"Роль игр в экологическом воспитании детей"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Роль игр в экологическом воспитании детей"
Автор: Нигаматуллина Лилия Фанилевна

СТАТЬЯ:РОЛЬ ИГР В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙПодготовил: воспитатель Нигаматуллина Л.Ф.Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.Цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, т.е. становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
  • Передачу экологических знаний.
  • Их трансформацию в отношение.
  • Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение- конечным его продуктом.Если занятия в силу своего предназначения, в основном, затрачивают интеллектуальную сферу, то игра, несущая в себе экологические знания, вызывает, прежде всего, положительную эмоциональную реакцию у детей.Игра является ведущей деятельностью детей- дошкольников, помогает создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Например, когда они самостоятельно организовывают сюжетную игру «Зоопарк», то понятно, что полученные знания и представления оказались яркими, запомнились детям, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое и спровоцировало сюжетно- ролевую игру.В экологическом воспитании детей с успехом используются ИОС с литературными персонажами (бабка с дедом из сказки «Репка», Доктор Айболит, Незнайка, Карлсон); ИОС типа путешествий (когда воспитатель, исполняя роль экскурсовода, капитана корабля и т.д. вводит детей в мир путешествий, якобы посещая интересные места, страны, моря и океаны), через которые дети получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней. Такие ИОС, как правило, имеют несложный сюжет, оснащены необходимыми игрушками, атрибутикой. В содержание игры заложены:- дидактическая цепь;- воспитательная задача;- ролевое взаимодействие.В процессе игры очень важно, чтобы воспитатель постоянно поддерживал воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом, следя за ролевыми взаимодействиями, насыщал игру ролевыми диалогами и игровыми действиями.В формировании у детей эмоционального отношения к природе большую роль играют словесно-подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях. Например, понаблюдав за цветами, провести игру: «Цветы»:Солнце поднимается Дети смотрят вверх, руки сложены Ладонями друг к другу («бутон»).Цветочки распускаются Ладони раскрывают.Солнышко садится Наклоняют голову вниз.Цветочек спать ложиться. Ладони закрывают в «бутон».Накопив у детей первые знания о лесе и его обитателях, поиграть в словесно- подвижные игры: «У медведя во бору», «Белки- непоседы», о птицах- в игры: «Кот и птички», «Воробышки и автомобиль» и т.д.Разнообразны и словесно-дидактические игры: это чистоговорки, игры типа «Закончи предложение», загадки- описания, игры- загадки.Большую роль в закреплении знаний о природе играют разнообразные дидактические настольно- печатные игры. Четкое разъяснение воспитателем правил игры, выработка у них навыка соблюдать их, делают игру интересной и не сводят ее к упражнению. Когда дети четко усвоят правила, они могут играть в эти игры самостоятельно в свободное время.Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет, но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям. Если в их маленькие сердца войдут радость, любовь, сострадание – это будет самым главным Знанием.Использованная литература:1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик». «Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста». М., 1997 г.2. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», в 2-х частях - Минск: «Аскар», 1996 г.3. Павлова Л. «Игры как средство эколого-эстетического воспитания» ж// Дошкольное воспитание, 2002 г. № 10, с. 40.