"Компьютерные технологии: Эффективное использование в процессе обучения в условиях реализации ФГОС"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Компьютерные технологии: Эффективное использование в процессе обучения в условиях реализации ФГОС"
Автор: Дворниченко Татьяна Александровна

В наше время сложно представить качественное современное образование без использования информационно-коммуникационных технологий. ИКТ активно интегрируются в нашу жизнь и систему дошкольного образования. Данные технологии используются в процессе управления ДОУ, в методической работе, в работе воспитателей с детьми и родителями. В ДОУ в процессе реализации ФГОС ДО формируется новое информационно-образовательное пространство, появляются высокотехнологические средства обучения и развития дошкольников. Сейчас очень много развивающих и образовательных мультимедиа продуктов для детей дошкольного возраста: обучающее и развивающие видеофильмы, электронных энциклопедий, электронные тесты и т.д. Появляется интерес педагогов дошкольного образования к использованию современных информационно-коммуникационных технологий для использования профессионального мастерства.Многие отечественные и зарубежные ученые (Г. Александров, А. Егоров, И. Лернер, С. Девидсон) занимались разработкой использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. Было показано, что внедрение компьютерных технологий в практику обучения является одной из форм повышения эффективности педагогического процесса. Данные исследования были направлены преимущественно на вопросы внедрения и использования ИКТ технологий в образовательном процессе школе, в то время как дошкольное образование долгое время оставалось без внимания, но при этом в методической работе активно используется педагогами и в процессе ведения документооборота ДОУ.В условиях реализации ФГОС ДО, прописывающим необходимость грамотной своевременной обработки информации в век информационных технологий, начиная с начальной ступени образования — дошкольной, призывает к пересмотру консервативных взглядов на возможности применения ИКТ-технологий в педагогическом процессе воспитателей при работе с детьми. Некоторые ученые предлагают рассматривать ИКТ немного шире, как технологию сопровождения образовательного процесса путем создания профессионально ориентированного коммуникационного пространства, являющегося залогом успешности педагогической деятельности.Отечественных и зарубежных ученых (С.Новоселова, С.Пейперт, Б.Хантер, В.Ляудис, и др.) в своих трудах отмечают, что внедрение средств ИКТ в современное дошкольное образование является одним из главнейших факторов повышения качества процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Они доказывают необходимость использования ИКТ для интеллектуального развития детей; говорят об эффективности их использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста в виде компьютерных игровых программ, структура которых соотносится с интеллектуальной структурой игровой деятельности ребенка; про возможность развития памяти, моторной координации, пространственного и наглядно-образного мышления, внимания средствами ИКТ.Периодическое использование ИКТ в виде дозированного использования педагогом развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к развивающим играм. Коллективное участие помогает ребенку избежать опасной увлеченности и зацикленности компьютерной игрой. Интерактивная доска позволяет дошкольникам увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнера. Дети приучаются оценивать ситуацию, не погружаюсь целиком в виртуальный мир будучи один на один с компьютером. Педагоги должны понимать свою личную ответственность за эмоциональное состояние своих воспитанников, которые растут в информационном обществе, а также ставить себе самообразовательные задачи для усиления своей компетентности в вопросах использования ИКТ технологий. Также стоит отметить, что ответственность за влияние ИКТ технологий на эмоциональную сферу ребенка-дошкольника ложится не только на плечи воспитателей, но и родителей. В педагогическом процессе ДОУ использовать современные информационно-коммуникационные технологии стоит, поскольку их положительное влияние на психическое и интеллектуальное развитие детей уже доказано не раз. Однако, для исключения рисков чрезмерного влияния ИКТ на психику, поведение и здоровье дошкольников необходимо придерживаться определенных критериев их оптимального применения, прописанных в ФГОС ДО. В частности, ИКТ технологии должны быть не основным, а вспомогательным средством в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, они должны выполнять развивающую функцию, а также быть соотнесены с возрастной спецификой детей и должны быть дозированы по времени в соответствии с нормами СанПин и главное по содержательной составляющей.