«Начальный период обучения игре на фортепиано»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Начальный период обучения игре на фортепиано»
Автор: Рожкова Ирина Александровна

Методическая разработка на тему:«Начальный период обучения игре на фортепиано»преподавателя общего фортепианоМБУДО ДШИ ст. Фастовецкой МОТРРожковой Ирины Александровны. Начальное обучение юных пианистов удивительно живой, творческий и очень индивидуальный процесс. В этот период дети впервые знакомятся с музыкой, учатся её понимать, формируется их вкус, музыкальные представления, они получают первоначальные навыки игры. И очень важно с самого начала занятий вызвать у детей интерес к музыке, постараться, чтобы ученик полюбил её. Педагог в период обучения должен стремиться развить в ученике способности эмоционального восприятия музыки, научить его слушать и слышать, формировать его музыкально-слуховые представления, то есть создавать вокруг ученика атмосферу музыки, играя ему яркие, образные, разнохарактерные пьесы (сначала очень простые, затем более сложные). Приучать его слушать их неравнодушно, вникать в смысл исполняемой музыки. Петь с ним любимые детские песни под аккомпанемент педагога, давать небольшие мелодии - попевки, которые он выучивает тут же на уроке. Хорошо давать музыкальные загадки, двигаться в различных ритмах. Так постепенно накапливаются музыкальные впечатления, занятия всё больше заинтересовывают ребёнка. Восприятие музыки углубляется, расширяется, развивается любовь к музыке. Очень важно педагогу осторожно перенести её на занятия за инструментом, причём сделать этот переход постепенным. Начальное обучение-процесс индивидуальный. Практически с каждым учеником приходится начинать по-разному. Всё зависит от возраста, общего и музыкального развития- «до игровой» период. У одних детей он длится две недели, у других - два месяца. Здесь нет никаких общих правил. Каждый педагог решает этот вопрос в зависимости от одарённости ученика, от того, как быстро у него находится запас необходимых музыкальных впечатлений. Занятия в «до нотном» периоде строятся по трём направлениям:1)Развитие слуха и музыкальной памяти;2) Сообщение теоретических сведений;3) Слушание музыки.Первая встреча с учеником - ответственный момент для педагога. Умение создать простую, доброжелательную обстановку, сделать так, чтобы ребёнок почувствовал расположение к себе, привлечь его симпатиивот, что важно для первого контакта. Очень часто любовь к музыке приходит через личность педагога. Начинать обучение надо с попевок, которые должны быть короткими, простыми, образными и обязательно со словами. Попевки нужно играть в разных регистрах, обращая внимание на окраску звука. Постепенно формировать представление о музыкальной высотности. Слушать небольшие пьесы с программными названиями. Необходимо помнить о том, что дети мыслят конкретно, часто название пьесы помогает им почувствовать характер музыки. Так постепенно ученик начинает слушать музыку не равнодушно, вникая в её смысл, и привыкает к тому, что музыка может рассказать про «всё».Важно ценить самостоятельные суждения ученика о прослушанной музыке. Педагогу не следует навязывать свои впечатления. Если есть необходимость незаметно исправить, направить, но пусть восприятие будет своё. В дальнейшем такая самостоятельность суждения окажет большое влияние на развитие музыкального воображения. На дальнейших уроках постоянно развивать эти три направления. Далее обращать внимание ученика на соотношение долгих и коротких звуков - графически записывать; знакомить с основными жанрами – марш, песня, танец; «озвучивать» графические записи попевок; знакомство с нотоносцем и расположение на нём; выполнять упражнения для подготовки рук к соприкосновению с клавиатурой; обратить внимание на посадку ученика, посадка должна быть свободной, удобной, корпусгибкий - это важный момент в обучении. В этом же периоде начать подбор попевок. Умение подбирать зависит в первую очередь от ясного, звукового представления, от прочного удержания мелодии в памяти ученика. Обычно начинают подбирать 3-м пальцем, остальные собраны вместе и находятся в естественном состоянии. Не надо бояться допускать подбирать ещё не организованной рукой, нецелесообразно задерживать развитие ребёнка из-за отсутствия навыков звукоизвлечения. Над этим надо работать как в процессе подбора, так и позже. Помогая ученику при подборе незаметно налаживать игровые движения, не фиксируя на этом внимание ученика.