Технологическая карта урока "Свойства тканей из натуральных волокон"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта урока "Свойства тканей из натуральных волокон"
Автор: Черепанова Елена Сергеевна
Конспект урока
Осиповой Елены Сергеевны, учителя технологии МОУ Благоевская СОШ
Предмет: технология Класс: 6 класс
Тема урока: Свойства тканей из натуральных волокон животного происхождения
Урок-исследование
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный момент.
Цель для обучающихся: подготовить к работе на уроке; организация класса, наличие учебных принадлежностей на парте.
Цель для педагога:
создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Задачи
-создание положительных эмоций на работу;
- формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.
Метод обучения:
словесный (беседа)
Метод организации работы: фронтальный
Обучающиеся включены на данном этапе в определение целей урока: закрепить знания о свойствах тканей, полученные в 5-м классе.
Основной метод организации работы обучающихся на данном этапе – словесный (беседы, ответы на вопросы), который соответствует целям организационного этапа урока.
Первый урок (45 минут)
I. Организационная часть
Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.
На свете много различных вещей и изделий из натуральных и искусственных тканей. И сами ткани такие разные: гладкие и ворсистые, плотные и тонике, легкие и тяжелые, теплые и прохладные. И чтобы сшить любое изделие, надо правильно выбрать соответствующую ткань, узнать ее свойства.
А что мы должны знать о свойствах тканей из натуральных волокон животного происхождения? Как мы можем определить их свойства?
Ответы обучающихся и формулирование цели урока.
2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цели данного этапа для обучающихся - актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала по теме Виды волокон животного происхождения.
Цель для педагога – побудить обучающихся к активности на уроке.
Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся:
- словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей)
- наглядный (волокна животного происхождения)
Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся)
Обучающиеся должны вспомнить термины волокно, ткань, пряжа, виды переплетений, виды натуральных волокон растительного происхождения, их свойства, виды волокон животного происхождения.
Для этого на данном этапе урока используется:
- устная работа (опрос) по ранее изученному материалу.
На данном этапе урока используется частично-поисковый метод. Его цель: самостоятельно найти ответ на проблемный вопрос (чем отличаются волокна растительного происхождения от волокон животного происхождения).
В случае затруднений при формулировании ответов, помочь обучающимся наводящими вопросами. Правильные ответы поощряются словесно, жестами, мимикой.
Цель этого этапа – отработка полученных умений и навыков, развитие интереса к предмету, творческая активность. Используются фронтальные формы работы: словесные – беседа, дискуссия.
На уроке осуществляется индивидуальный подход, содержание и характер вопросов и заданий активизируют обучающихся, что в свою очередь способствует прочному усвоению знаний, обогащению словарного запаса детей и развитию творческих способностей.
II. Повторение ранее изученного материала
Какие виды волокон вы знаете по происхождению?
(Натуральные, химические. Натуральные: растительные, животные, минеральные.)
Чем отличается волокно от пряжи?
(Волокно – это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры. А пряжа – это тонкая длинная нить, выработанная из коротких волокон путем скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и др.)
Какие волокна относятся к натуральным волокнам животного происхождения?
(шерсть и шелк.)
Что представляет из себя шерсть? Шелк?
(Шерсть – это волосяной покров животных. Животные, дающие шерсть: верблюд, ангорская коза, альпака, лама, овцы, кролик и др. виды волокон шерсти: пух - мягкое извитое волокно, переходный волос, ость – толстое, жесткое, мертвый волос - малопрочный и жесткий. Из шерсти вырабатывают пряжу, ткани, трикотаж, валяльно-войлочные изделия. Натуральный шелк – это тонкие нити, которые получают из коконов гусеницы тутового шелкопряда. Шелк-сырец – материал, получаемый при совместной размотке нескольких коконов, из которого вырабатывают крученый шелк. )
Что называют руном?
(руно - шерстяной покров овцы, состриженный сплошным пластом)
3.
Изучение нового учебного материала.
Постановка проблемы: Какими свойствами обладают ткани из шелка и шерсти.
Формировать у обучающихся общее представление о свойствах тканей.
