"Играем с цветом "
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Играем с цветом "
Автор: Захарова Анна Николаевна воспитатель
Захарова Анна Николаевна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Кэскил» Туора-Кюель МР «Таттинский улус», Республика Саха (Якутия)«Играем с цветом» Ознакомление детей 3 – 4 лет с цветом Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обучение их способам обследования предметов.Полное овладение системой цветовых эталонов включает как знакомство со всеми цветовыми тонами ( хроматическими и ахроматическими ), так и овладение их связями и отношениями (представлениями о последовательности расположения цветовых тонов в спектре, о возможности получения цветов путем смешения других, об изменении цвета по светлоте и насыщенности). Знакомство с цветовыми эталонами начинается с формирования у детей представлений о хроматических и ахроматических цветах, с усвоения их названий. В младшей группе особое внимание уделяется формированию у детей представлений о красном, синем, желтом и зеленом цветах. Дети в процессе практических действий учатся узнавать и называть эти цвета: выбирают заданный цветовой эталон из множества разноцветных, закрашивают предметное изображение определенным цветом, соединяя представления о цвете с представлениями о реальных предметах. У детей формируется отношение к цвету как важнейшему признаку предметов, расширяются знания о предметах, которые имеют постоянный признак того или иного цвета. Дидактические игры и упражнения подбираются с учетом постепенного их усложнения, повторения с использованием нового наглядного материала. Малышей следует знакомить и с оттенками цветов. В обиходе принято давать характеристику оттенков того или иного цвета, указывая только их светлоту (светло - красный, темно – красный). На этом этапе детей необходимо учить сравнивать три объекта красного, желтого, зеленого, синего цветов, отличающихся по светлоте. При этом дети овладевают и сравнительной оценкой светлоты предметов (темнее, светлее, еще светлее) в возрастающей степени: сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу – начинай с самого темного. При ознакомлении детей с системой эталонов цвета следует включать действия, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. С этой целью используются упражнения, в которых детям необходимо, например. Узнать и выбрать такой же объект по цвету, оттенку в пространстве (с постепенным увеличением расстояния восприятия), по наглядно представленному образцу из множества разноцветных и др. В процессе действий с эталонами от детей требуются запоминание и использование их названий. Это ведет к закреплению представлений о каждом эталоне и к возможности выполнения действий по словесной инструкции. С этой целью малышей нужно упражнять в выборе цвета по слову, учить выбирать заданный цвет из нескольких возможных по кратковременной экспозиции образца, вспоминать нужный цвет по его названию, удерживая его в памяти определенное время. При ознакомлении с цветами спектра, и особенно с их оттенками большое значение имеет самостоятельное их получение детьми: так, например, дети учатся получать два оттенка синего цвета и три оттенка зеленого, окрашивая краской воду. Представления об основных разновидностях цвета, которые усваивают дети, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Обучение применению представлений о цвете предполагает выработку умения группировать предметы: сначала различающихся по форме, величине, назначению, но отличающихся оттенками. Работу с детьми следует начинать с показа самого факта объединения однородных по цвету объектов в группы, связанного с употреблением педагогом обобщенного названия, представления детям образца действий по созданию группы. Особую трудность для детского восприятия представляют те задания, в которых требуется оценить сочетание цветов, составляющих сложную структуру. В процессе такой работы следует следить за тем, чтобы дети точно следовали образцу, правильно отбирали цветовой материал и правильно его использовали. Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, из которых они состоят, и связей между элементами называется аналитическим. Путь к овладению обследованием цветовых сочетаний лежит через обучение их построению сначала по образцу, а затем по замыслу. Дидактические игры и упражнения должны включать занимательные умственные задачи в сочетании с активными действиями по использованию эталонов цвета. Цветовой материал подбирается с учетом доступности для активного восприятия малышей и его обследования. При проведении дидактических игр и упражнений по формированию представлений о цвете детям четвертого года жизни необходимо объяснять их правила по ходу. Например, в игре «Составь букет» педагог предлагает детям сначала рассмотреть карточки с изображением вазы с