Педагогическая компетентность родителей воспитательная деятельность школьного психолога
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогическая компетентность родителей воспитательная деятельность школьного психолога
Автор: Тихонова Юлия Валерьевна
педагогическая компетентность родителей воспитательная деятельность школьного психолога Тихонова Ю.В.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №98 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республика Башкортостан, Иглинский район Развитие психологической культуры взрослых основная задача школьного психолога, в деятельность которого состоит не только из проведения и обработки результатов психодиагностического исследования, а также коррекция внимания, памяти, мышления, а целесообразно проведение воспитательной деятельности среди родителей заключающаяся в повышение их педагогической компетентности, психолого-педагогической грамотности в форме лекции. Повышать педагогическую компетентность родителей необходимо школьному психологу помнить, что существует семь правил успешного проведения родительского собрания предложенную О.А. Горадинской. 1. Уважайте родителей своих учеников!. 2. Помогайте им!. 3. Объясняйте!. 4. Доверяйте друг другу!. 5. Учитесь у родителей!. 6. Спрашивайте!. 7. Благодарите их! [3, 14].Проведение родительского собрания необходимо психологу для того, чтобы подчеркнуть особую значимость психологической поддержки обучавшегося в трудных ситуация и развить доброжелательную позицию способствующую успешной адаптации обучающихся от начального до старшего звена и создания благоприятной психологической атмосферы личностного их развития в семье. Родителей необходимо информировать о возрастных особенностях и давать определенные рекомендации в печатном виде для повседневного применения в общении, в учебно-воспитательном процессе и при подготовке домашнего задания. Необходимо уточнить также, что решая вопрос повышения компетентности родителей нельзя забывать и диагностической инструментарии практического значения для психолога, работающего в сфере образования. При подготовке родительского собрания направленного на повышение педагогической компетентности взрослых по вопросу воспитания обучающихся психологу при подаче информации необходимо подготовиться. После проведенного родительского собрания многие родители обратятся к школьному психологу за индивидуальной консультацией. Занимаясь проблемой педагогической компетентности родителей нельзя обратить внимание, что причинами трудностей в поведении обучающихся с родителями учитывая результаты исследований ученого Б.Н. Алмазова являются не только четыре типа неблагополучных семей, иногда специфические реакции определенных жизненных ситуаций в семье.Интересным представляется по данному вопросу позиция психологов В.Н.Гарбузова, А.И.Захарова, Д.Н.Исаева, которые отмечаю, что одним из факторов трудностей в психологических барьерах общения с родителями является неправильное семейное воспитание. Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагоприятных семей, способствующих появлению трудных детей:1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относится разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи само по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях вырастали нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;2) конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часть держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстартивно. Более старшие протестуют против существования конфликта, вступают на сторону одного из родителей;3) нравственно неблагоприятные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия и в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т.п.; [4, 135].4) педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности. Вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку.Другим отрицательным примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохранить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся им образцы поведения предшествующих этапов развития, например, меньшую активность, послушность и т.д. В.И.Гарбузов, А.И.Захаров и Д.Н.Исаев считают, что решающим фактором, который формирует личностные черты, представляющие к возникновению отклонений в поведении детей и подростков, является неправильное семейное воспитание. Они выделяют три типа неправильного воспитания:1) отвергающие (непринятые). Суть его заключается либо в чрезмерной требовательности, жесткой регуляции и контроле, либо в недостатке контроля и попустительстве;2) гиперсоциализирующие. Возникают на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе. Проявляется также в чрезмерной озабоченности будущим ребенка и его семьи;3) эгоцентрическое. Наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я – большой» в качестве самодовлеющей ценности для окружающих [4, 136 - 138].М. Раттер говорит и о других факторах, неблагоприятно действующих на ребенка. Например, отрицательное влияние на ребенка оказывает жизнь вдали от семьи и особенно потеря одного из родителей (смерть, развод).Часто на ребенка больше влияет не сам факт развода, а сопровождающие его разлады и дисгармония в отношении родителей между собой.Появление трудных детей также способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений [4, 138].Для родителей трудных детей характерны является не умение правильно использовать в воспитательном процессе поощрения и наказание. Такие родители редко хвалят ребенка за хорошее поведение, часто неправильно и непоследовательно реагируют на плохое поведение. Они часто много внимания уделяют поступкам детей, не понимания, что подчас негативное поведение вызвано поиском внимания, родители закрепляют его у ребенка. Поэтому бывает правильнее, если это позволяют обстоятельства, игнорировать плохое поведение и обращать внимание на положительные действия ребенка, высказывая ему одобрение.