Образовательный проект "Занимательные шахматы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Образовательный проект "Занимательные шахматы"
Автор: Дерр Светлана Александровна
ОглавлениеГлава 1. Пояснительная записка 3 - 4 стр. 1.1. Теоретическое обоснование проекта 4 - 5 стр. 1.2. Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект 5 стр.Глава 2. Паспорт Проекта 6 - 13 стр.Глава 3. Концепция Проекта 14 стр. 3.1. Этапы реализации проекта 14 - 17 стр. 3.2. Стратегия осуществления проектной деятельности 17 - 19 стр. 3.3. Области интеграции 19 - 21 стр. 3.4. Календарно – тематическое планирование 21 - 38 стр. 3.5. Ожидаемые результаты и перспективы 38 - 39 стр. 3.6. Инструментарии мониторинга и оценки деятельностипроекта 39 - 45 стр.Глава 4. Выводы Смета расходов Список литературы, информационных ресурсов стр. Приложение:Пояснительная записка Современный динамично развивающийся мир, развитие науки и техники, социальные изменения в обществе, компьютеризация, реформирование системы образования определяет возрастную роль умственной и психологической подготовки дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) диктует следующие задачи развития дошкольников: развитие интересов и любознательности детей, формирование познавательных действий и становление сознания, развитие воображения и логического мышления. Следует отметить, что достижение данных задач возможно при вовлеченности детей в различные виды деятельности и соблюдении некоторых обязательных условий, например, использование современных технологий обучения, дидактических игр, применение различных форм и методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления и памяти. Стимулом к активному использованию шахматной игры, с целью компенсации психического развития детей послужил приказ Министерства образования и науки «О шахматном образовании в системе образования РФ от 18 мая 2004 г. № 2211». Следует отметить, что по мнению многих педагогов, достижение вышеуказанных задач возможно посредством обучения игре в шахматы, которая помогает детям лучше ориентироваться на плоскости, учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результат своей деятельности. Игра в шахматы содействует совершенствованию таких ценных качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость и изобретательность. Иными словами, в процессе обучения игре в шахматы у дошкольников происходит развитие важнейших познавательных процессов. Процесс обучения способствует концентрации внимания и развивает логическое мышление, развивает изобретательность и укрепляет память. Мыслительные операции являются инструментарием познания человеком окружающей действительности, поэтому, формирование логических операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы определена поиском эффективных методов развития логического мышления у дошкольников. Еще знаменитый советский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». Немецкий ученый Клаус говорил о шахматах: «Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики. Известно, что человек гораздо охотнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения». Эти слова справедливы по отношению и к взрослому, и к ребенку. Игра в шахматы помогает многим детям с самого раннего возраста развиваться быстрее, дает возможность раскрыться, самоутвердиться детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения позволяет этим детям преодолеть свою закомплексованность. Педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, интеллектуальную, дидактическую, математическую игру, сочетающую в себе элементы спорта, науки и искусства, как средство обучения и воспитания, как инновационный подход к повышению эффективности развития логического мышления дошкольников. ФГОС предъявляет высокие требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Одним из таких требований является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи». Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников является приоритетным направлением в работе нашего детского сада. А с появлением ФГОС это направление стало особо актуальным. Детский сад, семья, ребёнок – три понятия, тесно связанные между собой. Правильно воспитывать ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к совместному участию в мероприятиях, и тогда, каждый ребенок будет ощущать себя счастливым!1.1.Теоретическое обоснование проекта Основное содержание психического развития дошкольника составляет формирование внутренних действий. Но внутренние действия не появляются сами собой, а возникают в результате перехода "внутрь" внешних, практических действий. С 5 лет дети способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Этот переход игры "внутрь" – важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти... "Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с дошкольного возраста, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Положительный опыт преподавания шахмат малышам накоплен как у нас в стране – в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Красноярске, Волгограде, Набережных Челнах, так и за рубежом – в Венгрии, Германии, Испании, Франции и других странах. В биографиях выдающихся шахматистов, отмечается, что X. Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, М. Эйве познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили, Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6, А. Алехин, М. Таль – в 7. Не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Гораздо важнее другое – существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, И. Тургенев, Ю. Гагарин и многие другие.1.2. Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект Все увеличивающиеся информационные потоки – знамение нашего времени. Новая информация, которая крайне тяжело усваивается взрослыми людьми, легко и непринужденно входит в непосредственную жизнь ребенка. Современный ребенок имеет более высокий уровень интеллектуального развития, логического мышления, развития познавательных функций. Но, в настоящее время прослеживается тенденция уменьшения дополнительного образования для способных и одаренных детей, тем самым невостребованными остаются быстро приобретаемые в процессе современной жизни способности малышей. Проект по раннему обучению дошкольников 5-7 лет азам шахматной игры «решает проблему не востребованности возросших умственных способностей малышей и дает возможность получения элитного, т.е. максимально качественного образования на дошкольной ступени. Паспорт проекта Концепция Проекта 3.1. Этапы реализации проекта 3.2. Стратегия осуществления проектной деятельности.Реализация данного проекта осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием и предполагает:использование следующих форм работы:c детьми - в регламентированных и нерегламентированных видах деятельности: НОД, организация и проведение конкурсов, тематических развлечений и праздников, игровых и проблемных ситуаций, дидактических, речевых и творческих игр, участия в совместных мероприятиях, просмотр тематических видео продуктов (мультфильмов и презентаций), театрализованной, совместной и самостоятельной деятельности детей.С родителями – в совместной деятельности: мастер - класса с участием родителей, организации бесед, консультаций, анкетирования, информационно – просветительской работы, совместных шахматных турниров, праздников и развлечений; привлечение родителей к организации и переоснащению предметно-развивающей среды: сбору информационных и иллюстративных материалов, изготовление памяток по реализации проекта.С педагогами - в условиях проведения методической работы;осуществление специально организованной и совместной деятельности, в процессе которой воспитанники получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам: 3.3. Области интеграцииПознаниеразвитие познавательной деятельности;развитие представлений о предметном окружении;сенсорное развитие;расширение кругозора детей.Коммуникацияразвитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности;пополнение словарного запаса на основе полученных знаний;развитие свободного общения со взрослыми и детьми.Социализацияпатриотическое воспитание;приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;развитие игровой деятельности.Чтение художественной литературыознакомление с литературой, энциклопедическими статьями на соответствующую тематику;разучивание стихов про шахматные фигуры;инсценировка и игры-драматизации по мотивам прочитанных сказок про шахматы.Художественное творчествоучить в рисовании, лепке, аппликации изображать шахматные фигуры, придавая им образную выразительностьЗдоровьесохранение и укрепление физического и психического здоровьявоспитание культурно-гигиенических навыковсоздание условий для формирования правильной осанкиМузыкаразвитие музыкально-художественной деятельности (разучивание песен к шахматному представлению)Трудвоспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людейпобуждать к самостоятельному выполнению трудовых поручений3.4. Календарно – тематическое планирование проекта. 3. 4.Ожидаемые результаты и перспективы: Выполнение мероприятий проекта поможет в создании благоприятных условий для получения шахматного образования воспитанникам дошкольного учреждения.Воспитанникам:расширение кругозора дошкольника, пополнение знаний, активизация познавательной и мыслительной деятельности;воспитание выдержки, воли, настойчивости, уверенности в своих силах, стойкого характера, коммуникативности ;участие родителей в жизни группы и детского сада благоприятствует их успехам;знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относиться к ним как к источнику знаний и опыта;взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности;раскрыть духовный и творческий потенциал, возможность адаптироваться в социальной среде.