Распиливание и припасовка
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Распиливание и припасовка
Автор: Манонов Обиджон Икромович
Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
Сызранский политехнический колледж
Разработка открытого урока
Тема 14 Распиливание и припасовка
По дисциплине: Учебная практика по ПМ.02
Для профессии: 18846 Слесарь механосборочных работ
2018 г.
Рассмотрена и одобрена УТВЕРЖДАЮ
цикловой комиссией заместитель директора
профессиональных дисциплин по учебной работе
протокол №_____ КИСЛИНСКИЙ В.Б.__________
от ___ _______________ 201__ г. ___ _______________ 201__ г.
председатель цикловой комиссии
Т.Г. АПАЛЕНОВА___________
Согласовано
нач. отдела по УПР и ВРТ
ГИЛЕВА Т.А.__________
___ _______________ 201__ г.
Автор: Манонов О.И. мастер производственного обучения
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
учебной практики
мастера п/о Манонова О.И.
Дата проведения : 28.04.2018 г.
по профессии 18846
Группа
Дата
Модуль ПМ.02
Сборка, регулировка и испытание сборочных единиц, узлов механизмов и машин, оборудования, агрегатов
Тема № 14
Распиливание и припасовка
Тема урока 4
Припасовка деталей
Вид занятия
Урок учебной практики (комбинированный: сочетание показа трудовых приемов с элементами рассказа и показа припасовки одной детали по готовой второй детали.)
Тип урока
Урок по закреплению трудовых приемов и операций
Цель занятия
познавательная: ознакомить обучающихся с приемами припасовки деталей по готовым проймам по готовым деталям, привить им начальные навыки применения этих приемов
развивающая: содействовать принятию самостоятельных решений, развивать навыки применения теоретических знаний на практике, развивать умение анализировать и делать выводы.
-воспитательная: формировать чувство коллективизма и взаимопомощи, умения работать в паре, прививать навыки бережного отношения к инструменту и оборудованию, экономному и рациональному использованию сырья.
Результат
Формирование профессиональных компетенций
ПК 2.1.Выполнять сборку сборочных единиц узлов и механизмов машин, оборудования, агрегатов, припасовки проймы по готовой детали
Формирование
общих
компетенций
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения
Показатели оценки
результата
-размечать, высверливать, вырубать и распиливать с точностью до 0,2 мм
-производить припасовку двух деталей с равномерным просветом не более 0,15 мм
-припасовать открытые и закрытые внутренние контуры
-читать чертежи средней сложности
-правильно организовать рабочее место и выполнять правила безопасности при припасовке
-организовать собственную деятельность исходя из цели ее достижения
Межпредметные
связи
Обеспечивающие
дисциплины
(модули, МДК)
Предметы:
Основы слесарных и сборочных работ
Организация и технология сборки, регулировки и испытания машин и оборудования различного назначения
Технические измерения
Техническая графика
Основы материаловедения
Материально-техническое оснащение урока:
-напильники разных сечений и размеров
-чертилки, кернены, миллиметровые линейки, угольники 120 и 90
-штангенциркули с точностью показаний 0,1 мм, медный купорос и лазурь
-проверочные плиты и проверочные локальные линейки, заготовки циркулей, ножовки, требующие ремонта, наждачная шкурка, зубила, крейцмейсели, молотки массой 400-500 гр., шаблоны, краски
Объекты работ: разметочные циркули, кусачки, комбинированные плоскогубцы, шаблоны для радиусных ключей
Оборудование и приспособления:
-вертикально-сверлильный станок
-слесарный верстак с тисками
Наглядные пособия: плакат Распиливание и припасовка, инструкционная карта № 22 Припасовка
Учебно-техническая документация: технологическая карта, методическая разработка по слесарному делу
Средства защиты: халат, защитные экраны
Средства контроля: тесты, вопросы, шаблоны и контрольные шаблоны для проверки
Способ контроля: визуальный, измерением и по шблону
Литература, используемая при подготовке занятия:
1.Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело, ст.208
2.Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу, ст.116
3.Скакун В.А. Руководство по обучению слесарному делу, ст.70
4.Методическая разработка по слесарному делу по теме Распиливание и припасовка
5.Косяченко А.П., Молчан И.А. Слесарное дело, ст.177.
Ход урока:
Организационная часть - 5 минут
1.Проверка явки обучающихся по журналу:
-рапорт дежурного, отметка отсутствующих и выяснение причин
2. Проверка внешнего вида обучающихся:
- Проверка санитарного состояния, спец. одежды и средств индивидуальной защиты.
II. Вводный инструктаж (50 мин.)
1. Сообщение темы и цели урока (3 мин):
- обобщение темы учебного занятия, формулирование целей урока вместе с обучающимися;
- показ социальной и практической значимости изучаемого материала;
- постановка перед учащимися учебной проблемы, актуализация субъектного опыта обучающихся.
