Интегрированный урок по сольфеджио (4 класс). Тема: Выразительные средства музыки.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированный урок по сольфеджио (4 класс). Тема: Выразительные средства музыки.
Автор: Андреева Людмила Ивановна
Конспект открытого урока по предмету Музыкальная литература.
2 класс (пятилетнее обучение).
Тема урока: Закрепление темы Выразительные средства музыки.
Тип урока: итоговый урок-соревнование. Цель:- возможность реализации учащимися творческих и профессиональных навыков;
-повышение интереса к предмету Музыкальная литература.Задачи
обучающие:- повышение уровня музыкально-теоретической подготовки у учащихся;- обобщение знаний, полученных при изучении темы Выразительные средства музыки;- применение технологии критического мышления;
развивающие:
- развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать через понимание роли выразительных средств музыки;
- развитие творческого мышления и инициативности учащихся;
- развитие умения оперировать имеющимися знаниями;
воспитательные:
- расширение кругозора учащихся;
- развитие мышления учащихся;
- обогащение слухового багажа учащихся новыми музыкальными произведениями.
Технологии:
- критического мышления;
- игровая
Методы:
- проблемный;
- частично-поисковый;
- наглядный;
- практический.
ТСО и оборудование:
- компьютер;
- музыкальный центр;
- фортепиано.
Учебно-дидактические материалы и наглядные пособия:
- учебно-методическая литература по теме;
- подбор иллюстраций на соответствующую тематику;
- фрагменты из музыкальных произведений;;
- раздаточный материал;
- аудиоматериалы;
- видеоматериалы. План урока.
I. Вступление.
II. Основная часть.
1. Запись выразительных средств музыки отдельно каждой командой.
2. Игра в Музыкальное лото.
3. Устный опрос Кто быстрее.
4. Решение музыкальных примеров.
5 . Определить знакомый музыкальный фрагмент (нотный пример разрезан и надо его собрать).
6. Найти ошибки в предложенном тексте.
7. Видеоряд.
8. Музыкальная викторина (устная)– 10 отрывков.
III. Заключение.
Подведение итогов, Самооценка учащихся. Выставление оценок.
IV. Домашнее задание.
Ход урока.
I.Преподаватель: Дорогие ребята, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-соревнование. Для этого вы разделитесь на 2 команды. За каждый правильный ответ всей команде и отдельно каждому один из учеников будет выдавать бонус - карточку, а в конце урока мы подведём итоги. Чья команда наберёт больше бонусов, побеждает.
К сегодняшнему занятию вы должны были повторить все изученные основные выразительные средства музыки, при помощи которых композиторы создают свои музыкальные произведения. На уроке мы их закрепим.
II. 1.Преподаватель: Первое задание будет такое:
написать на листке бумаги все, какие вы знаете, выразительные средства музыки. Это командное задание. Можете выполнять всей командой вместе. Чья команда запишет наибольшее количество выразительных средств, получает 2 бонуса, а проигравшая – 1.
(ребята должны будут записать 10 основных выразительных средств музыки: мелодия, ритм, лад, гармония, тембр, фактура, темп, динамические оттенки, штрихи, регистр)
Один из учащихся из каждой команды перечисляет выразительные средства, записанные на листке бумаги. Серёгин Виталик раздаёт бонусы.
2. Преподаватель: Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Следующее задание – это игра, которая называется Музыкальное лото. Вы назвали основные средства выразительности, а теперь вспомним определения каждого из них. Я каждой команде раздаю карточки с определениями, а вы к ним подставляете нужные выразительные средства.
После выполнения задания преподаватель называет выразительное средство, а ученики сначала одной команды, а затем другой называют определение.
Один из учеников раздаёт бонусы каждой команде.
3. Преподаватель: Вы поиграли, а заодно вспомнили все определения выразительных средств, и теперь можно более глубоко поговорить о некоторых из них. Задание называется Кто быстрее или мини брейн-ринг.
В этом устном задании вы как можно быстрее отвечаете на мои вопросы. Ученик сразу же после правильных ответов раздаёт бонусы.
Вопросы:
1. Самое главное выразительное средство (мелодия);
2. в переводе с итальянского kapella (церковь);
3. пение говорком (речитатив);
4. низкий женский голос (контральто, меццо-сопрано);
5. равномерный, пунктирный (ритм);
6. закончить фразу: полифоническая (фактура);
7. высокий, средний, низкий (регистр);
8. виды мелодии: вокальная и (инструментальная), речитатив и (кантилена);
9. f, p, >, < это - (динамические оттенки);
10. мажор, минор, целотонная гамма (лады);
11. продолжить фразу: мужские голоса – (бас, баритон, тенор, альтино).