Основные этапы изложения нового учебного материала:
Данный урок – урок закрепления изученного о видах тканей, изучение нового - о свойствах тканей из шерсти и шелка.
Цель для учителя:
-обеспечить процесс закрепления знаний о видах тканей и в то же время расширить и углубить изучение данного материала.
-учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации. Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и наблюдения, установление причинно-следственных связей, развитие речи.
Задачи:
-возбуждать интерес к предмету через побуждение творчески мыслить и создание проблемной ситуации;
-умение говорить правильной речью.
-воспитывать у обучающихся эстетический вкус, информационную и технологическую культуру,
-развивать у обучающихся исследовательские умения.
Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.
Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:
-доступность учебного материала;
-эмоциональный настрой обучающихся.
Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала)
Основная цель метода обеспечить усвоение обучающимися основных правил определения свойств тканей. Использование метода позволяет сосредоточит усилия на формировании практических знаний, умений и навыков.
Самостоятельная работа с демонстрационным материалом (поисковый метод).
Его цель – самостоятельно находить ответ на проблемный вопрос.
Беседа по изучаемому материалу.
Его цель – развивать умения монологической речи.
– Как правильно ухаживать за тканями из шерсти и шелка ?
- В чем преимущества и недостатки шерстяных и шелковых тканей?
Анализ работы с демонстрационным материалом.
Его цель – помочь обучающимся в правильном определении шелковых волокон и шерстяных.
III. Изложение нового материала
Чтобы не ошибиться в выборе ткани для изготовления какого-либо изделия, необходимо уметь правильно определять свойства, которыми она обладает. Свойства тканей зависят от их состава, вида переплетения и особенностей отделки. Свойства ткани влияют на выбор модели и обработку изделия. К основным свойствам тканей относят: механические, физические и технологические. Механические свойства – определяют в зависимости от того, как реагирует материал на действие различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и формы. К механическим свойствам тканей относят: прочность, сминаемость, драпируемость, износостойкость. (дать определение каждому из свойств, учебник, стр.16)
Физические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. К ним относятся: теплозащитные свойства, пылеемкость и гигроскопичность. (дать определение каждому из свойств, учебник, стр.17)
Технологические свойства – это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления из нее изделия, начиная от раскроя и заканчивая окончательной влажно-тепловой обработкой. К ним относятся: скольжение, осыпаемость, усадка. (дать определение каждому из свойств, учебник, стр.17)
4.
Закрепление учебного материала
Цель для педагога:
Выявить уровень усвоения учебного материала;
Научить применять полученные знания самостоятельно на практике.
Воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении слышать одноклассников, воспринимать чужую точку зрения, сопереживать.
Цель для обучающихся: продемонстрировать на практике умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания, умения, навыки в новую ситуацию.
Метод работы: практический, частично-поисковый, словесный.
Форма работы: групповая работа,
Методы оценивания: похвала, одобрение, самооценка.
Практическая работа
Цель данного этапа урока – научить обучающихся на практике использовать полученные на уроках знания, умения, навыки.
Педагог должен подвести обучающихся к выполнению поставленных в начале урока целей и задач.
Основой является практическая работа, которая помогает детям на практике закрепить свои знания, умения, навыки. Таким образом, учитываются индивидуальные особенности обучающихся.
По окончании работы - провести анализ – результат исследования: свойства тканей из шерсти и шелка.
Участие обучающихся в ходе урока и творческое задание были оценены.
Те обучающиеся, которые испытали затруднения при выполнении творческого задания, получают индивидуальные консультации и обращаются к статье учебника и дополнительному раздаточному материалу.
Второй урок (45 минут) Практическая работа. Исследование
Задание для исследовательской работы.
Все мы с вами носим одежду. И мы должны уметь правильно выбирать ткань при пошиве одежды и знать, как правильно ухаживать за ней. Для этого необходимо знать о свойствах тканей. Сегодня мы с вами проведем исследование: Какими свойствами обладают ткани из шерстяных и шелковых волокон.
Класс делится на три группы :
Первая группа А – работает с шерстяными тканями.
Вторая группа Б – работает с тканями из шелка.
Третья группа В – работает с тканями из хлопка.
