Приёмы деятельностного подхода на уроках в начальной школе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приёмы деятельностного подхода на уроках в начальной школе
Автор: Анкудович Мария Владиславовна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Гимназия «Юридическая»Приёмы деятельностного подхода на уроках в начальной школе(доклад, из опыта работы)Учитель начальных классовАнкудович Мария Владиславовна Волгодонск, 2018 «Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» (Александр Пятигорский, русский философ, профессор Лондонского университета)Сегодня, глядя на современного школьника, мы видим бедность словаря, ограниченность в речи, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа – и этот список можно продолжить. Кроме того, современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающегося. Полностью сконцентрированные на игре в компьютере, дети рассеяны и невнимательны на уроках. И вполне естественно, что в такой ситуации традиционный урок по принципу: «Делай как я – и все будет правильно» - неэффективен. И только системно – деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как. Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Сущность деятельностного подхода в обучении заключается не в том, что нужно предложить выполнить определенные действия, а в том, что должна присутствовать личная инициатива обучающегося. Я хочу поделиться опытом работы по использованию системно-деятельностного подхода по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классах. УУД обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.При системно-деятельностном подходе я использую следующие технологии:- проблемно-диалогическая технология;- технология оценивания;- технология продуктивного чтения;- коллективные способы обучения;- технология развития критического мышления;- информационно-коммуникационные технологии;- технология проектного обученияРеализация технологии системно - деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов:- принцип деятельности;- принцип непрерывности;- принцип целостности;- принцип минимакса;- принцип психологической комфортности;- принцип вариативности;- принцип творчества.Из всего перечисленного ведущим является принцип деятельности. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:- восприятие информации;- анализ полученной информации;- запоминание (создание образа);- самооценка.Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы:1.Активные.2.Интерактивные.3.Исследовательские.4.Проектные.На уроках русского языка происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка. Понять содержание текста – главная и сложная задача, стоящая перед современным школьником. Используя системно-деятельностный подход на уроках русского языка, я предлагаю систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока и проверке домашнего задания.Для того , чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность , необходима мотивация . А осуществить это возможно путём создания проблемных ситуаций . Создать проблемную ситуацию , значит ввести противоречие , столкновение . Примеры приемов создания проблемных ситуаций на уроках русского языка:Тема урока « Основа слова»Деятельность учителя :Обсудите в парах и ответьте, можно ли сказать, что во всех этих словах лес , дом , книга , сосна основа равна всему слову? ( Возникновение проблемной ситуации ) (Слова записываю на доске)Деятельность учеников :Обсуждают , ответ –нельзя .Деятельность учителя : - Почему? Докажите.Фиксирую ответы учеников на доске.Деятельность учеников :В словах книга , сосна есть окончание –а , которое в основу не входит ; в словах лес , дом - нулевое окончание, которое также в основу не входит.Тема урока : Слова , называющие предметы .Учитель : - Отгадайте загадку Этот мальчик- коротышка Фантазер и хвастунишка. За многое он берется, Но ничего ему толком не удается.Кто это? Ученики : - Незнайка . Побуждающий от проблемной ситуации диалогУчитель : Посмотрите на группу слов и помогите Незнайке определить, чем похожи данные слова? портфель , школа , пенал , учится , ученик , умный , учитель , тетрадь . ( Возникновение проблемной ситуации )Ученики : - похожи : все слова относятся к теме « Школа» .Учитель : Чем различаются ? ( Побуждение к осознанию противоречия ) Отвечают на вопросы : что ? кто? какой? что делает? ( Осознание противоречия )Учитель : А можно ко всем словам подобрать или нарисовать предметную картинку ? ( Побуждение к формулированию проблемы ) Ученики : ( задумались ) . Не получается ко всем словам подобрать .Учитель : как вы думаете –почему ?( Учебная проблема как вопрос )Ученики : Если слово называет предмет, рисунок подобрать легко .Учитель : выпишите слова , которые отвечают на вопрос что ? Ученики : портфель, пенал, школа, тетрадь .Учитель : из высказываний выберите правильный ответ : 1. Выписанные слова называют предметы2. Выписанные слова называют признаки предметов3. Выписанные слова называют то, что делает предметУченики : Выписанные слова называют предметУчитель : Молодцы . Так над чем же сегодня мы будем работать на уроке? Чему будем учиться?Ученики : Будем знакомиться со словами, которые называют предметУчитель : - А как вы думаете, для чего нам это нужно?Ученики : Нужно понять, что мы ещё не знаемУчитель : сегодня мы будем исследовать, наблюдать, доказывать , проверять наши доводы Подводящий к теме диалогТема урока : Учимся различать приставки с буквой о и а. Учитель : Сегодня у нас в классе открывается творческая лаборатория . Будут работать 2 группы , у каждой будет свое задание .На доске написаны приставки. - Сравните две группы приставок (на доске)1) до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-. 2) за-, над-, на. -Что общего в написании приставок первой группы?Ученики : все приставки пишутся с буквой оУчитель : - Что общего в написании приставок второй группы? Ученики : все приставки пишутся с буквой а.Учитель : Сформулируйте тему урока .Ученики : правописание приставок с буквами о и а.Учитель : Вы должны сформулировать правило о приставках: выберите букву, на которую заканчивается приставка о или а, разработайте алгоритм действия, какую букву в приставке нужно писать.1 группа :Учимся писать приставки с буквой а В приставках за-, на-, над- всегда пишется буква а. 2 группа :Учимся писать приставки с буквой оВ приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- пишется буква о. В чем проблема?Итак , мы выяснили , что к учебной проблеме можно идти через создание проблемной ситуации . Но эту ситуацию нужно придумать , обыграть , чтобы интересно было . А если не думается или начинаем совсем новый раздел ? Что остается : сообщить тему урока в готовом виде? Но это не интересно ученикам и опять –традиционный урок . Выход есть . Существуют специальные приемы , условно называемые «яркое пятно» и «актуальность» . « Яркое пятно», «актуальность»В первом приеме используйте сказки , легенды , мифы , фрагменты художественных произведений литературы , случаи из истории науки , культуры , просто из повседневной нашей жизни , различные шутки , словом , все то , что может заинтересовать наших учеников , заинтриговать , побудить в действию , самостоятельно исследовать проблему .Второй прием актуальность состоит в обнаружении смысла и значимости для самих детей предлагаемой темы , для каждого из них . “Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить”.А. Дистервег При использовании системно - деятельностного подхода на уроках русского языка, я формирую у учащихся учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжать предметное обучение по любому учебно-методическому комплексу. В дальнейшем планирую продолжить самообразование по теме «Системно–деятельностный подход в обучении русскому языку в начальных классах».