"Трудовое воспитание дошкольника"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Трудовое воспитание дошкольника"
Автор: Гащук Татьяна Ивановна
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»Трудовое воспитание дошкольникаОдной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является трудовое воспитание дошкольника. Это, бесспорно, одна из важнейших задач современной науки и практики. Представители отечественной педагогики середины ХХ века (Т.А. Маркова, Л.А. Порембская, Г.Н. Година, В.И. Логинова, А.Д. Шатова, Р.С. Буре, Н.М. Крылова и другие) видели в трудовом воспитании огромные возможности для социализации дошкольника. Ими была разработана система трудового воспитания, основанная на интеграции различных видов труда в другие виды детской деятельности, особенно в игру.В конце ХХ века из всех комплексных и парциальных программ данное направление было исключено, и лишь в начале ХХI-го века проблема трудового воспитания дошкольника заняла достойное место в ряду актуальных проблем дошкольного детства. Сегодня, в новых социально-экономических условиях, стоит задача воспитания трудолюбивой личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Без труда невозможно осуществление физического, познавательного, художественно-эстетического развития дошкольника. Труд способствует физическому развитию дошкольника, тренирует крупную и мелкую мускулатуру, развивает мыслительные процессы. Высок потенциал труда для нравственного воспитания ребенка, для формирования моральных качеств личности. В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования трудовое воспитание предполагается осуществлять через формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.Одним из ведущих понятий рассматриваемого направления является «трудолюбие» - это интерес и влечение к трудовой деятельности, желание трудиться. Данное понятие рассматривалось многими учеными (Козлова С.А., Куцакова Л.В., Житко И.В., Асланова З.М., Нечаева В.Г., Буре Р.С. и др.). Несмотря на его простоту, авторы выделяют в нем несколько компонентов:- познавательный – знания о профессиях, о труде взрослых;- эмоционально-мотивационный – интерес к труду, желание трудиться;- поведенческий – закрепившаяся в поведении дошкольника привычка к труду, осознание необходимости трудовой деятельности для человека, общества;- личностный – сформированность личностных качеств, необходимых для успешного выполнения трудовых действий (ответственность, самоконтроль, самостоятельность, способность к преодолению трудностей и т.п.).По наличию и уровню развития у дошкольника данных компонентов можно судить об уровне воспитанности трудолюбия. Ниже представлена диагностическая таблица для оценки уровня трудолюбия у старших дошкольников (таб.1).Таб.1. Оценка уровня воспитанности трудолюбия Существует множество классификаций трудовой деятельности дошкольника. Рассмотрим наиболее распространенные ее виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.Самообслуживание – один из первых видов труда, осваиваемых дошкольником. Основными задачами работы в данном виде труда являются:- воспитание привычки к опрятности, развитие потребности в самостоятельности, - формирование умений и навыков самообслуживания;- развитие желания оказывать посильную помощь сверстникам.Самообслуживание направлено на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка: одевание, раздевание, умывание. Ежедневное выполнение данных операций приучает дошкольника к систематическому труду, подводит к осознанию своих трудовых обязанностей. Важной особенностью самообслуживания является наглядность результата – вымыл руки – можно садиться обедать, оделся – можно идти гулять и т.д. Основным методом формирования навыков самообслуживания является показ и объяснение педагога, наряду с активными действиями ребенка. При этом показ того или иного действия должен быть всегда один и тот же, чтобы навык постепенно становился автоматизированным. Например, мытье рук выполнять всегда в таком порядке: намылить руки, положить мыло, намылить каждый пальчик от мизинца к большому, смыть мыло, отжать руки, вытереть их полотенцем. Хорошо сопровождать данный процесс потешкой или четверостишием, чтобы зрительный образ сочетался со звуковым. Это позволит в дальнейшем (по мере взросления детей) отказаться от показа и использовать только словесные указания.