Практическая работа
Все задания исследовательской работы выполняются по инструкционной карте – заданию (приложение к конспекту). Оформляется работа на листе формата А4.
Для выполнения исследования необходимы: лоскуты шерстяной, шелковой, хлопчатобумажной тканей размером 20х25 см, учебник, клей, ножницы, линейка, ручная игла, нитки.
Девочки проводят исследование, оформляют конспект, делают выводы.
Защита работы. Выступление групп.
(анализ исследования).
Рефлексия.
Как и где мы можем применить полученные на сегодняшнем занятии знания и умения?
Подведение итогов второго урока.
Оценивание участия обучающихся в ходе урока и выполнение группами творческого задания.
5.
Задание на дом
Цель для обучающегося:
-стимулирование к личным достижениям;
-развивать умение работать самостоятельно, творчески.
-воспитывать нравственное отношение к труду.
Цель домашнего задания – повторить и систематизировать полученные знания о свойствах тканей, уметь использовать полученные знания на практике.
Домашнее задание носит творческий, дифференцированный характер и продолжает выполнять намеченные на уроке задачи.
V. Домашнее задание
Собрать коллекцию из лоскутов тканей (3-4), определить свойства одного из них.
Читать параграф № 3 в учебнике, ответить устно на вопросы.
Цель:
Обучающая:
Закрепить знания обучающихся о свойствах тканей, научить определять лицевую и изнаночные стороны тканей. Обеспечить усвоение учащимися основных правил определения свойств ткани.
Развивающая:
Создать условия для развития: творческого мышления, умения применять знания на практике, продолжить развитие эстетического вкуса, умения анализировать, обобщать материал, внимательности.
Воспитательная:
Создать условия для воспитания: интереса к предмету, культуры труда; закрепления у обучающихся убеждённости в необходимости коллективного труда и личной ответственности в решении общих проблем.
Задачи:
развивать у учащихся исследовательские умения, навыки творческой деятельности, такие качества личности как целеустремленность, ответственное отношение к ученическому труду,
воспитывать у учащихся эстетический вкус, информационную и технологическую культуру, уважительное отношение друг к другу.
формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений, развития навыков
Приложение к конспекту урока
Свойства тканей из натуральных волокон животного происхождения
Урок - исследование
Инструкционная карта – задание
Материалы и инструменты: лоскуты шерстяной, шелковой, хлопчатобумажной тканей размером 20х25 см, учебник (стр.15-20), клей, ножницы, линейка, ручная игла, нитки.
1.Рассмотреть лоскуты тканей и определить лицевую и изнаночную стороны. Описать по каким признакам можно определить лицевую и изнаночную стороны. Отрезать небольшие кусочки 3х4 см от лоскутов, приклеить. Оформить результаты в таблице:
Сторона ткани
Вид ткани
Шерсть
Шелк
Хлопок
Лицевая
Изнаночная
2.Определить сминаемость ткани:
а)в течение нескольких секунд сжимай лоскуты в обеих руках;
б)положи их на стол и оставь на 20-30 мин;
В)определи на глаз внешний вид тканей: сильно сминаемая, сминаемая и несминаемая.
3.Определить драпируемость ткани:
а)верхний срез лоскута по длине собери на нитку;
б)внимательно рассмотри образовавшиеся складки. Жесткие, плохо драпирующиеся ткани образуют крупные, торчащие складки. Мягкие, хорошо драпирующиеся ткани дают глубокие частые складки.
(учебник, стр.19, рис.16)
4.Определить осыпаемость по образцам, вырезанным из лоскутов испытуемых тканей, размером 3х5 см.
Для этого ручной иглой вынь из образцов одну нить, две нити вместе, три вместе и так далее. Сначала - долевые нити, а затем уточные.
(учебник, стр.19, рис.17)
5.Необходимо описать характер поверхности тканей, сделать вывод об их скольжении.
Пункты 2,3,4,5 необходимо оформить в таблицу:
Название свойства тканей
Характеристика свойства тканей
Из шерсти
Из шелка
Из хлопка
Сминаемость
Драпируемость
Осыпаемость
Скольжение
6