4. Преподаватель: Кто любит решать примеры по математике? Сейчас вы будете решать музыкальные примеры. На доске выписаны примеры для двух команд. По моему сигналу из каждой команды к доске выходит один человек и решает каждый по одному примеру, выписанному на доске. Выигрывает команда, первая выполнившая задание правильно.
5.Преподаватель: А сейчас вы услышите знакомый фрагмент музыкального произведения, определите, что это за фрагмент, а затем соберёте мелодию, разрезанную на части. У каждой команды своя мелодия.
Звучат 2 фрагмента: Сурок Л. ван Бетховена и Тема белки из симфонической сказки Три чуда Н.А. Римского - Корсакова.
После того, как ребята соберут мелодию, один ученик из 1-ой команды поёт (или играет на фортепиано) эту мелодию 2-ой команде, которая должна определить фамилию композитора и название музыкального номера, а затем – 2 команда выполняет это задание. Каждая команда получает 2 или 1 бонус.
6. .Преподаватель: В следующем задании надо найти ошибки в предложенном тексте. Я раздаю 2 разных текста, а вы читаете текст про себя, подчёркивая ошибки. Команда, которая справляется с заданием без ошибок, получает столько бонусов, сколько в тексте правильно подчёркнутых слов.
1 текст (1 команда).
Мелодия представляет собой многоголосную (одноголосную) развитую и законченную музыкальную мысль. Существует два типа мелодии: кантилена и а капелла (речитатив). Мелодия бывает вокальная и гомофоно - гармоническая (инструментальная).
2 текст (2 команда).
Ритмом называется чередование долгих и коротких мелодий (звуков). Ритм может быть равномерным, быстрым, пунктирным. Ритм может существовать без длительностей (мелодии).
7. Преподаватель: Определите, какие композиторы изображёны на фотографиях. Перед вами видеорядом пройдут фотографии знакомых и не знакомых композиторов. Вы должны узнать среди незнакомых фотографий знакомые. На компьютере перед учащимися проходят фотографии, среди которых ученики узнают М.И.Глинку, П.И.Чайковского, Л. ван Бетховена, С.В.Рахманинова, Н.А. Римского - Корсакова, И.С.Баха. Команды выполняют это задание по очереди: сначала одна команда, затем – другая. Каждой команде – по 3 композитора.
8. Преподаватель: Следующее задание – музыкальная викторина. Каждая команда поочерёдно называет фамилию композитора и музыкальное произведение. Внимание! Чтобы вас немного запутать, одно музыкальное произведение будет совершенно незнакомое. Вы его просто не называете.
Музыкальная викторина
С.В.Рахманинов Итальянская полька
Л.ван Бетховен Сурок
М.И.Глинка Полька
Г.В.Свиридов Весна
П.И.Чайковский В церкви
М.И.Глинка. Сцена похищения Людмилы из оперы Руслан и Людмила
Н.А.Римский-Корсаков Тема белки из Три чуда
Равель Болеро
М.И.Глинка Речитатив Ивана Сусанина Чуют правду… из оперы Жизнь за царя
Н.А.Римский-Корсаков Полёт шмеля из оперы Сказка о царе Салтане (не знакомое произведение).
III. Подведение итогов. Ученики из каждой команды подсчитывают бонусы. Каждый участник команды – победительницы получает оценку 5, а проигравшей команды – 4.
Преподаватель просит учащихся оценить свою работу на уроке (самооценка) и работу остальных учащихся.
IV. Домашнее задание: найти в интернете информацию о трёх китах в музыке.
Музыкальное лото
Одноголосная развитая и законченная музыкальная мысль
Мелодия
Чередование длительностей звуков
Ритм
Аккорды и их последовательности
Гармония
Взаимоотношения между устойчивыми и неустойчивыми ступенями
Лад
Окраска звука или голоса
Тембр
Скорость исполнения музыкального произведения (скорость движения)
Темп
Громкость звучания (сила звука) музыкального произведения
Динамика
Музыкальная ткань произведения
Фактура
Часть звукового диапазона
Регистр
Способы звукоизвлечения
Штрихи