В старшем возрасте на помощь педагогу могут придти наглядные методы. Например, схема «Одевайся по порядку» при обучении одеванию на прогулку или «Каждой вещи – свое место» - при раздевании (пример – рис.1).Важным моментом является оценка выполнения трудового действия. Она может быть словесной: «Таня хорошо вымыла руки», «Антон правильно держит вилку». Можно использовать игровой прием, привлекая к оценке результата труда, например, игровой персонаж. Тогда малыш, намылив руки, обращается к такому персонажу: «Посмотри, Буратино, как я намылил ручки!». Не менее важно привлекать детей к помощи сверстникам, у которых что-то не получается. В таких ситуациях у детей не только совершенствуются навыки самообслуживания, но и формируются нравственные качества.Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка. Основные задачи:- развивать стремление к чистоте и порядку;- воспитывать стремление к аккуратности, желание беречь результаты труда других людей: не ломать игрушки, не рвать книги, соблюдать чистоту;- развивать желание трудиться, быть полезным окружающим;- способствовать формированию трудовых умений и навыков;- формировать качества личности, необходимые для осуществления коллективного труда: выполнять работу, направленную на достижение общей цели; умение планировать работу, договариваться, распределять обязанности, согласовывать действия, помогать друг другу в случае необходимости;- формировать первоначальные представления о хозяйственно-бытовой деятельности человека.Дошкольники уже в младшей группе способны оказывать посильную помощь в подготовке к приему пищи, занятиям, уборке игрушек. Одним из важнейших методов здесь является наблюдение за трудом помощника воспитателя, наблюдая за которым, дети усваивают элементарные трудовые операции, запоминают их названия и способы выполнения. В обучении трудовым действиям оптимальным является индивидуальная форма работы – трудовое поручение, когда педагог может дать детальный показ действия и проконтролировать его выполнение. Наряду с освоением трудовых действий, важно осознание значимости хозяйственно-бытового труда детьми.В средней группе вводится организованная форма хозяйственно-бытового труда – дежурство. За детьми закрепляется постоянная обязанность: они по очереди заботятся об остальных детях, накрывая для них столы. Здесь, кроме показа и словесных указаний, необходимы организующие моменты, например, экран дежурства, где указано кто и когда дежурит. Здесь же можно оценивать качество дежурства детей, к примеру, с помощью цветных кружков: красный – отлично, зеленый – хорошо, синий – есть ошибки. В качестве наглядной помощи можно предложить детям использовать схему «Сервируем стол», на которой показано, в каком порядке ставится на стол посуда (пример – рис.2).Как говорилось выше, для дошкольника важно видеть результат своего труда, но результат рассматриваемого нами хозяйственно-бытового труда не всегда нагляден, что может снизить у ребенка мотивацию. Здесь на помощь приходят игровые методы. Например, мытье кубиков можно организовать в форме сюжетно-ролевой игры «Кораблестроители». Воспитатель предлагает детям построить корабль, но выясняется что строительные материалы долгое время «пылились» на складе, и их необходимо помыть.По мнению воспитателей, большой проблемой является уборка игрушек – дети делают это неохотно. Здесь на помощь тоже придет игровой прием – «Письмо от игрушек», в котором они пишут, что им очень неприятно жить в таком беспорядке, и они уходят в другую группу, где дети убирают игрушки хорошо. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется коллективному труду, где дети объединяют усилия для того, чтобы сделать группу более чистой и уютной, отремонтировать порванные книги, вымыть кукол и постирать их одежду. Здесь важно создать условия для равноправного участия каждого ребенка в общем деле, предлагать детям высказывать предложения по выполнению трудовой задачи. Важно также воспитывать культуру труда: применять рациональные приемы, грамотно использовать оборудование. Труд в природе, как никакой другой вид труда, сочетает в себе умственные, физические и волевые усилия. Он связан с расширением кругозора, развитием опытно-экспериментальной деятельности. Труд в природе развивает познавательную активность и наблюдательность у детей. Основными задачами являются:- воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;- воспитание основ экологической культуры: приобщение к природоохранной деятельности, воспитание бережного отношения к окружающей природе, освоение правил поведения в природной среде;- развитие познавательно-исследовательского интереса к природным объектам, формирование представлений о закономерностях развития природы и умения учитывать их в процессе труда.