ОДНКНР. Модуль "Я - гражданин России"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОДНКНР. Модуль "Я - гражданин России"
Автор: Барабанова Ирина Николаевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ №4»» города Гая Оренбургской областиРабочая программапо внеурочной деятельностиНаправление: ОДНКНРНаименование программы: модуль: «Я - гражданин России»Класс: 6аФ.И.О. педагога-разработчика программы: Барабанова И.Н.2018-2019 учебный год Пояснительная записка1.Программа курса по внеурочной деятельности ОДНКНР. Модуль «Я - гражданин России» для 6а класса составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014г №1654);примерной основной образовательной программы основного общего образования; методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228);2.Актуальность программыВ Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовнонравственной культуры народов России». Изучение основ духовнонравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа. формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.3. Цель программыФормирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.4. Задачи программы: воспитание гражданственности и патриотизма.5. Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих общедидактических принципах:научность;сознательность и активность;наглядность;индивидуальный подход к учащимся;принцип связи теории с практикой;принцип доступности;принцип добровольного участия школьников в занятиях;принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;принцип занимательности.6. Возраст обучающихся: 12-13 лет7. Срок реализации программы: 1годФорма организации - кружок.Количество часов –1 час в неделю (45 минут).За год (34 недели) – 34 занятия.8. Формы организации деятельности учащихся на занятиях:групповые (работа в больших и малых группах);индивидуальные.Виды деятельности:теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);практические (дебаты, ролевые игры, работа над словом, работа с книгой, составление диалогов, выступлений, подготовка сообщений, выполнение проектов);индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия, проведением практических занятий с элементами игр и игровых элементов, использованием скороговорок, дидактических и раздаточных материалов, текстов разных стилей речи.9. Тематический план10. Содержание программыТема 1. Православное просвещение Руси.Александр Сергеевич Пушкин как учитель родной истории. Произведения А. С.Пушкина, связанные с историей России. Значение творчества А. С.Пушкина в исторической науке.Зачем изучать историю Отечества? Библейский взгляд на всемирную историю.Связь между всемирной историей и историей нашего Отечества.Истоки родной истории. («Повесть временных лет»). Представление о «Повести временных лет» как о самом древнем историческом источнике по родной истории. Первое историко-литературное произведение, написанное на Руси, — «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси».Тема 2. На страже Святой Руси.Святой князь Владимир — Креститель Руси. Равноапостольная княгиня Ольга. Крещение Руси князем Владимиром. Последствия Крещения Руси для государства. Значение церковно-государственного праздника Дня Крещения Руси.Тема 3. Народное единствоКуликовская Победа. Преподобный Сергий для русского народа. Миротворческаядеятельность святого. Святой князь Дмитрий Донской. Куликовская битва как великий День Победы русского воинства. Значение этой Победы.Самостоянье России. Положение России в период с конца XIV по вторую половину XV века. Окончательное освобождение Руси от татарского ига. Значение «стояния на Угре»в истории России.Неприступная обитель. Роль Троице-Сергиева монастыря как духовного центра Святой Руси и неприступной крепости в период Смуты.Спасение Отечества от Смуты. Окончательное освобождение России от польских захватчиков в Смутное время в XVII веке. Смысл церковно-государственного праздника Дня народного единства.Полтавская Победа. Отношения России со Швецией в начале XVII века. Полтавская битва— крупнейшее сражение Северной войны. Значение для России победы в Полтавской битве.Тема 4. Отечественная война 1812 годаПатриотизм русского народа в Отечественную войну 1812 года. Отечественная война1812 года, её ход и итоги, герои.Великие русские полководцы. Жизнь и ратные подвиги выдающихся военачальников — А. В. Суворов, святой праведный Ф.Ф.Ушаков, М.И.Кутузов. Герои Отечественной войны 1812 года.Тема 5. XX век. Испытание революциейИспытание революцией. Причинно-следственные связи между историческими событиями и нравственным поведением их участников.Новомученики и исповедники земли Русской. Гонения на Православную Церковь и верующих в 20-30-е годы XX века, новомученики и исповедники Российские, компании по изъятиюцерковных ценностей. Обращение православных епископов, находившихся в заключении на Соловках, к правительству СССР — с так называемым «Соловецким посланием» (1926 г.). Представление о мемориальном центре в Бутово —«Русская Голгофа». Увековечение памяти новомучеников и исповедников Российских.Тема 6. Великая Отечественная война 1941–1945 годовОтечество в Великой войне 1941–1945 годов. Роль Русской Православной Церкви в годы войны. Отечественная война 1941–1945 гг. война священная для нашей страны.