«Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Автор: Юрчилюк Анна Викторовна

«Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»составила: воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 154» Юрчилюк Анна ВикторовнаМагнитогорскВ условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. В качестве основного принципа ДО стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного), обогащение (аплификация) детского развития. Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должны осуществляться в формах, специфических для детей данного возраста группы, прежде всего, в форме игры.». В раннем возрасте (1–3 года) таким содержанием является «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, тесто, вода), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с предметами-орудиями (совок, лопатка, ложка), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями. Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиям — малыш играет. Это его естественное состояние. Ира доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативы, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников. Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее. Для нас как воспитателей организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложным разделом работы, так ка, с одной стороны, мы должна, не подавляя инициативу ребенка, направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Для правильной организации самостоятельной игровой деятельности мы глубже изучили особенности психического развития ребенка данного возраста. Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», мы стараемся сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни. Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом. При правильной организации игра создает условия для развития интеллектуальных, личностных, физических качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка-ИГРУ, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, а также сферой приложения своей фантазии. Утренняя гимнастика «Колобок» (имитация движений) (образовательная область «Здоровье», «Физическая культура»)Цель: укрепление здоровья детейЗадачи: 
  • продолжать совершенствовать двигательную активность ребёнка и его физическое развитие,
  • продолжать учить детей ходить, не наталкиваясь друг на друга, согласовывать движения рук и ног, умение прыгать на двух ногах,  держа равновесие
  • выполнять физические упражнения согласно тексту,
  • формировать умение сохранять устойчивое положение и правильную осанку
  • воспитывать выносливость, ловкость, желание выполнять физические упражнения, дружеские отношения между сверстниками.
  • Подвижная игра «Зайки»(образовательная область «Социализация», «Физическая культура»)Цель: учить детей делать действия согласно текстуЗадачи:
  • Упражнять в прыжках на двух ногах, действовать по сигналу
  • Развивать у детей внимание, силу, ловкость.
  • Воспитывать желание играть, дружеские отношения между сверстниками.
  • Ход игры:Дети встают на ковер рядом с воспитателем.Воспитатель произносит слова:На лесной лужайке ,Разбежались зайкиПрыг- скок, прыг-скок,Зайки-побегайки.Дети подпрыгивают на двух ногах, шевеля кистями рук, подняв их голове.Вдруг бежит лисичкаРыжая сестричкаДети приседают на корточки и прикрывают глаза ладошками.Ищет где же зайкиЗайки-побегайкиРебёнок с игрушкой лисички ходит между детками и говорит: «Где же зайки?»Дети встают с корточек и убегают от лисички, а она их догоняет.Дидактическая игра «Что для чего»(образовательная область «Социализация», «Познание», «Коммуникация»)Цель: вызвать чувство радости от совместных действий со взрослыми и сверстниками.Задачи: учить детей знать и называть предметы ближайшего окружения, для чего предназначены, отвечать на вопросы воспитателя, формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать речь, внимание, мышление, кругозор. Воспитывать усидчивость, желание и умение вести диалог с воспитателем.Материал: щётка зубная, одёжная щётка, нитки, пуговицы, мыло, бантик, косынка.Ход игры: воспитатель достаёт из мешочка по одному предмету.Вопросы к детям:
  • Что это?
  • Для чего предназначен предмет?
  • С какой целью мы его используем? Например: зубная щётка -  чистим зубы, а зачем мы чистим зубы - чтобы не болели зубы и т.д.
  • Дидактическое упражнение «Раз фасоль, два  фасоль»(образовательная область «Социализация»)Цель: способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.Задачи:
  • Развивать внимание, мышление, сосредоточенность, глазомер, усидчивость.
  • Воспитывать интерес и желание играть и усидчивость.
  • Материал: коробочка пустая и коробочка  наполнена белой и красной фасолью.Задание: выбрать красную фасоль или белую фасоль в пустую коробочку.                          Дидактическая игра «Большой и маленький»(Непосредственно - образовательная деятельностьпо образовательной области «Познание»)Цель: продолжать учить детей знать и узнавать в игрушках зайку.Задачи: 
  • упражнять детей в различении и сравнении величины предметов;
  • формировать элементы наглядно-образного мышления, умение действовать по указанию воспитателя;
  • развивать восприятие внимание мышление речь память;
  • воспитывать усидчивость и желание играть со сверстниками.
  • Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова «большой» и «маленький».Материал: большие и маленькие зайцы, по 4морковки больших и маленьких,  перчик, помидор, большие и маленькие ёлочки.Ход НОД:На столе - снежная полянка. На полянке стоят большие и маленькие ёлочки, большие и маленькие зайчики.Воспитатель предлагает детям рассмотреть, кто и что находится на заснеженной полянке? Ответы детей.Предлагает взять понравившегося зайчика.Вопросы к детям:
  • Где живут зайки?
