"Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ"
Автор: Головина Ольга Юрьевна
Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗЛичность человека – продукт общественно-исторического развития. Она формируетсяВ процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. В силу интеллектуальной неполноценности личность умственно отсталого ребенка проходит свое становление в своеобразных условиях, что обнаруживается в различных аспектах.В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Л.С. Выготский, высказавший мысль о тесном взаимодействии и внутреннем единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер, считал, что у ребенка при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом иное, чем в норме, и что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики. Формирование эмоций – важнейшее условие становления личности человека.Проявление эмоций у умственно отсталого ребенка зависит от его возраста, от глубины и качественного своеобразия структуры дефекта (принадлежности к определенному клиническому варианту олигофрении) и, конечно, от социальной среды, в которой он находится.Приведем некоторые примеры из опыта работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями.Никита П.,13 лет и Саша П.,12 лет обучающиеся 5 и 6 класса в связи с трудностями в поведении, которые выражались в недисциплинированности, повышенной раздражительности и приступах гнева. Во время этих приступов они вступают в драку с детьми, ломают школьную мебель, рвут на себе одежду, книги, тетради, в речи употребляют нецензурную лексику. Эти учащиеся весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этого делать.Настя Е.,13 лет и Коля Х.,13 лет обучающиеся 5 и 6 класса. В поведении бывают очень беспокойны, несобранные, много лишних, нецеленаправленных движении, отмечена некоторая инфантильность в поведении и некритическое отношение к себе. Эмоции поверхностны, нет выраженного отношения к окружающим, они не самолюбивы, не злопамятны, хотя очень раздражительны, а временами аффективны. Эти дети отличаются некоторой повышенной сексуальностью. Им присущи слабость волевых компонентов, эмоциональное недоразвитие.Виталии Г.,12 лет и Алексеи А.,13 лет обучающиеся 5 и 6 класса. У этих детей нет правильных дистантных отношений к взрослым, в частности к педагогам, они не могут занять правильные позиции в детском коллективе, не могут включаться в игру, недостаточно осознают свои поступки и действия. Эмоции у этих детей поверхностны, поэтому они не дружат с товарищами, у них нет длительных привязанностей, они не переживают своих неудач, не обижаются на насмешки. Волевая сфера у умственно отсталых лиц характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями. Они откладывают самые неотложные дела, например, привести в порядок свою школьную форму, выполнить важные поручения педагога. Они устремляются за пригласившим сверстником погулять, вместо того чтобы идти на кружок или самоподготовку. Для обучающихся 5 и 6 класса характерны несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям или воздействиям, которые сочетаются с волевыми нарушениями. Сюда относятся неожиданные проявления настойчивости и целеустремленности, умение преодолевать некоторые трудности, обдуманность поведения, возникающие при появлении элементарного стремления получить пищевое удовлетворение, скрыть проступок, добиться удовлетворения эгоистических интересов. Как правило, дети с ОВЗ внушаемы, некритично воспринимают указания и советы окружающих людей. Их легко подговорить обидеть близкого или слабого человека, сломать нужную вещь и т. д. Наряду с этим могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление разумным доводам, сделать наперекор тому, о чем их просят. Эти контрасты проявлений воли - выражение незрелости личности, недоразвитие духовных потребностей.Действия детей нередко носят импульсивный характер, а их поведение часто не соответствует общепринятым правилам и нормам. Недоразвитие волевой сферы сказывается на нарушении поведения. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям. Однако дети способны проявить волевое усилие в тех случаях, когда знают, как надо действовать, и испытывают потребность в этом действии. Тогда из вялых, безынициативных детей они превращаются в настойчивых, безудержных. Такие резкие контрасты в проявлении воли есть результат незрелости личности.Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогом.Индивидуальный подход к таким детям обычно приводит к значительной компенсации их состояния и более гармоничному развитию всех сторон личности.