Программа по здоровьесбережению младших школьников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по здоровьесбережению младших школьников
Автор: Тимощенко Елена Эдуардовна
Программа по здоровьесбережению младших школьников
Тимощенко Елена Эдуардовна
Вопросы здоровьесбережения занимали педагогов во все времена. Но особенно они актуальны теперь, когда школу называют не только “школой знаний”, но и “школой болезней”. Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. К сожалению, на снижение здоровья детей влияет и школьный фактор: отсутствие удобной современной мебели, не всегда соответствующее возрастной гигиене расписание, конечно же, перегрузки программ и многое другое.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.
Очевидным становится вопрос:
“Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?”.
Одним из ответов на этот вопрос стала востребованность в школе программ по оздоровлению и укреплению здоровья школьников.
В течение 5 лет я работаю над реализацией классной образовательно-воспитательной программы, направленной на здоровьесбережение учащихся моего класса.
Программа построена на сотрудничестве учителя, родителей, медицинских работников, учителя физкультуры, психолога и социального педагога.
Цель программы:сохранение и укрепление состояния здоровья детей, формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
В программу включены следующие блоки:
организация и проведение диагностических мероприятий;
организация учебной деятельности;
организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для учащихся;
формирование у учащихся системы знаний о здоровьесбережении.
Чтобы эта работа была рациональной, необходимо хорошо знать здоровье детей, следить за изменениями в состоянии их здоровья, видеть проблемы, поэтому мы 3 раза в год проводим мониторинг состояния здоровья учащихся (стартовая, текущая, финишная диагностика).
Мониторинг проводится по трем направлениям:
физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность);
психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных процессов, самооценка);
социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности).
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне не менее важнаправильная организация учебной деятельности.
Одним из условий правильной организации учебного процесса являетсяобеспечение гигиенических условий. В 1-м классе перед началом учебного года мы совместно с администрацией школы и родителями продумали и создали интерьер класса. Картины, комнатные растения, цветовая гамма класса вызывают положительные эмоции, позитивно влияют на психику учащихся. В первый день каждой четверти я рассаживаю детей, принимая во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Пересаживание исключает и одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски.
Поскольку основной “ячейкой” образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы учителя. Поэтому при проведении урока я стараюсь придерживаться правил здоровьесбережения.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья учащихся не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.
Одним из важнейших условий рациональной организации обучения я считаю обеспечениеоптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.
Чтобы удовлетворить двигательную потребность учащихся в течение всего учебного дня, прежде всего я обязательно провожу утреннюю зарядку перед началом уроков, которая помогает школьникам активно включаться в работу с утра, воспитывает волевые качества характера.
Удовлетворить двигательную потребность учащихся также позволяют игровые перемены, уроки физической культуры, игры на свежем воздухе во время группы продленного дня, посещение бассейна, спортивных секций и кружков.
Дляпрофилактики простудных заболеванийв классе проводится фототерапия и витаминизация, дети делают точечный массаж.
В целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья провожупсихофизическую тренировку.Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видах дыхательных упражнений.
Знания о здоровьесбереженииучащиеся получают на уроках здоровья.
Цель уроков здоровья:научить детей быть здоровыми.
Уроки здоровья состоят из следующих курсов: “Гигиена школьника”,“Основы безопасности жизнедеятельности”, “Разговор о правильном питании”, “Экология”, “Этикет”.
Курс “Гигиена школьника”.Учащиеся ведут “Дневники здоровья”, в которых отмечают (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем. При характеристике данных самонаблюдения мы используем следующие показатели: самочувствие, настроение, сон, аппетит.
В конце каждой четверти “Дневники здоровья” я собираю, просматриваю и делаю соответствующие выводы о здоровье учащихся, которые доводятся до родителей.
Курс “Основы безопасности жизнедеятельности(авт. Л.П.Анастасова, Н.В.Иванова, П.В.Ижевский).Программа курса предназначена для формирования у учащихся сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений по распознанию и оценке опасных ситуаций, определять способы защиты от них, а также ликвидировать их негативные последствия и уметь оказывать само- и взаимопомощь в доступном для детей в соответствии с возрастом объеме.
Благодаря этому курсу, в течение последних пяти лет с учениками из моего класса не случалось никаких чрезвычайных ситуаций, опасных для здоровья.
Учащиеся неоднократно участвовали в конкурсах различного уровня и завоевывали призовые места.
Курс “Разговор о правильном питании”(авт. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева).