Поможет родителям:наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах воспитания и развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы шахматного образования;раскрытие интересов внутреннего мира ребенка;формировать более высокую оценку достижений своих детей и гордость за них;решение задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка дошкольного возраста;развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;формируются навыки взаимодействия с собственным ребенком через совместную игровую деятельность;устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями;повышается правовая и психолого-педагогическая культура;развиваются духовные и культурные традиции;развиваются семейные увлечения.Педагогам:выявление шахматных дарований среди воспитанников;возможность пропаганды семейных ценностей и сохранение семейных традиций;возможность использования увлечений, знаний и интересов родителей в процессе обучения воспитанников игре в шахматы;родители становятся участниками процесса воспитания, образования, эстетического и физического развития воспитанников;систематическое повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов и специалистов;обобщение и распространение передового педагогического опыта по новым формам работы с родителями в обучении дошкольников игре в шахматы. 3.5. Инструменты мониторинга и оценки проектной деятельности Критерии и баллы Любознательный, активный1. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, активно участвует в «открытии» новых знаний; испытывает положительные эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные средства получения информации (спросить у взрослых, старших детей, познавательная литература, Интернет, телевидение и т д), пытается их использовать2 балла - активен в получении информации познавательного характера, задает много вопросов взрослым, интересуется справочной литературой и другими способами получения информации;1 балл - не проявляет выраженной инициативы в получении информации, но проявляет интерес, положительные эмоции при столкновении с новой информацией, внимательно смотрит познавательные программы по телевидению и т д;0 -не проявляет инициативы в получении информации, не интересуется информацией, поступающей извне; имеет очень узкий круг интересов.2. Способен самостоятельно действовать (в различных видах детской деятельности, в повседневной жизни). Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами2 -проявляет выраженное стремление действовать самостоятельно в разных видах деятельности (шахматная игра, дидактические игры, инсценировки), пытается самостоятельно преодолеть возникшие затруднения, при необходимости может обратиться за помощью к взрослым;1 -стремление к самостоятельности выражено недостаточно: при затруднениях ребенок практически сразу обращается за помощью, либо проявляет тревожность, недовольство, однако активно откликается на подсказки, помощь, с удовольствием действует при поддержке (даже пассивной) взрослого;0 -при необходимости самостоятельных действий отказывается от деятельности; при затруднениях сразу же теряет интерес, прекращает выполнять действие и не возвращается к нему либо проявляет агрессию, ломает предметы, игрушки. На попытки взрослого помочь не реагирует или реагирует агрессивно.3. Задает вопросы взрослому поискового характера; проявляет любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности2 -активно задает вопросы об интересующем предмете или явлении (например, история шахмат, факты, связанные с биографиями шахматистов и др); с удовольствием познает суть ходов и комбинаций, самостоятельно совершает разнообразные пробные действия с фигурами, по собственной инициативе вступает в игру, наблюдает за игрой, пробует воспроизвести ходы;1 -не проявляет собственной инициативы в познании, но с интересом участвует в совместной деятельности по изучению чего-либо, выслушивает объяснения взрослого, совершает разнообразные пробные действия по инициативе взрослого;0 -не проявляет выраженного интереса к деятельности, исследовательской работе, быстро отвлекается и стремится к привычной деятельности.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми1. Активно общается со сверстниками и взрослыми. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми2 -проявляя собственную активность, без участия и помощи взрослого договаривается, распределяет действия при сотрудничестве, соблюдает правила взаимодействия в парах, в группах, правила игры. Высказывает свою точку зрения в обсуждениях, используя различные речевые средства;1 -не проявляет собственной инициативы при осуществлении взаимодействия со сверстниками и взрослыми, при необходимости работать в парах и в группе нуждается в помощи и напоминании взрослого о правилах сотрудничества; участвует в диалоге, выражает свое мнение преимущественно по просьбе взрослого или инициативе других детей;0 -не проявляет собственной инициативы при взаимодействии со сверстниками, в спорных ситуациях может проявлять агрессивное поведение, не проявляет какого-либо интереса и собственной инициативы при коллективных обсуждениях; при прямом обращении отвечает односложно «да/нет».Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений1. Ведет себя в общественных местах, при взаимодействии с другими людьми преимущественно в соответствии с элементарными общепринятыми нормами и правилами, а не с сиюминутными желаниями и потребностями (например, во время шахматных турниров)2 -самостоятельно выполняет различные правила, сам при необходимости корректирует свое поведение в соответствии с нормами (например, здоровается с противником по игре, вежливо общается, несмотря на поражение в игре, продолжает игру, даже если окружающая обстановка незнакома и вызывает интерес и т д);1 -частично выполняет правила поведения; при напоминании или помощи взрослого может исправлять свое поведение в соответствии с нормами и правилами;0 - не выполняет общепринятых норм и правил поведения; напоминание или помощь воспитателя имеют кратковременный эффект.2. Способен проговорить простейший алгоритм выполнения определенного действия – после вопроса взрослого: «Как ты будешь выполнять это задание?»2 - самостоятельно, без ошибок перечисляет последовательность действий для достижения требуемого результата. В случае ошибки, сам замечает это и исправляется;1 -способен правильно выполнить алгоритм действий, но для его проговаривания необходима помощь взрослого. Может забывать отдельные действия, но исправляется при вопросе-напоминании взрослого;0 -применяет случайные стратегии выполнения действия, не способен словами обозначить необходимую последовательность действий.Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),адекватные возрасту1. Может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач; в зависимости от ситуации может преобразовать способы решения задач2 -при решении новой задачи ребенок самостоятельно выбирает подходящие способы, комбинирует их; может привлекать различные источники получения необходимой информации (Например, при наблюдении за игрой других детей перенимает что-то у них, уточняет у тренера, как лучше сделать тот или иной ход);1 -при решении новой задачи для выбора наиболее подходящих способов ее решения необходима помощь взрослого;0 -при решении задачи ребенок использует стереотипные способы действий, которые выбирает с опорой на случайные стратегии; при возникновении затруднения теряет интерес к задаче, возвращается к привычной деятельности.2. Может осуществлять первичную общую самооценку на основе критериев, предъявляемым к результатам деятельности2 -может правильно оценить полученные результаты деятельности, способен кратко аргументировать свои оценки с упоминанием требований;1 -может оценить результаты деятельности других, но не может объяснить свою позицию, при оценке своих результатов необходима помощь взрослого;0 -не может правильно оценить результаты деятельности окружающих; выносит оценки, противоречащие критериям, основанные не на анализе.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности1. Умеет строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями). Умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму (3-4 шага); слушает взрослого и выполняет его инструкции2 -самостоятельно, по собственной инициативе стремится к тому, чтобы выполняемые действия соответствовали требованиям, запрашивает у взрослого промежуточные и итоговые оценки: «Правильно?», «У меня так получилось?». Корректирует свои действия в соответствии с образцом, инструкцией, требованиями при напоминании взрослого;1 -не проявляет инициативы в оценке промежуточных результатов действия, но может корректировать свою работу в соответствии с образцом, инструкцией, требованиями при напоминании взрослого;0 -не стремится к соответствию своих действий требованиям, делает «как получится», не может корректировать свои действия в соответствии с образцом, не выполняет инструкции взрослого.2. Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого может выявить его причины и сформулировать познавательную задачу; активно использует различные способы преодоления затруднения2 -ребенок самостоятельно фиксирует свое затруднение; в простейших случаях выявляет его причину и определяет познавательную задачу; предлагает подходящие способы преодоления затруднения;1 -ребенок фиксирует свое затруднение; нуждается в помощи взрослого при выявлении его причины и определения познавательной задачи; предлагает способы преодоления затруднения;0 -ребенок не фиксирует свое затруднение даже после наводящих вопросов взрослого.3. Фиксирует достижение планируемого результата и условий, которые позволили его достичь 2 -ребенок в простейших шахматных партиях самостоятельно проговаривает условия, которые позволили достичь результата;1 -ребенок проговаривает достигнутый результат; но условия, которые позволили его достичь может проговорить только после наводящих вопросов взрослого;0 -ребенок не может проговорить условия достижения результата даже после наводящих вопросов взрослого.4. Способен сосредоточенно действовать в течение 20-30 минут2 -в течение указанного времени в ходе образовательных ситуаций может действовать целенаправленно, самостоятельно, не отвлекаясь;1 -выполняя задание в течение указанного времени, может отвлекаться, но после этого каждый раз самостоятельно возвращается к выполнению задания;0 -быстро отвлекается, теряет интерес к заданию, самостоятельно к нему не возвращается.