"Легко ли быть милосердным?" по повести Е. Мурашовой "Класс коррекции"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Легко ли быть милосердным?" по повести Е. Мурашовой "Класс коррекции"
Автор: Федорова Татьяна Валентиновна
Урок литературы в 7 классе по повести Екатерины Мурашовой «Класс коррекции». 1. Сценка «Милосердие»— Дети, сегодня я прошу вас вспомнить о таком понятии, как милосердие!(В ответ на эту просьбу половина нашего класса весело заржала. Другая половина, та, у которой сохранились мозги, насторожилась. И было, отчего. Я думаю, что в тот день это самое слово, — «милосердие» — прозвучало в стенах нашего класса впервые за все семь лет, которые мы провели в школе. Почему? Так уж получилось. Не говорят в нашем классе такими словами.А сегодня — с какой бы радости?) – слова героя-рассказчика в сторону— Сегодня, ребята, я хочу представить вам нового ученика вашего класса… — Разродилась наконец! - Ого! Страшно даже подумать, что же это такое к нам пожаловало…— Так представьте же поскорее, Клавдия Николаевна! Мы в нетерпении! - Только при чем тут милосердие, Клавдия Николаевна?2. Итак, прозвучало ключевое слово «милосердие». Давайте определимся, как мы понимаем значение этого слова? Подберем синонимы. (жалость, сострадание, гуманность, благость, благоутробие, благосердие, сердобольность, сострадательность). Сегодня на уроке присутствуют психолог и социальный педагог. Дадим слово психологу, чтобы она прокомментировала понятие «милосердие».Опираясь на текст повести Е. Мурашовой «Класс коррекции», попробуем сформулировать проблему урока: на какой вопрос нам сегодня можно ответить? (Предлагают дети)Легко ли быть милосердным?3. Разговор очень актуальный. В мире нет одинаковых людей: всегда были, есть и будут «другие» люди, с которыми трудно общаться. Именно такие герои представлены в повести Е. Мурашовой «Класс коррекции». Их называют трудными. Давайте вспомним героев повести и расскажем о тех, кто из них особенно запомнился, кто заставил переживать, сожалеть, сострадать… Задайте вопросы, на которые хотелось бы получить вопросы.Юра, Витька, Митька, Антон, Стеша, Мишаня…Почему каждый из них оказался в классе коррекции? Как к ним относятся учителя, ученики других классов? Почему?Каковы взаимоотношения между ребятами класса коррекции?Как изменилась атмосфера в классе после прихода Юры Малькова? Чем он расположил к себе ребят?Отвечая, опирайтесь на текст.Легко ли быть милосердным в этом классе и по отношению к ним?4. Посмотрим эпизод, снятый ребятами из потока «Литература и кино», и подумаем, насколько он совпадает с идеей повести (какова идея повести?)Согласны ли вы с последним высказыванием, что «школа - это всего лишь слепок общества»? Какие эпизоды повести подтверждают или опровергают ваше мнение? От кого и от чего зависит судьба этих детей? В повести есть очень выразительная деталь, помогающая увидеть отношение окружающих к классу коррекции. (учитель зачитывает цитату) Как можно прокомментировать эту деталь?. Есть ли у этих детей выбор?Прокомментировать этот вопрос может социальный педагог.А ты готов быть милосердным к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию? (ответить письменно и зачитать)5. О композиции.Трудно говорить о милосердии в этой ситуации. Но автор Е. Мурашова в повести по-своему проявила милосердие к этим несчастным детям. Вы догадались, как она это сделала? (ввела эпизоды, где ребята находятся в параллельном мире)Кто и каким видит себя в параллельном мире? Зачем автор вводит эпизоды, рисующие параллельный мир? Почему Антон начинает сомневаться в том, что ему надо там бывать? В описании параллельного мира есть интересная деталь (учитель зачитывает эпизод о мече короля Артура). Почему меч был предназначен именно Антону и почему он его не взял?Комментарии психолога о параллельном мире.6. «Хорошая книга как хорошее общество: просвещает и облагораживает чувства и нравы», писал К. Пирогов. Можно ли эти слова отнести к повести Е. Мурашовой и почему?7. Слово для рефлексии 7. Домашнее задание: написать письмо поддержки герою повести.