  • Что любят кушать?
  • А какие ушки у зайчиков?
  • Какой хвостик у зайки? Покажите ушки, хвостик.
  • А какие зайчики по величине? У тебя Миша, какой зайка по величине?
  • А что любят кушать зайчики?
  • Воспитатель предлагает угостить зайчат морковкой.Вопросы к детям:
  • Какой морковкой ты (Саша) хотел бы угостить зайчика?
  • Какую ты взял морковку? (Большую)
  • А зайчик у тебя, какой по величине?
  • Дети угощают зайчиков морковкой. Ребята зайчики благодарят вас за угощения, потому что они очень любят морковкуГимнастика  после сна(образовательная область  «Здоровье»)Цель: Укрепление  здоровья детей.
  • Поднятие настроения и мышечного тонус детей с помощью физических          упражнений
  • Предварительная работа:
  • Разучивание комплекса упражнений на кровати.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Игровые упражнения в режиме дня.
  • Методы и приемы:Игровой – имитация движений.Словестный – художественное слово, указания, объяснение, поощрение.Наглядный – показ.Практический – выполнение комплекса упражнений детьми, ходьба по массажным коврикам, ребристой и солевой дорожкам, водные процедуры.Результат: Дети научились выполнять комплекс физических упражнений по указанию взрослого.Дидактическая игра «Кто, где живет?»( Непосредственно образовательная деятельностьпо образовательной области «Познание»)Цель: Развитие познавательного интереса к окружающей действительности.Задачи:
  • Учить детей различать и называть домашних    животных и диких.
  • Формировать умения выделять их характерные особенности (например: заяц живет в лесу, у него длинные уши, он скачет).
  • Употреблять в речи имена существительные, обозначающие животных в форме единственного числа.
  • Закрепить внятное произношение звуков и звукоподражаний.
  • Закрепить умения детей ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на узкую  короткую сторону.
  • Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение, глазомер.
  • Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
  • Воспитывать интерес и заботливое отношение к животным.                                              
  • Предварительная работа:
  • Проведение дидактических игр по ознакомлению с окружающим: «Где, чья мама?», «Чудесный мешочек», «Чьи детки?», «Лесные жители».
  • Рассматривание картинок с изображением кошки, собаки, поросенка, ёжика, белки, лисички.
  • Рассматривание игрушек-животных кошки, собаки, поросенка, ёжика,  лисички.
  • Игры со строительным материалом - «Загородка для домашних птиц».
  • Проведение подвижных игр «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Зайка беленький» и др.
  • Чтение потешек и стихотворений о домашних животных и диких.
  • Работа с панно «Домашние животные», «Лесные жители».
  • Словарная работа:
  • Активизировать словарь детей названиями животных, их характерных особенностей, действий.
  • Ввести в словарь обобщающие понятия – домашние, дикие животные.
  • Развивать умение отвечать на вопросы.
  • Материал: игрушки-животные (кошка, собака, поросенок, лиса, заяц, ёжик); кирпичики по 4-5 шт. на каждого ребёнка; макет дома, лесной поляны.Методы и приемы:Игровой метод – приход игрушек-животныхСловесный метод - вопросы, указания, поощрения, звукоподражания.Наглядный метод - рассматривание игрушек-животных.Практический метод – постройка заборчика.Ход игры:В группу воспитатель приносит игрушки-животных и говорит, что они потерялись и не знают, где кто живет. Животные просят ребят помочь им найти их дом.Воспитатель показывает макет, на одной стороне которого расположен дом, на другой – ёлочки – это лес.Воспитатель предлагает детям расселить животных по домам. Для домашних животных – дом (показывает). А для животных леса их дом – лес.Предлагает взять каждому ребенку игрушку и рассмотреть её.- Юля, кто у тебя? – Кошка- Где она живет? – Дома- Как она говорит, когда в дом просится? – Мяу, мяу.- Как, детки, говорит кошка? (Дети все вместе повторяют) Вот кошка домой просится. Юля, отнеси кошку к дому. (Воспитатель помогает поставить игрушку на макет возле дома).Вот кошка уже дома.- Денис, покажи всем свою игрушку и скажи, кто это? – Заяц.- Где он живет? – В лесу.- Как ты узнал зайца? – У него длинные уши, он серый (белый).Отправь зайчика домой в лес. (Ребёнок подходит и ставит игрушки около ёлочки).Вот зайка и дома, в своём лесу, под ёлочкой сидит.И так идёт работа с каждым ребёнком и его игрушкой.Воспитатель: Какие у меня умные детки, всех животных домой проводили. Вот этих (отводит жестом и называет каждого) – домашних – в дом, к хозяйке, чтоб она их кормила. А этих (тоже каждого называет) – в лес, они себе еду сами находят. Они дикие животные. Какие это животные (Все вместе) – дикие. Коля, Никита повторите, какие это животные? – дикие. (По одному отвечают несколько детей) Назовите диких животных (Дети хором перечисляют). А эти животные, какие? – Домашние. (Все вместе и по одному отвечают дети). Молодцы!Затем воспитатель опять приглашает детей к макету.- Ребята, а чтоб животные опять не потерялись, давайте построим заборчик. (Воспитатель напоминает детям о том, что кирпичики надо класть на короткую узкую сторону вертикально, на небольшом расстояние друг от друга). Дети строят заборчик.- Что мы построили? – Заборчик- Из чего? – Из кирпичиков.- Для кого? Зачем?- Скажите, ребята, кто у нас сегодня был в гостях? (Домашние животные и дикие)- Животные  говорят, что вы молодцы и благодарят вас за то, что вы помогли им найти свои домики, построили заборчик для них. Ребята прощаются и уходят в другое помещение. Воспитатель убирает макет.Ожидаемый результат.