Закрепление пройденного материала
Опрос обучающихся:
2.1.Организация рабочего места и безопасности труда и пожарная безопасность
2.2.Рассказать и показать технологический процесс пригонки деталей
Урок веду методом опроса, рассказа, беседы с практическим показом. Припасовка — окончательная точная пригонка одной детали к другой без каких — либо просветов, качания и перекосов. При этом одна из деталей до пригонки и припасовки должна быть обработана в пределах заданной точности.
Припасовке подвергают шаблоны, контршаблоны, матрицы и пуансоны штампов и др. Производят припасовку как замкнутых (закрытых), так и полузамкнутых (открытых) контуров. О
Обработку проймы следует выполнять в такой последовательности: сначала частично и точно опилить широкую плоскость и ребро, принимаемые за базу. Прием работы последовательность обработки одной из припасуемых деталей:
-припасовка деталей одной детали по готовой второй
-припасовка детали по готовой пройме
-припасовка проймы по готовой детали
-последовательность припасовки шарнирной разметочных циркулей
-последовательность припасовки шарниров, кусачек и комбинированных плоскогубцев
-приготовление и использование краски при припасовке
-припасовка деталей по готовой пройме при обходе учебных мест слежу, чтобы обучающиеся не нарушали точности базовых поверхностей
-припасовка проймы по готовой детали на обрабатываемых деталях покажу, как влияют на припасовку, наличие галтелей в углах проймы.
Взаимная припасовка деталей: обращаю особое внимание обучающихся на необходимость качественной обработки одной из деталей и недопустимость ее повторной обработки.
На примере методом рассказа и показа демонстрирую припасовки шарнира разметочного циркуля. На одной из заготовок циркуля после правки опиливанием наружные плоскости, а затем по разметке внутреннюю плоскасть. Прямолинейность этой плоскости контролируем линейкой. Наружные и внутренние плоскости должны сопрягаться по прямым углом. Когда эта перпендикулярность сторон обеспечена, приступаем к опиливанию, на этой же заготовке плоскости шарнира, которую проверяем на плите по окраске. Толщина шарнирной части, ножки циркуля должна составлять 0,5 толщины. Между внутренней плоскостью и наклонной плоскостью выступа шарнирной части при ее опиливании выдерживаем угол 120 градусов.
После этого к готовой ножке циркуля припасовываем вторую, которую опиливаем в той же последовательности. Далее расскажу обучающимся основные причины брака, организации рабочего места и техники безопасности.
III. Самостоятельная работа (8.50-13.30)
Во время самостоятельной работы обхожу рабочие места обучающихся с целью контроля за их работой, дисциплиной, организации рабочих мест и соблюдению техники безопасности. Замеченные ошибки устраняю или методом индивидуального или коллективного инструктажа с практическим показом. Постоянно напоминаю о соблюдении правила безопасности труда и организации рабочего места.
Во время обходов регистрирую правильные приемы труда и ошибки, а также подбираю материалы для заключительной беседы
IV. Заключительный инструктаж (10-15 мин.)
Обобщаю пройденный материал. Сообщаю о достижении цели урока. Анализ умения выполнять производственные работы самостоятельно с использованием технологической карты и чертежа. Отмечаю хорошие и плохие работы: ошибки, причины и методы их устранения и предупреждения.
Объявляю оценки за работу.
Сообщаю обучающимся тему следующего урока Обработка деталей пакетом и в кондукторе.
Выдача домашнего задания: составление технологического процесса изготовления кусачки комбинированной.
Уборка обучающимися рабочих мест.
Требования техники безопасности перед началом работы
1.Привести в порядок свою рабочую одежду (застегнуть или подвязать обшлаги рукавов, подобрать свисающие концы, надеть головной убор, девушки должны убрать волосы под косынку, подвязанную без свисающих концов.
2.Проверить чистоту и порядок на рабочем месте
3.Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений
4.Проверить наличие ограждений, их исправность и надежность крепления
5.В случае обнаружения неисправности или недостатков доложить мастеру п/о и приступить к работе, после их устранения
6.Правильно организовать рабочее место
Требования техники безопасности во время работы
1.Выполнять только порученную работу
2.При сверлении деталей соблюдать правила безопасности работы на сверлильных станках
3.При недостаточном знании дела или возникших сомнениях нужно обратиться к мастеру за разъяснениями
4.Надежно закреплять заготовки в слесарных тисках
5.Инструменты (напильники, молотки, кернеры, чертилки) должны быть в исправном состоянии
6.При опиливании деталей с острыми кромками нельзя поджимать пальцы левой руки под напильники7.Постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте
8.Запрещается на рабочем месте хранить одежду, принимать пищу
Требования техники безопасности по окончании работы
1.Произвести уборку рабочего места от производственного мусора
2.Проверить наличие инструмента, убрать инструмент в инструментальный ящик
3.Привести в порядок приспособления и убрать их в отведенное для них место
4.Спецодежду хранить в соответствии с порядком, установленном в мастерских
5.Обойти рабочее место, не оставлять не убранными материалы, незакрепленные детали
6.Вымыть руки и лицо с мылом