Основным содержанием труда в природе является уход за растениями в группе и на участке детского сада. Детей привлекают к посильной уборке участка и газонов; к озеленению клумб, работе в саду и на огороде. Педагог организует выращивание в группе рассады, цветов, зеленого лука и т.д., при этом дети усваивают, что жизнь окружающей природы зависит от природных, погодных и иных условий.Ручной (художественный) труд – один из важнейших разделов трудового воспитания – изготовление детьми поделок, игрушек из различных материалов. Этот вид труда тесно связан с конструированием и другими продуктивными видами деятельности. В его процессе развиваются технические навыки работы с различными материалами, усваиваются элементарные представления о свойствах материалов, совершенствуются конструктивные способности детей. Задачи работы по ручному труду:- развитие творческого мышления и воображения;- развитие умственных и сенсорных способностей;- овладение техническими приемами преобразования различных материалов с целью создания поделки, образа;- воспитание аккуратности, самостоятельности, интеллектуальной активности.Содержанием ручного труда являются: работа с картоном и бумагой, тканью и нитками, природными материалами, дополнительными материалами (проволока, древесина, пластик и др.). Такой вид труда способствует развитию способности к постановке цели, выбору путей ее осуществления, преодолению трудностей, воспитывает умение доводить начатое дело до конца.В процессе организации ручного труда, важно отрабатывать с детьми каждый новый способ отдельно, и только затем демонстрировать разнообразие поделок, которые можно изготовить с применением этого способа. После освоения того или иного приема воспитатель может дать детям творческое задание, объявив тему или предложив изготовить поделку по замыслу. Работу с природным материалом можно начать с анализа его как основы для создания образа, при этом педагог знакомит детей с приемами изменения пространственного положения основы, ее дополнения и извлечения лишнего. После овладения указанными навыками возможен переход к более творческим заданиям: по теме, по замыслу, коллективный ручной труд.Таким образом, в ходе развития каждого из указанных видов труда осуществляется познавательное развитие дошкольника, развитие воображения и творчества. Дети усваивают знания о профессиях, профессиональной принадлежности людей. Через результаты труда людей близкого окружения и своего собственного, дети учатся ценить общественную значимость труда, беречь его результаты. Первые представления о труде взрослых ребенок получает в семье, наблюдая за мамой, папой, дедушкой или бабушкой. У дошкольника формируются представления о домашней хозяйственной деятельности, правилах ведения хозяйства. Начиная ходить в детский сад, ребенок наблюдает работу воспитателя, помощника воспитателя, повара. Пользуясь результатами труда людей этих и других профессий, ребенок испытывает чувство благодарности к взрослым, он учится выражать чувство признательности и радости.Постепенно круг профессий, с которыми знакомятся воспитанники, расширяется: дети узнают о сельскохозяйственных, строительных, творческих, научных и многих других специальностях. Это способствует формированию представлений о профессиях, профессиональной принадлежности человека, о взаимоотношениях людей в процессе трудовой деятельности; а также воспитанию уважительного отношения к труду взрослых, результатам собственного труда и труда сверстников. К старшему дошкольному возрасту ребенок учится понимать мир профессий как систему взаимосвязей между всеми видами труда, воспринимать любой предмет как результат труда многих людей, представителей различных профессий (Н.М. Крылова).