Проект "Все начинается с семьи"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Все начинается с семьи"
Автор: Трухина Марина Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Сказка» комбинированного вида города Белово» ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ Воспитание привычек нравственного поведения у дошкольников проект2018АннотацияОдной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка.Данный образовательный проект предполагает создание единого воспитательно-образовательное пространство, для воспитания привычек нравственного поведения у дошкольников.Представленный материал адаптирован под детей дошкольного учреждения и может быть использован в детских садах комбинированного вида воспитателями. Содержание Паспорт проекта Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемыСемья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. В материалах стандартов, впервые в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей».Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры. Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Как известно, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях. Они отмечают, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. Работа с родителями должна проводиться по принципу «семья и дошкольное учреждение – единое воспитательно-образовательное пространство» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания ребенка.Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. В ФГОС ДО предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.Процесс социализации является одним из важных условий формирования и развития личности и неразрывно связан с нравственным воспитанием, как активным целенаправленным процессом формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка, формирования основ тех моральных качеств, без которых невозможно становление настоящего человека и гражданина своей Родины.Основными задачами социально-нравственного воспитания являются: воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение, элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и п.т.); воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине; толерантности.Дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, ее способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды. Очень многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления. Однако в силу ограниченности жизненного опыта, большой эмоциональности, недостаточного умения дать верную оценку воспринимаемому дошкольникам, часто бывает не под силу отчленить хорошее от дурного, определить верный путь поведения. Поэтому так важно, во – первых, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом, и чтобы он хотел им подражать, во – вторых, чтобы они организовали его социально-нравственную деятельность, систематически упражняя ребенка в хороших и добрых поступках.Воспитатели и родители должны стать партнерами в рамках целостного процесса социально-нравственного воспитания ребенка. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей в вопросах социально-нравственного воспитания – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.Актуальность данного Проекта заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, со всеми людьми, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою семью, малую родину, и уважительно относиться и совершать поступки по отношению к Отчизне—Родине—России. Содержание проекта по социально-нравственному воспитанию детей старшего возраста построено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания. Содержание Проекта построено в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктриной образования Российской Федерации, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», СанПиН 2.4.1.2660-10.Для решения задач Проекта, семьи воспитанников являются непосредственными его участниками: в группах организуются совместные мероприятия детей и родителей, для того чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс. Широко применяются индивидуальные формы работы с родителями: беседы, консультации, включающие использование шпаргалки для родителей по социально – нравственному воспитанию ребенка в семье, посещения семей, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, выставки; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом; выставляется информация на сайте ДОУ.Проект адаптирован под детей дошкольного учреждения и может быть использован в детских садах комбинированного вида воспитателями. Новизна материалаНовизна в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи. Цель и задачи проектаЦель: Организовать работу по приобщению детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Формирование духовно – нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.Задачи: Учить детей уважать родителей, считаться с их делами, интересами, любить свою семью.Формировать у детей чувство патриотизма – любви к родному краю, к семье, преданности, ответственности по отношению к людям.Формировать у детей культуру поведения дома, в детском саду, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы.Воспитывать культуру речи, умение вежливо разговаривать с родными людьми и сверстниками, правильно выражать свои мысли. Сроки и этапы реализации проекта1 этап – организационный. Срок исполнения сентябрь 2015г.- ноябрь 2015 г. 1. Изучение состояния проблемы в психолого-педагогической литературе:Подбор и анализ литературы.Сбор информации (собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдения).Создание условий для психологической готовности семьи к сотрудничеству.Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка.2. Создание условий для психологической готовности семьи к сотрудничеству:Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка как личности».Лекция психолога: «Возрастные особенности ребенка».Индивидуальные беседы с родителями.3. Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка:Общее родительское собрание: «Задачи воспитания и обучения в семье, как нравственные основы социального поведения».Получение поддержки родителей. 4. Информирование родителей о результатах анкетирования и тестирования детей:Обработка данных диагностики, заполнение «Паспорта нравственного воспитания ребенка».