Пасхальная Победа. Священное значение Дня Победы 1945 годаТема 7. Русская Православная Церковь в современной РоссииНебесные покровители России. Имена святых земли Русской, праздник в честь Всех святых Русской земли. икона Всех святых земли Русской.Награды Родины и Церкви. Высшие государственные ордена и медали России. Награды Русской Православной Церкви. Историко-символическое значение государственных и церковных наград.11. Планируемые результатыПрограмма рассчитана на достижение воспитательных результатов:- характеризовать особенности национально-государственного и территориального устройства Российской Федерации; - раскрывать достижения российского народа как результат культурного взаимодействия всех наций и народностей исторически входящих в состав России; находить культурно приемлемые способы выражения уважения к героическому прошлому и достижениям своей страны; осознавать основы российской гражданской идентичности; - раскрывать сущность патриотизма, гражданственности, приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятий «гражданин» и «гражданство»; - осознавать значение личной патриотической позиции в укреплении нашего государства; понимать, в чем состоят основы российской гражданской идентичности; - использовать полученные знания и приобретенные умения для формирования способности уважать права и культурные особенности всех наций и народностей; - извлекать и использовать информацию СМИ для анализа тенденций развития национально-культурных взаимоотношений внутри страны и во внешнем мире; - характеризовать межнациональные отношения в современном мире и в России, видеть их основные проблемы; объяснять причины межнациональных конфликтов и предлагать пути их разрешения; - осознавать образ единого и целостного мира при разнообразии культур, национальностей и религий, а также при уважении к истории и культуре всех народов.12. Формы и виды контроляФормы контроля: творческие конкурсы, постановки, ролевые игры, проекты, практикум, мониторинг.Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.13. Методические рекомендацииДанная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий во внеурочной деятельности учащиеся мало пишут и много говорят.14. Материально-техническое обеспечение программы- компьютер- проектор15. Календарно-тематическое планирование (Приложение)Литература.Пивоваров Б.И. Родная история. 6 класс: учебное пособие по основам православной культуры для общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 260 с. (электронная версия)Родная история: рабочая программа по учебному предмету «Основы православной культуры» для 6 кл. общеобразовательных организаций / Сост. протоиерей Б.И.Пивоваров Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 20 с. (электронная версия)Родная история: рабочая тетрадь к учебному пособию протоиерея Б.И.Пивоварова «Родная история» для 6 кл. общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015 58 с. (электронная версия)Родная история: Хрестоматия к учебному пособию протоиерея Б.И.Пивоварова «Родная история» для 6 кл. общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 204 с. (электронная версия)Примерные темы проектов и эссе для предметной области ОДНКНР 1. Почему моральные нормы нигде не записаны? 2. Сложно ли быть добрым и справедливым? 3. Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. 4. Подвиги во имя Родины в истории моего народа (России). 5. Мой предок (дед, прадед) - участник Великой Отечественной войны». 6. Героизм в нашей жизни (на конкретных примерах, близких учащимся). 7. Наши семейные традиции. 8. Семейные ценности в православии (исламе, иудаизме, буддизме). 9. Православие (буддизм, ислам, иудаизм) о трудолюбии как нравственном состоянии человека. 10. История моей семьи. 1. Что для меня значит добро? 12. Благотворительность в истории. 13. Православие (ислам, буддизм, иудаизм) в истории России. 14. «Золотое правило» нравственности в различных религиях, культурах и в современной жизни. 15. «По труду почёт и слава» (на примере людей моего региона, города, села и т.д). 4 Ввиду того, что предметная область ОДНКНР имеет ярко выраженную воспитательную направленность и может реализовываться в разных формах (в том числе внеурочных) и в разных классах, данная программа не содержит контрольно-измерительных материалов. Вместо этого приводятся примерные темы проектов и эссе, которые могут использоваться в качестве итоговых работ, подлежащих оцениванию. 16. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы (произведения на выбор). 17. Как мы изучаем (бережём, охраняем) памятники истории и культуры?» (на примере памятников моего региона, города, села, моей улицы и т.д.) 18. Особенности культуры моего народа (музыка, изобразительное искусство, архитектура, литература, эпос и т.д. на выбор). 19. Особенности традиционного быта моего народа (дом и домашняя утварь, национальная кухня, ведение хозяйства, традиционные занятия и промыслы и т.д. на выбор). 20. Традиции, обычаи и религии – источники нравственности. 21. Национальные праздники (календарные циклы) моего народа. 22. Что такое праздник и как мы отмечаем праздники? 23. Жизнь семьи в разных религиях и культурах