Тема: «Организация работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема: «Организация работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства».
Автор: Гаибова Тамара Исламовна

Доклад. Тема: «Организация работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства».МБОУ ЧСШ №1Учитель изобразительного искусства Гаибова Т.И.30.08.2018 годТаланты трудно распознать, не всякий может в них поверить.Таланты надо воспитать, их надо развивать, в них верить. Простую истину признать сумеет всякий… кто понятлив: Таланты может воспитать наставник, если сам талантлив.Большое внимание в настоящее время уделяется творческому развитию личности обучающихся. Все дети талантливы. Важно, раскрыть их способности, развить их, дать возможность детям реализовать себя в творческой деятельности. Среди самых интересных и загадочных явлений природы является детская одаренность, которая занимает одно из ведущих мест в обучении. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. А вообще, что такое одаренность? Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.Существуют два вида одаренности:Явная одаренность Ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии.Система работы с одарёнными детьми логически выстроена и проходит несколько этапов:
  • Выявление одаренных детей.
  • Создание банка данных.
  • Планирование работы с одаренными детьми.
  • Создание условий и организация работы с одарёнными детьми.
  • Развитие способностей во внеурочной деятельности, подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня.
  • Организация участия одаренных детей в различных делах и мероприятиях.
  • Отбор и оформление в течение года достижений одаренных детей для пополнения портфолио ученика.
  • Основными видами деятельности, в которых проявляется одарённость в практической деятельности в ремёслах, теоретическая, познавательная, интеллектуальная, художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно-ценностная.Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен самореализоваться. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, техники, искусства. Помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Уверена, что увлеченность не рождается у детей сама по себе, а создается, программируется учителем. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности занимаюсь выявлением и развитием одаренных детей.Учитель должен создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями. Основные задачи, которые должен ставить перед собой учитель, при развитии художественной одаренности:помощь детям в раскрытии своего потенциала, развитие способностей и индивидуального творческого потенциала учащегося;создание комфортной среды общения;стимулирование дальнейшего развития художественных навыков;социализация по средством полученных знаний;самоопределение личности.Талант реализуется в знаниях, умениях и навыках, в свободном поиске, творчестве. Необходимо дать ребятам возможность творить, самим создавать что-то необычное, изображать, рисовать, заниматься делом по душе.Учитель помогает создать атмосферу увлеченности предметом, его познания. Увлеченность не может рождаться у детей сама по себе, она создается, программируется учителем. Учитель, чтобы обучить, должен создать такую эмоциональную среду, которая будет способствовать тому, что ученик захочет научиться.При проведении уроков изобразительного искусства в среднем и старшем звене необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:
  • От знаний к творчеству – основной метод обучения.
  • Требование обязательной грамотности исполнения работы – композиционной и изобразительной.
  • Требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера.
  • Обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу.
  • Обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел.
  • Стимулирование работы в участии в конкурсах, в целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения.
  • Специфика предмета «Изобразительное искусство» такова, что главным в обучении является ориентация на развитие познавательных процессов и формирование самостоятельности в выполнении творческих работ. Поэтому на уроках изобразительного искусства важно использовать следующие виды деятельности:
  • индивидуальная работа,
  • работа в малых группах,
  • проблемно-развивающее обучение,
  • игровые технологии,
  • информационно-коммуникативные технологии,
  • задания творческого и нестандартного характера.
  • организация внеклассной работы  направлена на раскрытие творческого потенциала одаренных и способных детей:
  • выставки детского творчества,
  • проведение предметных викторин, уроков-диспутов, уроков-аукционов (в рамках предметных недель),
  • разработка учащимися сценария урока и проведение его в качестве учителя (в рамках дней самоуправления),
  • участие учащихся в подготовке школы к праздникам, изготовление декораций, баннеров, плакатов.
  • школьные и городские олимпиады по изобразительному искусству,
  • участие в конкурсах.
  • Поиск одарённых личностей должен идти непрерывно, начиная с начальной школы. Наиболее распространённой формой отбора детей с художественной одаренностью являются творческие конкурсы, олимпиады.Поэтому нужно стремиться, чтобы как можно больше количество обучающихся участвовали в школьных конкурсах. Участвуя и побеждая в школьных конкурсах, ребенок готов к трудностям - к конкурсам более высокого уровня.На ряду с очными стоит предлагать детям участвовать в интернет - конкурсах на сайтах:Академии Развития Творчества (),Вот-задачка. ру (),Талантоха (),Радуга талантов (),Жар-птица (). Получая за победу или участие на этих конкурсах сертификаты, дипломы, грамоты дети хотят и стремятся к большему.Успех же на олимпиаде связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных вопросов. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться.Начиная с 5 класса, выделяется группа детей, имеющая творческий потенциал, которые помимо отлично выполненных практических работ, стремятся глубже постичь теорию и историю искусства, творчество художников. Поэтому при составлении заданий для 5-7 классов стоит использовать задания с учётом изученного учащимися материала, а так же материала, связанного с различными областями и пластами культуры – народной, бытовой, духовной, классической, массовой.Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что обучающиеся становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя. И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать – не упустить моменты рождения гения.  Главным направлением в работе с детьми является индивидуальный подход. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако, можно создать условия для их развития, поэтому в своей работе я пытаюсь найти нестандартные методы работы:- Одним из них является работа учеников под любимую музыку. Учащимся разрешается слушать музыку в наушниках во время самостоятельной, творческой работы. Многим детям это позволяет создать для себя собственное пространство и атмосферу для творчества.- Выбор средств выразительности материала, методов и форм работы должны обеспечивать комфортные, бесконфликтные условия для самореализации личности, поэтому каждый ученик выбирает для себя подходящие для него формы передачи своей идеи. На уроке не существует жестких рамок при выборе способов изображения (графика, живопись). Дети сами предложили такую альтернативу. Это дает возможность осуществлять более тонкий индивидуальный подход, раскрывать и развивать скрытый личностный потенциал учащихся.Основной миссией учителя является развитие личности ребенка, то есть, стремление к более полной самореализации личностного потенциала. Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей. Ребенку важно видеть плоды своего труда, оценку окружающих, поощрение за интересную работу. Выставочная деятельность, конкурсы, презентации как раз и нацелены на повышение самооценки учащихся. С этой целью в лицее часто проводятся конкурсы рисунков. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.  Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. В заключение, хотелось бы отметить, что, несомненно, основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение его личности. Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться, через курсы повышения квалификации, методические объединения города и научно-практические конференции.