Совместное обсуждение с родителями полученных сведений о нравственном воспитании ребенка.2 этап реализации срок исполнения октябрь 2017г - апрель 2018г.Этап включает в себя следующие направления деятельности:1.Апробация и внедрение разработанных Программ.2.Составление Образовательного маршрута для детей с опережением (отставанием) в развитии.3.Внедрение инновационных форм работы с родителями по вопросам нравственного воспитания детей:Занятия клуба «Веселый этикет для малыша», составление плана работы.Совместное (родители и дети) изготовление альбома «Новогодние костюмы».Организация выставки «Семейные традиции».Совместные с родителями занятия по теме Проекта.3 завершающий этап срок реализации май 2018г.Включает в себя работу по следующим направлениям:1. Обработка результатов тестирования.2. Соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.3.Закрепление умений родителей использовать полученные знания в условиях семейного воспитания:Поход педагогов, родителей, детей в парк.Деловая игра «Раздельное воспитание: за и против».Развлечение «Масленица» Семинар- практикум «Игра в семье».4.Стимулирование творческой деятельности родителей в нравственном воспитание детей:Оформление галереи детского творчества совместно с родителями (рисунки, поделки).5. Теоретическое и практическое обоснование результатов:Сравнение диагностических данных на начальном и заключительном этапах.Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата.Разработка выводов и рекомендаций по теме; выбор оптимальных методов работы специалистов ДОУ с родителями.Издание сборника методических материалов по нравственно-патриотическому воспитанию.Выработка стратегии дальнейшего развития МБДОУ.Ожидаемый результат реализации проектаДля детей:Знают:1.Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);2.Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);3. Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города; 4.Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву, (знать историю, достопримечательности, показывать на карте, знать флаг, герб, гимн России)5. Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней).Для родителей:1.Обогащенные и систематизированные знания об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.2.Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. 3.Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.Для педагогов:1.Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;2.Наличие публикаций, обобщение опыта работы, отражающего результаты работы по проблеме приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Промежуточные результатыПо результатам проведенной работы отмечается, что компетентность родителей в вопросах семейного воспитания повысилась. Среди родителей происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций. Однако, многие родители отметили, что в силу своей занятости, уделяют недостаточно времени своим детям, подобные совместные времяпрепровождения сближают родителей с детьми, укрепляют семейные ценности. По мнению родителей, данная работа важна для всестороннего развития ребенка, в них проявляется детская наблюдательность, обязательность, развитие мышления.Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях. Считаю, что главный результат на которым и направлена работа, - усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным, и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.Промежуточный мониторинг интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» показал его сформированность у 86% детей (учитываются высокий и средний уровень) И «Эмоционально-отзывчивый» - у 79% воспитанников.Участники проекта, дети, родители и педагоги, получили импульс к развитию своих способностей, а также эмоциональную и духовную поддержку. Были созданы необходимые условия реализации проекта: методические разработки, интеграция со специалистами детского сада.Целевая группа проекта.Проект адресован педагогам, детям старшего дошкольного возраста и их родителям. Объем и содержание работы Форма представления результатов проектаРезультаты проекта планируется представить в форме сборника программ и методических материалов по нравственно-патриотическому воспитанию;Предполагается использование инновационных технологий проекта в едином образовательном пространстве МБДОУ « Детский сад №21 «Сказка» города Белово;Консультации по содержанию проекта представить на педсовете, на родительских собраниях в детском саду, методических объединениях г. Белово.Список литературы:Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156с.Валеев, Р.Г. Аскеевцы – солдаты победы [Текст] / Р.Г. Валеев. – Казань: Слово, 2005. – 234 с.Валеев, Р.Г. Слово большой и малой Родины [Текст] / Р.Г. Валеев. – Бугуруслан.: ГУП «Бугурусланская типография», 2010. – 273с.Ветохина, А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / А.Я. Ветохина – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010 -131с. Данилина, Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: Пособие для реализации программы Патриотическое воспитание граждан Российской федерации [Текст] / Г.Н. Данилина - М: Аркти.2003-184сДыбина, О.В.. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада [Текст] / О.В. Дыбина – М.: Мозаика-Синтез, 2010.-80сЗеленова Н.Г. Мы живем в России. Подготовительная группа [Текст] / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова - М: Издательство Скрипторий 2003.,2010. - 104сЗеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа): Пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Скрипторий, 2008. – 104с.Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие [Текст] / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. - М:- ТЦ Сфера, 2007-224сКондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / Л.А. Кондрыкинская – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. [Текст] / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с.Мосалова, Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Л.Мосалова – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования« От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 336сРивина, Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей [Текст] / Е.К. Ривина – М.: Мозаика-Синтез, 2008гШорыгина, Т.А. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание [Текст] / Т.А. Шорыгина. - М.: Прометей Книголюб, 2005. - 128с