"Число имён существительных"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Число имён существительных"
Автор: Бузуверова Наталья Анатольевна
Число имен существительных Ход урока I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)- Доброе утро, гости и ребята! Я рада видеть вас и надеюсь, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.- А теперь я обращаюсь к вам, ребята. Будем отвечать активно,Хорошо себя вести,Чтобы гости дорогиеЗахотели вновь прийти.- Давайте начнём работу . Запись числа, классной работы с проговариванием орфограмм. (Слайд 1) II. Минутка чистописания. Образец на слайде: сн со св ст сп су ск- Какое правило написания объединяет все эти соединения букв? ( верхнее соединение) Запишите . ( учитель следит за посадкой) III. Актуализация знаний - Послушайте загадку.Тройка-тройка прилетела,Скакуны в той тройке белы.А в санях сидит царица, Белокоса, белолица.Как махнула рукавом,Всё покрыла серебром. - Это зима. (Слайд 2) - Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом зима? (снег, лыжи, сосульки, коньки, снежки, снеговик, горка, мороз, лёд, хоккей, санки, каникулы)- Вы назвали много ассоциаций. Молодцы!- А давайте посмотрим, какие слова нам приготовил снеговик. (Слайд 3) - Прочитайте слова. Мороз, снега, узор, снег, льды, река, узоры, морозы, лёд, реки.- Какой частью речи являются все эти слова? (имена существительные)III. Повторение изученного материала - А кто догадался, с какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке? (с именем существительным)- А что вы уже знаете об имени существительном?Существительное- самостоятельная часть речи. У. Мы уже столько знаем про существительное, хотите узнать что-то новое?IV. Постановка учебной задачи Игра «Путаница». - Ребята, слова перепутались. Как нам их распутать? (Нужно разделить их на две группы: существительные единственного числа и существительные множественного числа) - Давайте разделим слова, написанные на слайде , на 2 группы.- По какому признаку можно разделить эти слова? ( В 1 группе имена существительные обозначают один предмет, а во 2 группе – несколько предметов)- Сформулируйте тему урока.( Число имен существительных) (Слайд 4) - Чему мы должны научиться на уроке ? - Сегодня на уроке мы продолжим работать над именем существительным, познакомиться с понятием “единственное и множественное число” , научимся определять к какому числу относится имя существительное, будем изменять их по числам и узнаем, какую тайну скрывает число имени существительного.V. Усвоение новых знаний и способов действий.1) Знакомство с понятием “единственное и множественное число” - Что обозначают существительные, записанные в первый столбик ? (1предмет) Значит это форма какого числа? Табличка.(ед.ч.) ).-Что обозначают существительные, записанные во второй столбик ? ( несколько предметов) Значит это форма какого числа? (мн.ч.) Табличка.(мн.ч.)2) Работа в тетради.– Озаглавьте столбики (ед.ч., мн.ч.) . Спишите пары слов, расставьте ударение и разберите слова по составу.(окончание) Проверка. – Что вы заметили? Что происходит со словами, когда они изменяются по числам? (изменяется окончание и ударение) Значит, изменение по числам - это постоянный или непостоянный признак? (непостоянный, потому что меняется) А вы когда-нибудь пользовались этим признаком? (при проверке безударной гласной в корне слова)3) Работа в «Маршрутном листе». Задание №1. Работа по карточкам по вариантам. Карточка №1. Отметь галочкой имена существительные, стоящие в единственном числе. мальчик, белка, облака, орехи, торт, растение, снегири, метель, животные Карточка №2. Отметь галочкой имена существительные, стоящие во множественном числе. варежки, узоры, окно, птицы, бури, праздник , дерево, коньки, снежокПроверка. (по 5слов). Оцените свою работу ( 1 правильный ответ – 1 балл, сколько правильных ответов, столько и баллов вы заработали ) VI. Применение знаний. 1) Работа с текстом с пропущенными словами. Устно . (Слайд 5) Лес, сугроб, дерево, шапка. - Что общего между этими словами?- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения : Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые … .- Какие возникли затруднения? - Как нужно поступить? - Мы не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов. - Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.Появляется запись (щелчок слайда): Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки.- Так для чего нужно изменять существительные по числам? ( для связи слов предложении) 2) Работа в «Маршрутном листе» . Задание №2. 1 вариант: Данные имена существительные измени по числам. Снежок, зайцы, воробьи, свитер, санки1 вариант: Данные имена существительные измени по числам. Дятел,сосны, холода,снеговик, погодаПроверка. Самооценка. – Какую же тайну скрывает число имён существительных? (ответы)В русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, а есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа. Но об этом мы поговорим позже.VII. Закрепление знаний и способов действий. Работа в «Маршрутном листе» . Задание №3. Работа в парах. - В тексте подчеркните существительные. Определите их число. Стоит чудесный зимний день. Пролетают лёгкие снежинки. Спит река . Дети играют в хоккей и катаются на санках.(Слайд 5) Проверка у доски. ( надписывают, по предложениям) Оценить себя и занесите результат в лист самооценки.VIII. Подведение итогов урока. (Слайд 6) - Назовите тему урока? -Что же новое узнали об имени существительном?-Как определить число имени существительного? (если обозначает 1 предмет- ед.ч., если несколько – мн.ч.) - Какая часть слова меняется при изменении числа имени существительного? IX.Рефлексия (Слайд 7 ) Вербальная форма (методика незаконченного предложения).- Сегодня на уроке я …- Самым полезным, интересным на уроке для меня было…- Я встретился с трудностью при …- У меня хорошо получилось …Результаты самооценки. ( 5+ 5+6= 16 б. ; 16 -15 б. – «5» ; 14 -11 б.- «4» ; 10 - 8 б. –«3» ) Поднимитесь кто набрал…Мне очень понравилось с вами работать. Вы молодцы!X. (Слайд 7 ) Спасибо за внимание.