рабочая прграмма по русскому языку 4 класс
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: рабочая прграмма по русскому языку 4 класс
Автор: Швиденко Валентина Ивановна
Рабочая программа предмета «Русский язык»1.Пояснительная записка.Рабочая программа предмета «Русский язык» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373( с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки Россииот 26.11.2010 г. N 1241;от 22.09.2011 г N 2357; от 18.12.2012 г. N 1060; от 29 декабря 2014 г. N 1643 и от 31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373»)., На основе следующих документов: Федерального закона об образовании от 29.12.2012г № 273-ФЗ « Об образовании в РФ». Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» «Примерные программы» по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1.Просвещение, 2011 год. «Планируемые результаты начального образования»Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.Авторские рабочие программамы В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» 2014г. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Поповская СОШЦелями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:•система языка (основы лингвистических знаний): лексика,фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);•орфография и пунктуация;•развитие речи. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка сучётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и форм2.Описание места предмета в учебном плане.На изучение предмета «Русский язык» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом в каждом классе начальной школы отводится 5 часов в неделю. В соответствии с учебным планом, с графиком работы, расписанием учебных занятий МБОУ Поповской СОШ на 2018-2019 учебный год, производственным календарем РФ на 2019 год для учащихся 4 класса количество часов отведенных на изучение предмета «Русский язык» изменилось, так как из расписания выпадают следующие праздничные дни: 8.03; 1.05; 2.05; 3.05; 9.05 10.05; Таким образом, в тематическом планировании на изучение предмета «Русский язык» отводится – 163 часов.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.Личностные результаты1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.2. Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.Метапредметные результатыРегулятивные :– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;– проговаривать последовательность действий на уроке;– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;– учиться работать по предложенному учителем плануСредством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.Познавательные :– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.Средством формирования познавательных УУД служат текстыучебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).Коммуникативные :Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.3. Использование знаково-символических средств представления информации.4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».Предметные результатыОбщие предметные результаты программы•Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;•воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;•понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;•первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);•начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;•овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);•применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);•первоначальные умения проверять написанное;•овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;•формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).Предметные результаты освоения основных содержательных линий программыРазвитие речиОсвоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.Обучающийся научится:•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);•строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);•(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);•пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;•различать устную и письменную речь;•различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;•понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;•читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;•составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.: Обучающийся получит возможность научиться•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;•соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;•озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;•распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;•составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);•находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);•составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;•составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);•письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам; •проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.Система языкаФонетика, орфоэпия, графикаОбучающийся научится:•различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;•определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);•характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;•понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);•анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;•определять функции букв е, ё, ю, я в слове;•определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];•определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;•определять ударный и безударные слоги в слове;•правильно называть буквы алфавита, располагать буквы ислова по алфавиту;•использовать знание алфавита при работе со словарями;•определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;•устанавливать соотношение звукового и буквенного составав словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягкимзнаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;•находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).Обучающийся получит возможность научиться:•осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;•устанавливать соотношение звукового и буквенного составав словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.ЛексикаОсвоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.Обучающийся научится:•осознавать слово как единство звучания и значения;•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);•иметь представление о синонимах и антонимах;•распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;•подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;•наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;•наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.Обучающийся получит возможность научиться:•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;•на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.Состав слова (морфемика)Обучающийся научится:•осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;•владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;•распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;•определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).Обучающийся получит возможность научиться:•различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;•подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.МорфологияОбучающийся научится:различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;•находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;•находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;•находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;•находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значениеи употребление в речи;•находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;•подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.Обучающийся получит возможность научиться:•различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;•выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;•различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);•выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;•использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;•пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.СинтаксисОбучающийся научится:•различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;•определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;•сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;•находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;•различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);•устанавливать связи слов между словами в предложении;•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;•восстанавливать деформированные предложения;•составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.Обучающийся получит возможность научиться:•опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;•находить предложения с обращениями.Орфография и пунктуацияОбучающийся научится:а) применять изученные правила правописания:•раздельное написание слов в предложении;•написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш,ч, щ (в положении под ударением и без ударения);•отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;•перенос слов;•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;•проверяемые безударные гласные в корне слова;•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;•разделительный мягкий знак (ь);•знаки препинания конца предложения (. ? !);•раздельное написание предлогов с именами существительными;•раздельное написание частицы не с глаголами;б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.Обучающийся получит возможность научиться:•осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;•определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;•разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;•обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;•применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; 4. Содержание курса, предмета.Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы.Выпускник на уровне начального общего образования:научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующем уровне образования.Содержательная линия «Система языка»Раздел «Фонетика и графика»Раздел «Орфоэпия»Раздел «Состав слова (морфемика)»Раздел «Лексика»Раздел «Морфология»Раздел «Синтаксис» «Орфография и пунктуация»Повторение 11чНаша речь и наш язык. Формулы вежливости.Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений.. Диалог. Обращение Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения._Связь между словами в предложении. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Разбор предложения по членам предложения. Словосочетание Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Предложение (9ч)Однородные члены предложения. Представление о предложениях с однородными членами. Связь однородных членов в предложении при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (а, и, но) Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, Запятая между однородными членами, соединительными союзами. Простые и сложные предложения Различие простых и сложных предложений. Различие сложного предложения и простого предложения с однородными членами. Знаки препинания в сложных предложениях. Слово в языке и речи. (19ч) Лексическое значение слова. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Части речи Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).Имя существительное (39 ч)Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление).Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.Морфологический разбор имён существительных.Имя прилагательное (31 ч)Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.Местоимение (9 ч)Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте. Глагол (32 ч)Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).Развитие речи.Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя. Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.Повторение изученного (16ч) ЧистописаниеЗакрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости. Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.Слова с непроверяемыми написаниямиАвтомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.5.Тематическое планирование.