Одним из важных условий, благоприятствующих нормальному росту школьника, укреплению его здоровья, а значит, успешному обучению, является рациональное питание.
Программа М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой “Разговор о правильном питании” не только интересна сама по себе, но и полезна для детей, т.к. далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о необходимости правильного питания. К окончанию обучения по этой программе (по данным анкетирования и тестирования) я увидела, что у школьников сформировались представления о необходимости заботы о своем здоровье и в первую очередь о важности правильного питания.
Курс “Экология”.Хорошее здоровье во многом зависит от благоприятной экологической обстановки. Поэтому курс “Экология” является одним из составляющих звеньев Уроков здоровья.
В данном курсе используем метод проектов. Одним из таких проектов явился проект “Забота об окружающей среде – забота о здоровье”. Целью этого проекта мы обозначили: забота об окружающей среде города Добрянка и района. Полученные данные в ходе реализации проекта мы обобщили на школьном конкурсе исследовательских работ и получили высокую оценку нашей работы. Данный проект отправлен на Российский конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников “Я – исследователь”. Проект был отмечен Дипломом III степени.
Работа по обучению проектной деятельности в нашем классе продолжается, и большая часть проектов детей посвящена экологическим проблемам.
Курс “Этикет”(авт. С.А.Насонкина). Известно, что воспитанность – качество личности, определяющееся прежде всего в повседневном поведении человека, умении общаться со сверстниками и взрослыми, умении работать в коллективе.
На уроках этики я старалась, чтобы дети постигнули и почувствовали важность и значимость человеческих отношений, человеческой взаимности, определили свою моральную позицию, поупражнялись в оценке нравственных поступков.
Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родительское собрание – это основная формаработы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома. Собрания проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов, мастерских, соревнований, лекций и бесед. Темы собраний были следующие: “Папа, мама, я – здоровая семья”, “Как помочь ребенку стать внимательным”, “Свободное время – для души и с пользой!”, “Поощрения и наказания в семье”, “Детская дружба”.
Проблема здоровьесбережения, пожалуй, самая актуальная и требующая системного подхода в решении.
В течение четырех лет, с 1-го по 4-й класс, я старалась систематически и последовательно проводить работу по здоровьесбережнию. Результаты системного подхода к решению задач здороьесбережения учащихся показали, что наш опыт достоин внимания.
При оценкефизического здоровья учащихсянами учитываются следующие показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение, слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни.
Анализ результатов медицинских обследований выявил следующие результаты:
Произошли положительные изменения в готовности школьников к здоровому образу жизни. Диагностика показала, что все учащиеся, которых мы первоначально в 1 классе отнесли к группе риска, к 4-му классу перешли в группу благополучных детей.
Количество уроков, пропущенных учащимися по болезни, сократилось в течение всего периода обучения (4 года) на 45%.
У учащихсясформированы навыки заботы о собственном здоровье. По результатам наблюдений и опроса родителей 100% детей соблюдают режим дня, правила личной гигиены и научную организацию умственного труда.
Наблюдается положительная динамика состояния психоэмоциональной составляющей здоровья:
- "Уровень тревожности".
По результатам тестирования по Люшеру уровень тревожности за период обучения с 1-го класса по 4-й класс понизился на 34%.
- "Самооценка” (определялась по шкале самооценки,автор Е.В. Сидоренко):
Если в 1-м классе высокую самооценку имели 5% учащихся, а низкую самооценку – 31%, то к концу 4-го класса учащихся с высокой самооценкой возросло до 50%, а с низкой сократилось до 5%.
Для оценкисоциальной адаптированностиучащихся использовалась комплексная диагностика уровня комфортности учащихся.
Анализ полученных результатов за период обучения в начальных классах:
высокий уровень комфортности возрос на 29%,
недостаточный и критический уровень комфортности – снизился на 30%.
По итогам мониторинга нам было важно выявить взаимосвязь показателей здоровья у школьников с уровнем их обучаемости. В связи с этим, интересно было выяснить: как связаны показатели здоровья учащихся с успешностью обучения. Соотносились результаты диагностики здоровья каждого ребенка с результатами их обучения в школе (качество знаний). Оказалось, что успешность обучения находится в прямой зависимости от здоровья учащихся: без троек обучались только дети с высокими показателями здоровья. Таким образом, можно сделать вывод:
Использование здоровьесберегающих программ в образовательном процессе позволяет не только избежать снижения состояния здоровья , но и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.