Подбирать сначала лучше по белым клавишам, но вскоре включать и чёрные (играть в транспорте). Вслед за правой рукой повторить то же и левой. Важно, чтобы каждая попевка, подбираемая учеником, ощущалась как мелодическая линия, а не как сочетание отдельных звуков, поэтому помогает пение вслух или про себя, и, конечно же, текст песни. На этом заканчивается «до нотный» период, где развиваются ритмические и мелодические представления ребёнка. В это время он слушает музыку, поёт, рисует, двигается под музыку, усваивает теоретические сведения и таким образом постепенно приобщается к музыке.Далее даётся понятие о нотной записи. По вопросу о звукоизвлечении, рекомендуется начинать с приёма non legato. Хотя мелодия и предполагает исполнение legato,чтобы организовать руку, добиться её свободы, достичь устойчивости пальцев, научиться слушать протяжённость звучания, лучше начинать с извлечения отдельных звуков. Педагог показывает на различных музыкальных примерах, каким может быть звучание фортепиано: певучим, ласковым или жёстким, резким. Затем обращает внимание на то, что звуки, взятые в различных регистрах, звучат по-разному: в низком регистре тянутся дольше, а взятые выше быстро угасают. На этих примерах показывается способ звукоизвлечения. Обычно начинают упражнения на non legato с «главного», третьего пальца. Полезно рассказать при этом, что каждый палец имеет своё место на клавишах. Правильное положение 3-го пальца, обеспечивает удобное расположение остальных пальцев, особенно первого. Итак, ребёнок предварительно намечает глазами клавишу и плавно опускает руку на 3-й палец, который ставит на подушечку (все другие «смотрят» вниз). Палец должен быть устойчивым, не прогибаться в суставе, не давить на клавишу. Тут важнейшая задача - научить слушать звук до его исчезновения и только тогда, когда звук угаснет плавно и легко снять руку с клавиатуры и опустить её на колени. Рука при этом должна действовать как единое целое и быть свободной во всех звеньях. Вслед за 3-м пальцем вводятся 2-й и 4-й. В этот период перед педагогом важнейшая задача «наладить» ученика, сделать так, чтобы руки были гибкими, пластичными и свободными, а впоследствии помогли бы ребёнку выразить в звуках свои желания. Играть 2,3,4 пальцами упражнения на извлечение отдельных звуков не следует продолжать долго, даже если ученику что-либо не удаётся. Лучше переходить к новым заданиям, возвращаясь к старым «грехам». Затем вводятся 1 и 5 пальцы, желательно в интервалах. Обычно даётся квинта и секста. Сразу обращать внимание на положение пальцев:1 палей должен касаться клавиш кончиком своей боковой поверхности (правильное положение его на клавиатуре обеспечивает и естественное положение 5 пальца). Рука падает свободно, опора на 1 и 5 пальцы, остальные чуть закруглены, затем ввести терцию, взятую сначала 1 и 3, далее 2 и 4 пальцами.Далее идёт изучение игры по нотам, изучение осуществления разбора пьес, исполнения одноголосных пьес приёмом non legato,игры приёмом legato,исполнение мелодии с сопровождением.ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:1.Наладить контакт с учеником (искреннее отношение к себе дети хорошо понимают).2.Первые шаги должны быть медленными (спешка, завышение программы губительны для среднего ученика).3.Урок должен увлекать, заинтересовывать ребёнка (поэтому задания небольшие и разнообразные).4.Репертуар подбирать индивидуально. Что хорошо одному, не подходит другому. Все пьесы должны быть высокого художественного уровня.5.Обучение строить на основе нескольких фортепианных школ - тогда у педагога широкий выбор репертуара.6.Помнить, что дети в 6-7 лет не могут долго сосредоточиваться на одной проблеме (урок потому-то и составляется разнообразно).7.Дети легко воспринимают и так же легко забывают.8.Помнить, что мышление у ребёнка медленное (не торопить, не отвечать за него).9.Дети хотят играть, но не хотят работать (результаты труда не видны сразу, как в танце, рисунке….). Постепенно приучать сидеть за инструментом. Тут важнейшие стимулы - интерес и поощрение. Всегда видеть, что сделано (даже самое малое), и достижение подчеркнуть.10.Не добиваться цели на одном произведении. Это долго и скучно. Пусть с тем же заданием поиграет 2-3 произведения.11.Увеличивая объём изучаемых произведений, не забывать о музыкальном развитии. Продолжать слушать музыку, беседовать о ней, играть в четыре руки, транспонировать знакомые мелодии, заниматься творчеством и т.д.12.Помнить, что цель начального обучения - не загружать огромным количеством произведений, а заинтересовать ребёнка музыкой.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
  • Е. Калантарова «Начальное обучение пианистов»
  • А.Ямпольский «О методе работы с учениками»
  • С.Файнберг «Пианизм как искусство»