" Мнемотехника как целостный педагогический процесс"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Мнемотехника как целостный педагогический процесс"
Автор: Нуркенова Камила Жололиддиновна
Тема: «Мнемотехника как целостный педагогический процесс»Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация; карандаши,фломастеры, клкй ,листы.Раздаточный материал: мнемоквадраты; тексты заданийПрактическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Ход мастер-классаВводная частьДошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Основная частьМнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon – .... искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов,облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путемобразования искусственных ассоциаций.Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:- строение рассказа,- последовательность рассказа,- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей:-обогащения словарного запаса,-при обучении составлению рассказов,-при пересказах художественной литературы,-при отгадывании и загадывании загадок,-при заучивании стихов.Работать с мнемотаблицами надо со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". .В работе с детьми среднего дошкольного возраста лучше использовать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.. Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображенийМнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. При помощи мнемотаблиц можно составлять описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Следующий вид работы с мнемотаблицами – это составление творческих рассказов. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы. При помощи мнемотехники можно обучать детей пересказу. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Моделирование:Педагоги деляся на 2 команды. Каждая команда получает листок с зазанием.Зашифровать стихотворение Н.Нишевой «Елочка» в мнемотаблицуЗашифровать в мнемотаблицу любую сказку Составьте две мнемозагадки.Составить стихотворение из мнемоквадратов и прочитать его.Заключительная частьРезультаты:у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;словарный запас выходит на более высокий уровень;дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.