Залогом успешной организации трудового воспитания дошкольников является понимание специфики их труда. Прежде всего, подчеркнем, что труд ребенка тесно связан с игрой: в игре отражаются знания детей о профессиях, выполнение трудовой задачи часто переходит в игру. Игровое отношение детей к инструментам и материалу предшествует и формированию трудовых навыков. Специфичны мотивы трудовой деятельности дошкольников – для них труд привлекателен своими внешними проявлениями: материалы, орудия труда, близкие к игре действия, результат. Понимание данной особенности раскрывает перед педагогом колоссальные возможности воспитания у дошкольников трудолюбия, уважения и интереса к труду взрослых. Так, организуя с детьми сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Ферма», «Гости», «Детский сад» и другие, воспитатель не просто обращает их внимание на особенности профессий. Постепенно, объединяя сюжеты разных игр, педагог подводит детей к пониманию тесной взаимосвязи профессий между собой (схема 1).Схема 1. Показ взаимосвязи профессий в игре * Данная таблица может быть продолжена и вниз, и вправо, смысл заключается в осознании детьми важности каждой профессии, каждого вида труда.В ходе развития отечественной педагогической науки было предложено немало эффективных форм и методов трудового воспитания. Предлагаем читателю познакомиться с методикой современного ученого, автора Программы и Технологии «Детский сад – дом радости» Натальи Михайловны Крыловой. Программа создана автором на основе лучших традиций отечественной дошкольной педагогики. Она выделила три средства трудового воспитания, которые взаимосвязаны между собой иерархически: 1 средство – знания. Любой вид детской деятельности связан с познанием, труд не является исключением: ребенок получает знания о профессиях, людях труда, инструментах и орудиях труда, результатах человеческой деятельности в различных сферах, взаимосвязи разных профессий и т.д.2 средство – умение хорошо, самостоятельно и творчески сделать то, чему он научился, осуществлять каждый вид трудовой деятельности. 3 средство – игровая форма исполнения любого вида труда. Принимая роль в игре, ребенок познает свои возможности, преодолевает трудности, трудится для удовлетворения своих потребностей или заботясь о других. Овладение каждым видом труда происходит в форме осознания дошкольником трудовой деятельности как взаимосвязи определенных компонентов, которую Н.М. Крылова называет «Лесенкой успеха». Таких компонентов – пять: замысел, материал, инструменты, действия, результат. К слову, данная модель является универсальной и «работает» во всех других видах деятельности. Таким образом, наблюдает ли воспитатель с детьми за трудом повара, организует ли труд самих детей в группе, анализ, планирование и выстраивание трудовой деятельности осуществляется с помощью «Лесенки успеха». Для удобства и наглядности автор предлагает использовать в качестве модели руку ребенка, где каждый палец будет означать тот или иной компонент.Пример: наблюдение на кухне детского сада, где повар готовит мясные котлеты на обед. Раскладываем его действия на 5 компонентов:1) Мизинец – замысел. Что задумал сделать повар? Котлеты для ребят на обед;2) Безымянный палец – материал. Из чего повар делает котлеты? Из мяса, лука и хлеба.3) Средний палец – инструменты. Чем повар делает котлеты? Ему понадобится мясорубка, нож, миска для фарша, противень и, конечно, умелые руки – это тоже инструмент;4) Указательный палец – действия. Как повар делает котлеты? Он пропускает мясо через мясорубку, добавив к нему другие ингредиенты, лепит котлеты и печет их в духовке.5) Большой палец – результат. Что получилось у повара? Румяные, ароматные котлеты, которые дети попробуют за обедом. После обеда воспитатель еще раз вспоминает с детьми, что они видели на кухне. Повар позаботился обо всех ребятах детского сада – приготовил очень вкусные котлеты, как он это сделал? Ребенок, загибая пальчики своей руки, еще раз проговаривает «от задумки – до результата» все действия взрослого, все пять компонентов его труда. Так, на основе ознакомления с трудом взрослого, ребенку открывается истинный смысл понятий «забота», «заботиться». Дошкольник осознает: все, что его окружает, создано трудом людей разных профессий, все вокруг – результат человеческого труда.