«Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста ,через проектную деятельность»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста ,через проектную деятельность»
Автор: Алексеева Саргылана Ивановна воспитатель
Алексеева Саргылана Ивановна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР Детский сад №9 «Надежда» с. Бердигестях МР «Горный улус» Республика Саха (Якутия)»«Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста ,через проектную деятельность»Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем в дальнейшем выше её уровень экологического образования и воспитания дошкольников В систему инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников можно включить : наблюдения за живой и неживой природой, экскурсии в природу и по экологической тропе, экологические игры, всевозможные акции, экологические проекты, беседы, праздники и развлечения, экологические викторины, опыты, ознакомление с приметами времени года. Всё это способствует более глубокому усвоению экологических знаний дошкольников, привитию бережного отношения к природе, способствует развитию мышления, анализу полученных результатов. Систематические наблюдения за природой, рассказы, сказки на экологическую тему учат быть внимательными, любознательными. Традиционных занятий, наблюдений, бесед недостаточно. Современные дети более раскрепощены, самостоятельны. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, желание искать истину подтолкнули меня к использованию в своей работе технологии детского проектирования. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к малой Родине.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельностиПриоритетным направлением нашего ДОУ является экологическое воспитание детей. Тема нашего проекта ДОУ «Приобщение к экологической культуре детей старшего дошкольного возраста, посредством проектной деятельности» Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества. Проекты помогают:-активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;-осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;-способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать;-способствуют развитию умений обобщать и анализировать;-способствуют развитию мышления;-помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;-развивают воображение, внимание, память, речь.Цель моей работы:Сформировать систему экологических представлений и понятий у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.Задачи:1. Создать в группе условия для подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования.2. Сформировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятия себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы).3. Развить познавательный интерес, инициативу, любознательность к миру природы, посредством проектного метода. .4.Установить взаимодействие с родителями по формированию экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста на основе метода проектов.5. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.Структура детских проектов состоит из 3 этапов:Этапы проекта:1. Подготовительный — постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с родителями и детьми, выбор и подготовка оборудования и материалов.2. Собственно исследовательский — поиск ответов на поставленные вопросы.3. Заключительный — обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.Проект «Птицы нашего края»,посвященный Международному дню птиц .Проект начался с беседы «Каких птиц нашего края мы знаем? Дети в течении недели знакомились с птицами родного края. Проект осуществлялся в зимнее время года. В ходе проекта выявили проблему, о том , что птицам тяжело зимой. И дети решили помочь птицам перезимовать. А чтобы им помочь, нужно своевременно развесить кормушки. Вместе с родителями дети изготавливали кормушки. Также был организован конкурс на изготовление скворечников для птиц.Во время проекта дети узнали, какой корм едят разные птицы. Они приносили хлеб, семечки, пшено, чтобы помочь зимующим птицам, дежурили в «столовой» - подправляли кормушки и насыпали корм .Весной гуляя на прогулке, мы с детьми наблюдали за появлением птиц на нашем участке, за их поведением.Выставка рисунков, заучивание стихов, песен было проведено в течение проекта.В проекте «Защитим природу от мусора» .Проблема проекта – убедить людей в том, что нельзя оставлять мусор. Убедить в том, что пластиковые предметы не разлагаются и тем самым портят природу. В проекте организовали выставку «Птицы »из разного материала. Каждый принес свою поделку .Большую радость, удивление и даже восторг ребята испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе исследовательской деятельности я даю детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаю почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Проектная деятельность с детьми, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников. Таким образом, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы лежат гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта. Метод-проектов обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры. Список литературы: Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006. Николаева С.Н. Юный эколог, М. 1999.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М. 2005. 5. Дрязунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1981.- 80 с., ил. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: , 2008