  • Дети узнают, называют и различают домашних и диких животных.
  • Выделяют их характерные особенности.
  • Умеют самостоятельно сооружать заборчик.
  • Умеют взаимодействовать друг с другом во время игры.
  • Игры детей со строительным материалом(образовательная область  «Познание») Цель: Совершенствовать умения детей самостоятельно сооружать элементарные  постройки, используя полученные раннее приемы конструирования.
  • Обогащать сенсорный опыт детей.
  • Развивать конструктивные способности, мышление, творчество.
  • Воспитывать интерес к играм со строительным материалом путем обыгрывания построек.
  • Словарная работа: закрепить в речи детей  названий деталей строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, крыша); употреблять  в речи глаголы: строю, кладу, играю.Материал:  строительный материал.Предварительная работа:Рассматривание иллюстраций, схем построек, сооружение построек в процессе непосредственной образовательной деятельности, индивидуальная работа, обыгрывание построек с помощью воспитателя в процессе самостоятельных игр детей.Ожидаемый результат: Умеют различать и называть основные формы деталей строительного материала, ориентируются в пространстве, могут самостоятельно сооружать простые постройки, играть рядом, не мешая друг другу.Дидактическая игра  «Помоги ёжику собрать яблоки»(образовательная область  «Социализация»)Цель: Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.          
  • Способствовать развитию активной речи, произвольного внимания, памяти,  навыков самостоятельности.                                                                    
  • Закрепить с ребенком сенсорные характеристики: цвет, форму, величину.                                
  • Развивать навыки застегивания и расстегивания различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок.
  • Материал:  сюжетное изображение из ткани (ёжик с иголками) с пришитыми на нем различными застежками,   яблоки с петлями, грибы с кнопками, цветы с липучками.                                                              Воспитатель рассказывает стихотворение о еже.Живет в лесу колючий ёжикОн очень маленький, но все жеПрекрасно может защититьсяИ от совы, и от  лисицы.Спрашивает, о ком это стихотворение. Предлагает ребенку поиграть с ежиком. Достает пристежку с изображением ёжика. Рассматривает его вместе с ребенком. Вопросы: кто это? Что есть у ежика? (Глазки, носик, лапки и много иголок). Что кушает ежик?  Предлагает ежику собрать припасы на зиму: яблоки, грибы. Объясняет, что ежик все свои припасы носит на иголках. Предлагает ребенку помочь ежику собрать яблоки. Спрашивает у ребенка, все ли яблоки одного цвета? Какого цвета это яблоко? А это? Какой формы яблоки? Уточняет, что яблоко надо пристегнуть на пуговичку такого же цвета, как яблоко. По ходу игры воспитатель спрашивает:
  • Что ты пристегиваешь? (Яблоко).
  • Какого цвета яблоко?
  •  На пуговицу какого цвета надо пристегнуть красное яблоко?
  • Какой формы яблоко?  (Круглое).
  • А теперь давайте пристегнем грибы. На самую высокую ножку пристегнем какую шапочку? А на низкую ножку, какую?
  • В ходе игры воспитатель оказывает ребенку помощь, если это необходимо.В конце игры ёжик благодарит ребенка за помощь, а воспитатель предлагает поиграть другим детям.Самостоятельная сюжетно – ролевая игра «Семья»(образовательная область  «Социализация»)Цель: Формировать умение выполнять несложные действия и объединять их одним сюжетом.
  • Совершенствовать умения  играть друг с другом, не мешая друг другу.