Еще несколько слов о формах и методах работы с детьми по трудовому воспитанию. Экскурсии, непосредственное наблюдение процесса труда наиболее полно и отчетливо показывают детям особенности той или иной профессии. Данная форма, бесспорно, должна дополняться словесными методами – беседой, рассказом, объяснением. Необходимо применение и наглядных методов – иллюстраций, фотографий, мультимедиа презентаций о профессиях, людях труда, орудиях труда. Значительно расширяет арсенал педагогических приемов трудового воспитания применение художественной литературы. Эмоциональность, яркие образы произведений о труде человека пробуждают интерес детей, вызывают желание подражать литературным героям, узнать о них больше. Создание условий для трудовой деятельности – непременное условие эффективности трудового воспитания. В уголке трудовой деятельности группы должны быть все необходимые атрибуты для мытья игрушек, стирки кукольной одежды, ухода за комнатными растениями. В уголке самостоятельной художественной деятельности необходимо создать условия для различных видов ручного труда: подбор разных видов бумаги, картона, тканей, нитей и веревок, оберток и этикеток, коробок, а также инструменты для работы с этими материалами. Важно: такой уголок должен быть доступным для детей, ведь одной из задач развития творчества в продуктивных видах деятельности является создание условий для самостоятельного изготовления поделок и их последующего применения в игре, театрализованной деятельности.Взаимодействие с семьей в процессе трудового воспитания. Как бы мастерски не подходил педагог к процессу организации трудового воспитания, этот процесс не будет полноценным без участия семьи, родителей. Наряду с традиционными формами (ширмы, папки-передвижки, консультации и беседы с родителями), необходимо применять и интерактивные, практические формы. Одной из таких форм являются субботники, когда дети с родителями трудятся на участке детского сада, пропалывают огород или окапывают деревья. Родители нашего центра развития ребенка д/с №69 называют их «Трудовой десант». Несколько лет назад у нас под таким названием прошла акция «Фруктовый сад», когда каждая группа сажала свою аллею, и теперь каждую весну в нашем саду цветут и благоухают вишневые, яблоневые, грушевые и сливовые аллеи.Высоко эффективной является такая форма, как семейные проекты, когда ребенок и родители вместе подбирают материал и придумывают форму его преподнесения (презентация, альбом, видеоролик).Пример: проект «Моя мама – профессионал». Дети получают домашнее задание: спросить у мамы о ее профессии, принести фотографии на рабочем месте. На первом этапе из фотографий и рассказов детей оформляем выставку. Следующий этап – более углубленное изучение некоторых профессий (исходя из возможностей и желания родителей). Например, несколько мам по очереди приходят в группу с рассказом о своей профессии; если это возможно, с орудиями или продуктами своего труда, фотографиями; иногда (если это технически возможно) удается и показ некоторых трудовых действий. Третий этап – сюжетно-ролевая игра, в которой дети обыгрывают профессии, о которых узнали. Другой вариант третьего этапа – отражение детских впечатлений в продуктивной деятельности.По такому же принципу могут быть построены проекты «Мой папа – профессионал», «Мой дедушка – мастер» и т.п. Вот как дети подготовительной группы центра развития ребенка д/с №69 г. Москвы познакомились с редкой профессией резчика по дереву. Воспитанница подготовительной группы Настя К. принесла в группу шкатулку с вырезанными на ней узорами и сказала, что это сделано руками ее дедушки. Воспитатель и дети заинтересовались, что за профессия у Настиного дедушки. Настя принесла фотографии и другие изделия мастера, а на занятии рассказала о своем дедушке и его увлекательной профессии. В группе была оформлена выставка, а вскоре в группу пришел и сам дедушка, рассказавший о том, как и из чего, с помощью каких инструментов создаются такие красивые изделия. Дети не только узнали много о профессии, но смогли и сами попробовать свои силы в ней.В данной статье кратко описано содержание трудового воспитания детей и возможные пути его реализации в условиях дошкольного учреждения. В следующем номере будет продолжено рассмотрение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по направлениям: воспитание основ безопасного поведения, правовое воспитание дошкольника. Рассмотрение данной области мы закончим системой планирования по видам детской деятельности, формам организации детей и взаимодействию с семьей.