любого, сидящего в этой цепочке, и ученик должен четко проговаривать заданное предложение.
Учитель раздает листочки с предложениями шестерым ученикам на первых партах. Прочитали, выучили, орфографически четко передали соседу.
1 карточка.
Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
2 карточка.
Кто там за плугом носится вскочь?
3 карточка.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
4 карточка.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения.
5 карточка.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
6 карточка.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Встают два ученика первого ряда (по выбору учителя) и каждый четко проговаривает свое предложение, являющееся частью загадки. Кто это? (Грач).
Назовите орфограмму этого слова. (Существительное, мужского рода с шипящим на конце, Ь не пишем.)
- определите время и спряжение глаголов. (Что делает? Садится, окончание ИТ, значит II спряжение, несовершенного рода).
Затем встает следующая пара со второго ряда и также проговаривает свою загадку. Класс отгадывает, и отвечающая пара определяет время и спряжение
глаголов.
- Ребята, что можете сказать об этих птицах? (Грач, ласточка,жаворонок – это перелетные птицы. Первыми в середине марта прилетают грачи,за ними скворцы, жаворонки, ласточки).
- Покажите этих птиц на фланелеграфе.
Дети выходят и показывают птицу, сажая их к скворечнику
4. Работа в паре.
- Молодцы. Следующую остановку мы сделаем на поляне дружбы и верности. Работа в паре. Откройте тетради. Прочитайте задания на карточках и приступайте к их выполнению.
Карточка I (зеленая)
1. Что называют глаголом? Дать полный ответ товарищу по парте.
2. Выпиши только глаголы, выдели окончания, определи спряжение: молчит, молчание, думает, дума, говорит, разговор, рисует рисунок.
3. Проверь свою работу, работу своего товарища, оцени ее.
Карточка II (зеленая)
1. Что называют спряжением глагола? Дать полный ответ.
2. Выпиши только глаголы, определи спряжение, выдели окончание: читает, читальный, ловишь, неуловимый, плывет, плавание, молчит, молчание.
3. Проверь свою работу, работу своего товарища, оцени ее.
Карточка I (желтая)
1. Что называют глаголом? Как изменяется глагол? Дать полный ответ товарищу.
2. Выпиши только глаголы, относящиеся ко II спряжению: думаю, прилетит, поешь, встретят, кричишь, летишь. Подчеркни окончание глагола II спряжения, 2-го лица, единственного числа.
3. Проверь свою работу, работу своего товарища, оцени ее.
Карточка II (желтая)
1. Что называют спряжением глагола? Назови окончания глаголов 1 спряжения. Дать полный ответ.
2. Выпиши только глаголы, относящиеся к I спряжению: запасают, строят, переливается, светит, греет, радуешь. Подчеркни окончание глагола 3-го лица единственного числа.
3. Проверь свою работу, работу своего товарища, оцени ее
Карточка 1( красная)
1. Что называют спряжением глагола? Назови окончания глаголов II спряжения.
2. Проспрягай глагол лететь в настоящем времени. Выдели окончания. Запиши однокоренные слова других частей речи.
Карточка 11 ( красная)
1. Что называют глаголом? Расскажи все, что знаешь о нем.
2. Проспрягай глагол любить в настоящем времени. Выдели окончания.
Запиши однокоренные слова других частей речи.
3. Проверь свою работу, работу своего товарища, оцени ее.
Учитель предлагает одной паре учащихся показать их работу. Дети читают задание по карточкам и орфографически четко дают ответы.
- Ребята, какие птицы показывают нам пример верности и преданности? Учат любви, нежности и доброте? (Лебеди).
- Покажите их на доске (Дети показывают и подвигают их к домику для птиц. Лебеди – это также перелетные птицы.)
5. Работа с учебником и Словарем синонимов-антонимов.
- Следующую остановку мы сделаем в звонком поднебесье. Откройте учебники на странице 186, упражнение 426. Прочитайте текст. Почему так назван текст? В каком смысле употреблено прилагательное крылатые? (В переносном).
- Выпишите из текста только глаголы, определите время, лицо и число.
(Дети выписывают).
- Какие слова выпаисали? (глагол улетают. Что делают? Улетают –
глагол, настоящего времени, 3-го лица, множественного числа, I спряжения и т.д.).
Пользуясь словарем синонимов-антонимов, подберите:
I ряд II ряд III ряд
синонимы антонимы к синонимы к
к глаголу прилагательному существительному
лететь унылый пичужка
Дети, пользуясь словарем, работают.
- Какие подобрали синонимы к глаголу лететь? (мчаться, гоняться, возвращаться),
- Антонимы к прилагательному унылый? (радостный, жизнерадостный,веселый).
- Синонимы к существительному пичуга? (птичка, пташка, птица).
- Ребята, а как вы понимаете смысл слова наперегонки? (Песни птиц льются, перегоняя друг друга, перекликивая друг друга).
- О каких птицах вы можете так сказать? (Соловьи, журавли, гуси, кукушки).
- Покажите их на доске. (дети показывают этих птиц, называют их и сажают к скворечнику).
- А знаете ли вы, почему птицы поют весной? (Они радуются прилету к родным местам, показывают, что заняли свои гнезда, зазывают самочек).
- Правильно. Птицы – это песнь и полет. Птицы – это тайна и красота.Это наши друзья. Каждый год они приносят нам на крыльях весну. Наука, изучающая птиц, называется орнитологией. Проговорите орфографически это слово. (Класс повторяет).
6. Мини сочинение.
- Настало время показать, что вы знаете птиц, любите их и ждете.
Напишите небольшое сочинение о крылатых друзьях, вспомните нашу экскурсию в парк на уроке природоведения. (За день до этого класс был на экскурсии). А поможет вам музыка А. Вивальди Весна (Дети пишут сочинение под музыку.
- Кто хочет поделиться своими мыслями? (Дети орфографически читают сочинение, все допущенные ошибки сразу замечаются учителем и учениками и исправляются),
- Молодцы, вы замечательно справились со всеми своими испытаниями.
- Что нового узнали, путешествуя? Что понравилось? А что вызвало затруднения?
- За то, что вы справились и хорошо работали, совсем скоро птицы подарят вам свои песни, радость и красоту. А нам с вами следует заботиться о наших пернатых друзьях.
- Наше путешествие окончено, а птицы нас благодарят волшебной музыкой. (Звучит музыка Н. Римского-Корсакова Песни и пляски птиц).