"Загадочные камни"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Загадочные камни"
Автор: Алексеева Татьяна Валерьевна

Автор: Алексеева Татьяна Валерьевнаучитель географии и биологииМуниципальное общеобразовательное учреждение: Харанорская средняя общеобразовательная школа № 40Разработка урока по природоведению Тема : «Загадочные камни»Программа 5 коррекционного класса VIII вида (1 ученик)Цель: формирование у учащихся общего представления о горных породах и минералах, слагающих земную кору. Задачи:Образовательные: формировать у учащихся представления о многообразии горных пород, познакомить с происхождением и разнообразием горных пород, их свойствами, а также использованием их в хозяйственной деятельности;Коррекционно - развивающие: развивать мыслительные процессы, связную устную речь; развивать зрительное восприятие, долговременную память, концентрацию и объем внимания.Коррекционно - воспитательные: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней в повседневной жизни.Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.Методы: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный.Методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация иллюстраций, образцов горных пород, поделок из камня, выполнение практических заданий.Оборудование урока: образцы горных пород, иллюстрации «Внутреннее строение Земли», «Извержение вулкана», «Мох сфагнум» , поделка с использованием поделочных камней родной местности.Ход урока.I Организационный момент Психогимнастика.-Сережа, сегодня ты вновь уроке природоведения, я рада тебя видеть. Давай сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Вздохнем поглубже и выдохнем. Начинаем.II Актуализация знаний. Постановка цели урока.Сегодня мы с тобой сыграем в интересную игру. Ты будешь геологом, а я – твоим помощником. Знаешь ли ты , кто такие геологи? Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. А мы совершим воображаемое путешествие и будем изучать вот что:Показ образца горной породы – гранита.Камни? (Приложение 1)Это не простые камни, они – загадочные. В чем их загадка, мы и узнаем сегодня. Полезно камни наблюдать,Над ними можно размышлять,И поделиться, рассказать,О том, что удалось узнать. Виктор СлетовIII Изучение нового материала.Перед нами не простые «камни», это – горные породы. Откуда же они берутся ?Горные породы окружают нас повсюду. Если за поселком мы можем наблюдать их преимущественно в естественном состоянии, а в поселке они, в большинстве своем, представлены уже в переработанном виде. Стены и полы наших квартир, дорожное покрытие, элементы зданий и многое, многое другое выполнено из обработанных горных пород. Горные породы – это рыхлые или твердые природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов. Вся толща земной коры состоит из разнообразных горных пород, их более 2000 видов.Давай вспомним, из чего состоит наша планета? Каково внутреннее строение Земли?Демонстрация рисунка «Внутреннее строение Земли». (Приложение 2)Итак, это ядро, мантия и земная кора. Земная кора – твердая, а вот мантия – вязкая, находится под большим давлением и иногда вырывается наружу. Демонстрация рисунка «Извержение вулкана». (Приложение 3)Здесь и начинается самое интересное. Магма – вещество мантии изливается на поверхность или остается внутри вулкана и застывает. В первом случае образуется базальт, во втором – гранит.Демонстрация горных пород. (Приложение 4)В начале, возникли породы из магмы,Они пеpвоpодные самые как бы,Тяжелый гранит, в глубине остывал,Базальт на поверхности лавою стал.Породы весьма симпатичные,Увесистые, магматичные.Это – горные породы магматического происхождения (от слова «магма»). Практические задания:
  • Рассмотри и опиши образцы горных пород : цвет, зернистость, твердость, слоистость.
  • Здесь представлены образцы нескольких разновидностей гранита. Распредели их по любому признаку. (ученик распределяет их по цвету, размеру)
  • Посчитай, сколько образцов гранита большого размера, сколько – маленького.
  • Чем отличается гранит от базальта? (цветом, зернистостью)
  • Чем они похожи? (твердостью)
  • Где человек их использует? (гранит – в строительстве, базальтовые волокна - утеплитель )Есть другие горные породы – осадочного происхождения. (от слова «осадки», «осаждаться») Например, уголь, он образовался из растительного опада сотни лет назад, а торф образовался их мха сфагнума. (Приложение 5 )Демонстрация горных пород. Практические задания:1.Рассмотри и опиши образцы горных пород : цвет, зернистость, твердость, слоистость. 2.Чем отличается уголь от торфа? (цветом)3. Чем похожи? (слоистостью) (Приложение 6)Где человек использует эти полезные ископаемые? (сжигает, для получения тепла и энергии).Какую горную породу добывают рядом с нашим поселком (бурый уголь). Горные породы, которые человек добывает, называются полезными ископаемыми. Почему? (они приносят пользу человеку)Физминутка.По дорожке, по дорожкеСкачем мы на правой ножкеИ по этой же дорожкеСкачем мы на левой ножке.По тропинке побежалиДо лужайки добежалиНа лужайке, на лужайкеМы попрыгаем, как зайки.Камни будем собирать и загадочки гадать!Среди осадочных горных пород есть мел. Он образовался при отмирании моллюсков и скоплении их раковин на дне морей. Демонстрация горных пород. Практические задания:1.Рассмотри и опиши образцы горных пород : цвет, зернистость, твердость, слоистость. 2.На какую горную породу из представленных (гранит, базальт, мергель ) похож мел ? (мергель) По каким признакам? (цвет, твердость)Как ты думаешь, почему они похожи? (у них одинаковое происхождение, только в мергеле есть глина). (Приложение 7)IV. ЗакреплениеЗадание 1.Демонстрация горных породПеред тобой – горная порода. Назови ее. (гранит)Среди образцов гранита затерялся образец другой горной породы. Найди его, назови эту горную породу. (Приложение 8)Задание 2.Демонстрация горных породПеред тобой образцы различных горных пород, но они лежат не возле тех коробочек, откуда вынуты. Найди коробочку для каждого образца, назови горную породу.(названия написаны на коробочках) (Приложение 9)Задание 3.А теперь вспомним, как же горные породы образовались. Ты – геолог, расскажи людям, где найти различные горные породы.Нарисуй рисунок, который поможет нам это вспомнить. Разложи на рисунке образцы горных пород в тех местах, где они могли бы образоваться. (Приложение 10)В поселке Шерловая Гора, что рядом с нашим, добывают поделочные камни, например, шерл. Вот какие поделки делают из шерла местные умельцы. (Приложение 11)V РефлексияОцени свою работу на уроке, дополняя предложения:
  • Мне понравилось…
  • Меня удивило…
  • Я расскажу дома …
  • VI Домашнее заданиеКакое домашнее задание ты бы хотел сделать?( сделать макеты вулкана, горных пород из пластилина)Приложения