  • Формировать умение самостоятельно подбирать игрушки атрибуты для игры.
  • Развивать доброжелательные отношения между детьми.
  • Предварительная работа:
  • Проведение дидактических игр в процессе непосредственной образовательной деятельности.
  • Игровые упражнения  в режимных моментах.
  • Наблюдение за трудом няни.
  • Рассматривание картин, иллюстраций.
  • Беседы с детьми.
  • Ожидаемый результат: К концу года дети самостоятельно выполняют игровые действия с предметами. Осуществляют перенос действий с объекта на другой объект. Могут играть, не мешая друг другу, подражать действиям сверстника.В самостоятельной игре  сопровождать свои действия речью.Игра-театрализация русской народной сказки  «Колобок» с использованием настольного театра(образовательная область «Социализация»)Цель: Воспитывать интерес к русским народным сказкам, желание их слушатьЗадачи:
  • Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом настольного театра; следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки.
  • Побуждать детей принимать участие в рассказывании  сказки, договаривании  отдельных слов, фраз.
  • Способствовать интонационной выразительности речи.
  • Развивать внимание, память, умение сопереживать героям  сказки.
  • Словарная работа: Ввести в словарь детей слова из сказки:  амбар, сусек,  зайка-побегайка,  лисичка-сестричка.Предварительная работа:
  • Чтение русской народной сказки  «Колобок».
  • Рассматривание иллюстраций к сказке.
  • Материал: стол, накрытый зеленой тканью, фигурки настольного театра, кукла Маша, волшебный  сундучок со сказками.
  • Методы и приёмы:Игровые - введение игрового персонажа – куклы Маши, волшебный сундучок со сказками.Словесные – вопросы, указания, поощрения.Практический  – манипуляции персонажами настольного театра  «Колобок».Ход деятельности.В группу приходит кукла Маша, здоровается с ребятами и просит рассказать для неё  сказку. Она  очень любит слушать сказки.Воспитатель. Конечно, Маша, ребята расскажут тебе сказку. Они их много знают. А поможет  нам волшебный сундучок со сказками.                                  - Садитесь, ребята удобнее, и ты, Маша, садись, (усаживает куклу на стульчик) и слушайте.Все минуточку вниманияСказку я хочу начатьЭтой сказочки названиеПоспешите угадать.Воспитатель  выставляет на стол, накрытый зелёной тканью, фигурки  русской народной сказки «Колобок». Распределяет роли между детьми и начинает рассказывать сказку.Воспитатель рассказывает сказку неторопливо, выразительно, задавая вопросы детям.- Подумайте и скажите, кого попросил испечь дед?- Куда баба положила Колобок остывать?- Что сделал Колобок?- Кого он первым встретил в лесу? (Зайку).- Иди, Влада, посади зайку на дорожку. (Воспитатель помогает).- Влада, кого встретил Колобок?  Что сказал зайка Колобку?- Ребята, что ответил    Колобок?  Давайте все вместе споем песенку Колобка.- Кого затем встретил  Колобок? (Медведя).- Иди, Анжелика, посади медведя на дорожку. Анжелика, кого встретил Колобок?- Что медведь сказал  Колобку? (Колобок, ты такой  румяный, так вкусно пахнешь, я тебя съем).- Что ответил Колобок?- А кого последним встретил Колобок? (Предлагает ребенку посадить лисичку на дорожку и спеть ей песенку  Колобка).- А что затем сказала лисичка?- Почему она попросила Колобка сесть ей на носик? (Потому, что она очень хитрая).- Что сделала лисичка с Колобком?- Ребята, дедушка и бабушка очень расстроились. Давайте их  успокоим – подарим им  другой Колобок.- Не ходи, Колобок, сам в лес, слушайся дедушку  и бабушку.  Наши  ребята послушные, слушают своих родителей.  А ты,  Маша?Пришла пора прощаться со зверятами, они устали и хотят отдохнуть. Давайте вернем их опять в сундучок. А Маша отнесет сундучок со сказками другим куклам.  Волшебный сундучок  покажет им свои сказки.Кукла Маша.  Спасибо, ребята! До свидания!Индивидуальная работа «Мозаика»(образовательная область «Социализация»)Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, обучение ориентировке на плоскости, умению подбирать формы по шаблону.Материал: плоские мозаики.Словарная работа: мозаика, рисунок, название предметов, изображенных на рисунке, названия основных цветов, там, рядом, слева, справа, один.Содержание игры: Возможно несколько вариантов проведения. Можно предложить детям вслед за педагогом составлять определенный рисунок, узор. А можно просто дать детям возможность собирать по собственному желанию, развивая творчество, воображение.Можно предложить детям картинку с рисунком, узором и попросить их собрать такой же рисунок или узор из мозаики.