КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИК ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИК ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ
Автор: Кондратенко Ирина Юрьевна

И.Ю. Кондратенко, г. Буденновск, филиал ГБОУ ВО СГПИНаучный руководитель: к. психол.н., доц. Акопова М.А.КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИК ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИВ настоящее время в развитых странах гиперактивность отмечается у 24-40% среди учащихся школ. В России до сих пор нет сведений о распространенности гиперактивности среди детей дошкольного и школьного возраста. Тем ценнее появившиеся за последние несколько лет работы, которые посвящены диагностике и лечению синдрома гиперактивности с дефицитом внимания [3; 4; 5].Под гиперактивностью понимают состояние, связанное с повышенной возбудимостью и активностью человека; поведенческая терапия представляет собой последовательность жестко определенных процедур, имеющих целью обучение ребенка внутренним вербализациям - само-приказам и само-подкреплениям. Поведенческая терапия, с успехом применяющаяся в работе с разными типами гиперактивных детей, представляет собой интересный тип современного психотерапевтического метода, имеющего ясные теоретические основания, определенную цель и область применения, конкретные и эффективные процедуры [1, С. 169]. Для лечения гиперактивности широко применялись поведенческие методы, такие как программа жетонного подкрепления. Изменения в поведении таких детей, в частности в сфере академической успеваемости, указывают на то, что программа жетонного подкрепления или другие методы поведенческой терапии могут дополнять широко распространенный лекарственный метод контроля гиперактивности, а в некоторых случаях даже стать заменой фармакологии [1, С. 168]. Среди психолого-педагогических методов коррекции гиперактивного синдрома основная роль отводится поведенческой психотерапии. В зарубежных странах существуют центры психологической помощи, где проводится специальное обучение учителей, родителей и детских врачей поведенческим методикам. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, мы можем говорить о недостаточности ее исследования в России, иными словами можно сказать о нехватке педагогических источников, а так же недостаточности применения на практике [2, С. 17]. При анализе научно-методической литературы, посвященной изучаемой проблеме, было выявлено, что возможна коррекция проявлений гиперактивности у детей с использованием методик поведенческой терапии у детей. Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на определение эффективности применения поведенческих методик при работе с детьми с гиперактивностью. Данное исследование было проведено в три этапа, на которых реализовывались следующие задачи:1) изучение ряда психологических особенностей детей с гиперактивным поведением (уровня развития внимания) путем проведения ряда психодиагностических методик.2) подбор коррекционных упражнений, в том числе методик поведенческой терапии, их систематизация в психокоррекционную программу и ее реализация на практике.3) повторное диагностирование детей с гиперактивным поведением, с целью определения эффективности применения поведенческих приемов при коррекции нарушений внимания.В исследовательскую группу вошли 8 детей в возрасте 4-6 лет, из них 5 мальчиков и 3 девочки.На констатирующем и контрольном этапах исследования были использованы методы исследования: «Запомни и расставь точки», «Найди и вычеркни», «Расставь значки», «Анкета для родителей гиперактивных детей».В нашей коррекционной работе мы сформировали систему поощрений. За каждое правильно выполненное задание мы награждали ребенка символическими жетонами, количество которых отражало поведение ребенка. В дальнейшем жетоны можно было обменять на конкретные ранее оговоренные поощрения. Наказание заключается в уменьшении числа жетонов. Негативные методы для детей с гиперактивностью неэффективны. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у них очень высок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Поэтому в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки.Занятия проводились индивидуально в течение двух месяцев (с января по март) и были направлены на коррекцию проявлений гиперактивности у детей. Всего было проведено 16 занятий длительностью в 25 минут. Дети посещали занятия стабильно, принимали в них активное участие. Согласуясь с правилами обучения детей с гиперактивнстью, через 5-10 минут мы делали перерыв и устраивали физминутку.Объем внимания детей с гиперактивным поведением мы исследовали с помощью методики «Запомни и расставь точки». На констатирующем этапе эксперимента средний уровень объема внимания был отмечен у 37% исследуемых, а низкий у 63%. На контрольном этапе уровень объема внимания у 50% отмечается как средний, и у 50% испытуемых по-прежнему низкий.Уровень распределения и переключения внимания определялись по методике «Расставь значки». На этапе констатирующего эксперимента средний уровень распределения и переключения внимания был выявлен у 25% детей, в то время как низкий уровень был отмечен у 75% исследуемых. На контрольном этапе количество детей с низким уровнем снизилось до 63%, соответственно количество детей со средним уровнем переключения и распределения внимания увеличилось до 37%.При помощи методики «Найди и вычеркни» мы исследовали уровень устойчивости и распределения внимания. Во время констатирующего эксперимента было отмечено: у 63% детей низкий уровень, а у 37% очень низкий, после проведения коррекционных занятий низкий уровень развития продуктивности и распределения внимания отмечается у 75% испытуемых, очень низкий у 25% детей.Данные «Анкеты для родителей гиперактивных детей» (составлена И.П. Брязгуновым, Е.В. Касатиковой [1]) на констатирующем этапе показали, что у гиперактивных детей часто встречаются такие проявления как:
  • Беспокойные движения в кистях и стопах100%
  • Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют 100%
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы 100%
  • При выполнении предложенных заданий испытывает сложности – 100%
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр – 100%
  • Болтливость -100%
  • Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь 100%
  • Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице 100%
  • Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях – 100%
  • Результаты этой анкеты на контрольном этапе исследования показали, что в 50% случаев признаки гиперактивности стали проявляться реже, и соответственно 50% признаков остались без изменений.Таким образом, по предварительным общегрупповым результатам исследования можно констатировать, что уровень развития внимания у детей с гиперактивностью лучше на контрольном этапе, чем на констатирующем.Исходя из выше изложенного, мы можем сделать вывод о том, что в результате реализации коррекционной работы с использованием когнитивно-поведенческих методик с детьми с гиперактивностью продуктивность всех исследованных процессов повысилась.Таким образом, проведя исследования и реализовав ряд когнитивно-поведенческих методик из описанной нами коррекционной программы, направленной на коррекцию проявлений гиперактивности у детей, мы, доказали, что с помощью данного метода можно корректировать проявления гиперактивности у детей.Список литературы:
  • Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011.
  • Громова О.А. Красных Л.М., Лиманова О.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - возможности коррекции // Российский педиатрический журнал.- № 2. -2009.
  • Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. - М.:НИИ семьи, 2010.
  • Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России. - М.: РАРОГЬ, 2011
  • Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей, психологов и педагогов. – М.: Вита-Пресс, 2009. - С. 17-22.