Овладевший необходимыми умениями и навыками1. Владеет элементарными навыками шахматной игры2 -ориентируется в расстановке и возможностях в игре каждой фигуры; способен просчитать несколько ходов вперед, ходы соперника; проявляет творчество во время турнира (игры), свободно рассуждает и обосновывает каждый ход;1 - при шахматной игре необходима помощь взрослого;0 - не ориентируется в расстановке и возможностях в игре каждой фигуры; не способен просчитать несколько ходов вперед, ходы соперника; не проявляет творчество во время турнира (игры), не рассуждает и не обосновывает каждый ход; не проявляет интереса к шахматной игре.Оценка результативности:Высокий уровень – средний балл от 1, 7 до 2 балловСредний уровень – средний балл от 1 до 1,6 балловНизкий уровень – средний балл от 0 до 0,9 4. Выводы Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Это интеллектуального времяпровождение, в котором есть определенные свойства и много элементов научного. Процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность и др. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка. Доказано, что игры с правилами дети начинают осваивать обычно с возраста четырех лет, а в жизни детей старшего дошкольного возраста эти игры, занимают особое место. Одной из таких игр могут быть шахматы. Предложенный проект поможет вам превратить игру с ребенком в шахматы в увлекательные путешествия в мир шахмат. В настоящее время роль шахматной культуры в жизни общества настолько возросла, что ее считают одним из феноменов современной цивилизации. Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались их достоинства. В решении задач формирования личности ребенка, формирования его творческих способностей и воспитания важных личностных качеств особая роль должна быть отведена дополнительному шахматному образованию. Данный проект нацелен на организацию содержательного досуга в семье, удовлетворение потребности в активных формах познавательной деятельности и будет служить основой для составления программы дополнительного дошкольного шахматного образования в нашем саду. Реализация данного проекта должна качественно улучшить работу по формированию личности ребенка, совершенствовать систему методической и информационной поддержки педагогов, объединить участников проекта в решении многих вопросов. Совместная творческая работа будет способствовать сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями (законными представителями), что позволит плодотворно решать поставленные задачи не только в ходе реализации проекта, но и использовать накопленный опыт в дальнейшей работе детского сада. Опыт работы по реализации проекта «Занимательные шахматы» будет представлен на семинаре – практикуме для педагогов детского сада. К семинару будут оформлены следующие материалы: банк презентаций, копилка мультимедийных и компьютерных программ, иллюстрированный словарь шахматных терминов, конспекты НОД и сценарии развлечений, картотека дидактических и речевыми играми, другие методические разработки. Перспективы: планируем продолжить работу по дополнительному шахматному образованию в детском саду, представить свой опыт работы по данному направлению для педагогов дошкольных образовательных учреждений ОАО «РЖД» на Калининградской железной дороге. Смета расходов, предусмотренных на реализацию проекта «Занимательные шахматы» в Детском саду № 28 АОА «РЖД»Используемая литература:Шахматы для всей семьи (+СD с обучающими видеоуроками и симуляторами игр) / С.В. Мазаник. – СПб.: Питер, 2010.Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. – М.:Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011.Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске / В.Г.Гришин, Е.Ильин – Москва : «Малыш», 2000Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб.: Питер, 2011.Шахматный учебник для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.Шахматы для детей. Шахматы для будущих чемпионов: пер. с англ. / Тед Ноттингем, Боб Уэйд, Эл Лоуренс. – М.: Астрель; АСТ, 2010.Малыши играют в шахматы / В.Г.Гришин – Москва : «Просвещение, 1991.В стране деревянных королей / Е.Ильин – Москва: «Малыш», 1995сайт .сайт .Компьютерные программы:1. «Шахматы в сказках»2. «Шахматная школа для начинающих» 3. «Тактика для начинающих»6. «Динозавры учат играть в шахматы» Приложение: 1. Анкета пожеланий родителей (законных представителей) получения ребенком дополнительного шахматного образования в детском саду. 2. Анкета для родителей (законных представителей) с информацией об участии в проекте детского сада «Занимательные шахматы». 3. Консультация для педагогов «Что рассказать ребенку о шахматах». 4. Консультация для родителей ««Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников». 5. Консультация для родителей «Советы родителям при обучении игре в шахматы». 6. Цели и задачи игр для освоения детьми знаний о шахматной игре в процессе обучения.