"Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе."
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе."
Автор: Янтилина Лилия Наилевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ишимбайская коррекционная школа № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Статья на тему:"Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе" Подготовила: Янтилина Лилия Н.Ишимбай 2018Большую роль в развитии коммуникативной компетенции играет развитие творческих способностей учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Поэтому на уроках рисования я использую творческие задания. Как отмечал Л.С.Выготский, ребенок строит воображаемую реальность, в которой удовлетворяет свои потребности, дает выход настроениям, чувствам. Развивая воображение детей, я помогаю им понять, "проиграть" свои устремления, что очень важно для развития внутренней жизни. В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания. Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Нетрадиционные техники рисования - это техники на раскрытие правостороннего мышления. Упражнения, направленные на умения отходить от стандарта плюс базовые навыки. Главное условие на уроке: самостоятельно мыслить, а моя задача- не вмешиваться в процесс работы, а корректировать его. Остановлюсь более подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования: - монотипия; Преодолеть негативные переживания, снять эмоциональное напряжение, тревожность помогает техника монотипии. Работа выполняется на пленке красками (акварель, гуашь), затем полученные изображения необходимо "отпечатать" на листе бумаги. Различные цветовые пятна-отпечатки помогают развивать фантазию и воображение. Желательно дать название выполненной работе. - коллаж; - кляксография; Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, фантазию и воображение, а также снятию напряжения у детей.Фрагмент урока: " Поставьте большую и яркую кляксу (тушь, акварельная краска), чтобы капляклякса была "живая" надо потрясти листок бумаги - она начнет двигаться, а если на нее подуть (лучше из соломки или трубочки), то она побежит вверх, оставив за собой след. Снова подуть, поворачивая лист в ту сторону, где уже виден какой-то образ. Можно еще капнуть кляксу другого цвета и снова подуть - пусть эти цвета встретятся, пересекут друг друга, сольются, и получиться новый цвет. Посмотреть, на что же они похожи, если надо чуть-чуть подрисовать смысловые элементы". - "тычкование"; - набрызги по трафарету; - линография. Фрагмент урока: "Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в разные цвета, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем, их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист - получили интересный узор". Методическая особенность использования нетрадиционных техник рисования на уроке ИЗО: в начале я знакомлю детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрирую применение данной техники на практике. Применительно к некоторым сложным по выполнению нетрадиционным техникам рисования (монотипия, линография) использую памятку поэтапного выполнения практической работы.Такие техники, как "пальчики-палитра" и оттиск печатками из картофеля, использую на уроках декоративного рисования с целью отработки понятия "ритм", на уроках тематического рисования и рисования по памяти и представлению - с целью выполнения отдельных элементов изображения. Кляксография различных видов, набрызг, отпечатки листьев использую с целью подготовки листа бумаги к дальнейшему изображению. В качестве самостоятельных техник, организующих целостную композицию, использую на уроках монотипию, кляксографию, работа восковыми мелками, рисование свечой. Использование в структуре одной работы нескольких нетрадиционных техник рисования, с условием соблюдения композиционной целостности, позволяет добиться ее содержательного и технического богатства. Данный вид практической деятельности реализовываю на обобщающих уроках рисования, а также на уроках закрепления и повторения знаний, умений и навыков. Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют мне возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр возможностей класса и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным. С другой стороны, учащиеся получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения. Дети учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы. Самостоятельно оформляют эти образы до узнаваемых. Погружаются в удивительный мир творчества.Список используемой литературы. 1. Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005 №4 2. Давыдова И.В. Его величество цвет// Школьный психолог. 2008 №1. 3. Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности// Начальная школа. 2001 №2. 4.Старикова С. Арт-терапевтические методы в школе// Социальная педагогика. 2008 №1. Примерное тематическое планирование уроков изо по программе В.С.Кузиной в 3 классе с применением нетрадиционных техник рисования.