цветами трех оттенков красного цвета, затем обращает внимание на цвет и взаимное расположение цветков. Дети с помощью педагога уточняют, что все цветки красного цвета, но они отличаются оттенками: сначала на рисунке расположен темно – красный цветок, потом чуть светлее и последний – самый светлый (светло – красный). Затем педагог предлагает составить такой же букет на индивидуальных карточках, прикладывая бутоны цветов к стебелькам, соблюдая при этом такой же порядок расположения цветков, как и на образце: «Возьмите темно – красный цветок и приложите его вот к этому стебельку» (Показывает). После того как дети выполнят задание, вновь обращается к ним: «Теперь возьмите самый темно – красный цветок из оставшихся и приложите его вот, вот сюда». (Показывает) «Какой цветок остался? Куда его нужно приложить?» Игра повторяется до тех пор, пока ее участники не усвоят основное правило: «Каждый раз выбираю самый темный объект из оставшихся». Усвоив правило, дети охотно выполняют подобные задания с объектами другого цвета. В конце игры педагог, как правило, отмечает только положительные стороны: играли дружно, узнали о … ( назвать конкретно цвет, оттенок цвета), научились делать ( указать конкретно что), убрали на место игрушки и. т.д. Подводя итоги, можно выделить основные задачи в ознакомлении детей четвертого года жизни с цветом:1. Овладение системой цветовых эталонов- знакомство с хроматическими цветами- знакомство с ахроматическими цветами- обучение получению цветовых тонов- знакомство с изменяемостью цветовых тонов по светлоте2. Формирование способов обследования цветовых свойств предметов-обучение действиям идентификации предметов и их изображений по цвету- упражнение в сопоставлении предметов и их изображений по цвету- закрепление знаний о цвете в памяти- обучение действий с цветом по словесной инструкции- закрепление представлений о цвете в пространстве3. Развитие аналитического восприятия цвета- обучение построению цветовых сочетаний по образцу- обучение построению цветовых сочетаний по замыслу- обучение составлению рядов из аналогичных по цвету предметов- обучение составлению рядов из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.Основы цветовой грамоты Говоря об объективно существующих цветах, необходимо знать их характеристики, а также особенности воздействия на человека. Цвет может иметь коммуникативное значение, которое предполагает различение, выделение, объединение объектов; символическое, указывающее на явление, предмет или сущность и выразительное (экспрессия), передающее определенное чувство и вызывающее соответствующие эмоции. Цвет на изображение накладывается естественно, поэтому такие выразительные характеристики, как теплый (красный), холодный (голубой), близкий ( желтый), далекий ( синий), легкий ( белый), тяжелый ( черный), со временем приобретают устойчивое значение ассоциаций. Цветовые коммуникативные (связывающие) обозначения являются, по существу, вспомогательными операциями, помогающими восприятию основного содержания. Различительная – первичная функция цвета. Ее могут выполнять не только отдельный цвет и его оттенки, но и определенное сочетание цветов – гамма, отличная от цветовой гаммы объектов другого характера. Например, по цвету различают отдельные предметы или группы предметов; овощи и фрукты, предметы одежды и. т. д. Выделительная функция означает не только факт отличия предметов по цвету, но и особый его характер, учитывающий цветовые взаимоотношения с окружающими предметами или цветовой средой. При сравнении объектов цвета наблюдается противопоставление одних цветов другим ( контраст цветов). Все существующие цвета в природе принято делить на две группы:ХРОМАТИЧЕСКИЕ (цветные, окрашенные) – все цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый) и оттенки спектра; и АХРОМАТИЧЕСКИЕ (бесцветные) – белый, черный и все переходы серого. Ахроматические цвета характеризуются только степенью их светлоты, т.е. могут быть светлее или темнее.Хроматические цвета имеют три основных свойства: цветовой тон, светлоту и насыщенность.Цветовой тон – основная характеристика цвета, термин для обозначения оттенка цвета (красный, зеленый, желто – зеленый). Существует множество цветовых тонов, значительно больше, чем придумано для них названий. Развитый человеческий глаз способен различать до 360 оттенков цвета.Светлота (тон, светосила цвета) – это большая или меньшая близость к белому цвету. Чем дальше от темного, тем большую светлоту имеет цвет. Темные цвета получают в результате смешения с черной краской, а светлые – с белой или разбавлением водой. Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Любой хроматический цвет по светлоте может быть сопоставлен с ахроматическим цветом. Необходимо различать понятия «тон» и «цвет». Говоря о цвете, мы имеем в виду многоцветность окраски. Тон – это, во – первых, художественный строй произведения, его колорит (употребляется для характеристики художественных произведений). Например, можно сказать: коричневый тон картины. Во – вторых, он может определять светлотные отношения в произведении. В этом случае употребляется также термин «светлота» и «светосила». Насыщенность (интенсивность цвета, светосила) - это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте серого цвета. Цвет наибольшей насыщенности – это чистый цвет, т.е. цвет без примеси других цветов. Насыщенность цвета можно уменьшить, добавив к нему белый или черный цвет. При добавлении белого цвета получают разбеленные ( пастельные) цвета. В группе хроматических цветов различают теплые и холодные цвета. Деление это условное. Теплые цвета связываются с представлением об огне, солнечном свете – это красный, оранжевый, желтый и все оттенки этих цветов, а холодные – с представлением о воде, снеге и т.п. – это синий, голубой, сине – зеленый, сине – фиолетовый и все цвета, полученные от смешения с ними. Зеленый цвет считается нейтральным, со всеми оттенками он наиболее благоприятен для зрения человека. Все теплые цвета спектра обладают свойством выступать, т.е. зрительно приближаться, а холодные – отступать, т.е. зрительно удаляться. Самый холодный цвет – сине – зеленый, самый теплый – оранжевый. Теплые цвета еще называются активными, а холодные – пассивными. Деление на теплые и холодные цвета в основном относится к чистым цветам, так как в пределах каждого цвета бывают более теплые и более холодные оттенки. Например, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым – если с желтоватым. Зелено – желтый – теплый, зелено – синий – холодный и т.д. К тому же цвет зависит и от окружения, т.е. от того, что находится рядом. Особенно это относится к зеленому цвету: рядом с теплым ( желтым) он холоднее и, наоборот, рядом с холодным ( синим) – теплее. Красный теплее по сравнению с фиолетовым, но холоднее по сравнению с оранжевым. На этом свойстве основано усиление сочетания цветов: так, оранжевый рядом с синим кажется еще ярче, теплее, а синий – холоднее. Любой цвет в окружении более светлых цветов кажется темнее, а в окружении более темных – светлее. Это явление называется светлотным контрастом. Примером является различие в восприятии одного и того же квадрата серого цвета на черном и белом фоне: на светлом фоне цвет фигуры кажется более темным, а на темном – более светлым. Цветовой контраст проявляется в следующем: белый, серый и черный цвета в окружении хроматических приобретают дополнительный оттенок цвета. Например, серый фон для красной фигуры покажется холодным, а для синей и зеленой – теплым. Под цветовым контрастом понимают любую противоположность цветов: различие по цветовому тону, насыщенности и светлоте, т.е. контраст в широком понимании. Контрасты цветов могут быть сильными (прямыми), средними и слабыми (обратными). Сильные цветовые контрасты производят резкое впечатление. Например, это контраст черного и белого, желтого и синего, красного и зеленого, оранжевого и зеленого. Различие в насыщенности усиливает контраст. Слабые цветовые контрасты придают композиции мягкость и нежность. Это сочетание серого и черного, красного и фиолетового, желтого и оранжевого, оранжевого и малинового и т.п. Средние контрасты наиболее уравновешенны и изысканны. Например, красный и синевато – фиолетовый, красный и серовато – коричневый, оранжевый и фиолетово – сиреневый. Кроме сильных, средних и слабых контрастов, которые построены на подчеркивании одного цвета другим, большое значение имеют контрасты между холодными и теплыми цветами. Даже легкое контрастирование активизирует эти цвета, делает их звучание богаче и ярче. Интересно влияние контура на цветовой контраст. Если обвести границы контрастирующих цветов контуром черного цвета, то впечатление контраста усиливается. Это придает орнаменту большую выразительность и увеличивает общее эстетическое впечатление, так как усиливает звучание хроматических цветов. Различные цвета вызывают у человека неодинаковое настроение: светлые – лирическое, яркие – приподнятое, темные и тусклые – угнетенное, а пестрота и дисгармония красок раздражают.Гармония в цвете – это согласованность, равновесие цветовых пятен. Гармоничность сочетаний часто заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, а также в сопоставлении близких цветов, воспринимающихся как оттенки одного цвета.Цвета зелено – голубые, зелено – желтые различных оттенков считаются наиболее благоприятными для зрения, успокаивающими. Восприятие цвета зависит и от освещения. Свет и цвет неразделимы. Без света нет и цвета. Цвет есть ощущение, вызываемое светом. Благодаря свету человек различает форму и цвет предметов.2. Дидактические игры и упражнения по развитию восприятия цвета у детей