Исследовательская работа в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская работа в начальной школе
Автор: Шембакова Наталья Сергеевна

ВведениеСовременное образование ориентировано на развитие личности. Обществу нужны выпускники самостоятельно мыслящие, умеющие видеть и творчески решать возникающие проблемы. Выпускник школы должен обладать не только теоретическими знаниями, но и быть подготовленным практически, чтобы ему было проще найти свое место в жизни. Не всегда учащиеся могут самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, выбирать нужные факты и использовать их в своей работе. Педагогам необходимо время от времени отходить от классической системы обучения к личностно – ориентированной модели построения урока. Среди таких методов ведущее место занимает исследовательская работа, которую нужно начинать уже в начальной школе. Ведь именно здесь закладывается фундамент: знания, умения, навыки в самостоятельной и творческой деятельности.По мнению доктора педагогических наук Александра Ильича Савенкова, в современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующая для профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуре и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов.Выход из этой ситуации – организация учебно – воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Исследовательская работа в начальной школе приучает детей читать книги, научные журналы поскольку без теоретической информации не обойтись. Все это расширяет кругозор и мотивирует т. к. тексты являются интересными литературными произведениями.Современные дети не мыслят себя без компьютера и сети Интернет. Из этого можно извлечь большую пользу. Для оформления и представления своего исследования на конференции ребенка необходимо научить работать с текстовыми редакторами и программами создания презентаций, видео. Всемирная паутина поможет в копировании рисунков, схем, а так же правильно отбирать нужную информацию.Чтобы исследовательская работа в начальной школе велась с пользой, ее нельзя пускать на самотек. Ведущая роль здесь учителя, который должен направлять, стимулировать, корректировать весь процесс и формировать у учащихся определенные умения.В начальной школе темы для исследования довольно простые и доступные, но для каждого ребенка они являются основой развития умений: - видеть проблему и выдвигать предположения;- наблюдать и проводить эксперименты;- структурировать материал;- делать выводы;- выступать с докладами защищая выдвинутую гипотезу.Данное методическое пособие разработано и составлено группой учителей начальных классов, рекомендовано для работы в начальной школе.Цель данного методического пособия – стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Приобщение детей к научно – исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии образования позволяет нам более полно выявить , а затем развивать интеллектуальные, творческие способности детей.Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – вот главная задача учителя.ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!