Важны и многие другие факторы: время реакции (лучше быстрая); последовательность и принципиальность дисциплинарных требований. Их осознанность детьми; характер отношений родителей с ребенком (более эффективны воспитательные воздействия любимых и уважаемых родителей); баланс поощрений и наказаний (первые желательно принимать чаще, чем вторые). Необходимо отметить, что достаточно тяжелые и легкие наказания нецелесообразны. Очень важна частота наказаний. Постоянно наказываемые отвечают агрессией или даже асоциальным поведением.Ребенку лучше привить немного согласованных правил поведения, чем много несогласованных. Важно не только поощрять хорошее поведение ребенка и тормозить плохое, но и сформировать у него внутренний механизм контроля своего поведения.Для этого требуется создать у ребенка и подростка собственную систему жизненных ценностей. Тогда он будет вести себя правильно независимо от одобрений и поощрений со стороны родителей и других людей [4, 138 - 139].Принимая выше сказанное, необходимо помнить педагогу консультирующего родителей, чтобы не растеряться мы раскрыли варианты понимания причин возникновения трудностей в процессе воспитания родителями обучающихся. Причинами трудностей в процессе общения обучающихся, а именно конфликты могут, связаны также с возникновением чувства неловкости, родительские сомнения связаны со страхом встретится с непониманием услышанного и неуверенностью, а также незнание психологических особенностей. Для решения вопроса устранение трудностей в воспитательном процессе родителей с обучающимися является проведение родительского собрания позволяющего раскрыть психологический мир личности в том числе, понять и поддержать вот практический навык общения любимого родителя у обучающегося. Проблема повышения педагогической культуры родителей очень актуальна. В этом нам видится большой резерв в воспитании детей. Родители, самые близкие для ребенка люди, влияют на него своим обликом, образом мыслей, поведением, богатством души. Между тем только педагогически грамотный родитель способен достойно воспитать своего ребенка.Школа может многое дать для духовного роста родителей, и начинать эту работу надо как можно раньше [2, 33].Компетентность предполагает соединение обобщенных психологических знаний со знаниями о себе, конкретном человеке, конкретной ситуации. Родительская компетентность – это, прежде всего, грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.М.А. Евдокимова рассматривает родительскую компетентность «как способность родителей организовать семейную социально-педагогическую деятельность по формированию у ребенка социальных навыков. Автор обращается к понятию социально-психологической компетентности личности и фактически идентифицирует эти понятия [6, 241].В.В. Селина определяет педагогическую компетентность родителей как «с совокупность личностно-деятельностных характеристик компетентного родителя, которые проявляются вготовности и способности принимать ребенка как ценность, овладевать базовыми психолого-педагогическими знаниями, использовать разнообразные способы сотрудничества с малышом в предметной деятельности и позволяют успешно выполнять функции его социализации в процессе семейного воспитания» [6, 241].Компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувства страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться [1, 13].Повышение педагогической компетентности родителей включается в воспитательную деятельность педагога – психолога. Воспитательная деятельность педагога-психолога заключается в урегулировании трудностей и формирование конструктивного общения между тремя разными субъектами образовательного и учебно-воспитательного процесса: педагогами, родителями и обучающимися. Сложность работы школьного психолога с данными участниками специфически целенаправленно способствует коррекции личностного понимания внутреннего мира каждого.Интересным для нас представляется позиция авторов Н.А. Ручковой., Л.М. Дубровиной отмечающие особую значимость педагога-психолога в воспитательной деятельности. Однако всем покажется, что данный аспект не является предметом работы психолога, но стоит отметить, что суть ответа на вопрос в чем воспитательная деятельность психолога главным считается умелое и профессиональное применение полученных психологом определенных знаний и ознакомление других с ними. Именно умение грамотно владеть знаниями по психологии способствует коррекции взглядов и поведения включающего осознавание и понимание своих отрицательных или положительных поступков и адекватное восприятие без обвинения других в совершенных своих ошибках.Во взглядах Н.А. Ручковой., Л.М. Дубровиной подчеркивают считают, что «главная цель воспитания – передача новым поколениям общественно-исторического опыта, накопленного предшествующего поколениями. В процессе воспитания происходит планомерное и целенаправленное воздействие на сознание человека, цель которого – формирование норм поведения, ценностей, установок, моральных принципов. Результатом этого процесса становится готовность выпускника школы к самостоятельной жизни в обществе и производительному труду [5, 11]. Какова же роль педагога-психолога в этом процессе? Во – первых, педагог – психолог передает педагогам и родителям знания, необходимые им в процессе воспитания. Эффективность воспитания повышается, если родители и учителя осознают психологические законы и механизмы формирования личности, что дает им возможность вырабатывать новые средства, формы и методы воспитательной деятельности. Другая сфера знаний, необходимых для их работы, - психологические основы организации общения педагогов, родителей и учащихся, в ходе которого и происходят передача и усвоение норм и ценностей. От того, как организовано взаимодействие воспитателей и воспитуемых друг с другом, во многом зависит формирование поведения учащихся, осозанность восприятия ими этих норм и ценностей. В общении дети должны являться активными, полноправными членами воспитательного взаимодействия.Следующая область психолого - педагогических знаний, необходимых в воспитании, - знания о содержании, формах и методах саморазвития и самовоспитания школьников. Знание возрастных особенностей детей, периодов, в которые они особенно чувствительны к мнению окружающих и, значит, легче усваивают принципы, нормы и правила утверждения себя в обществе сверстников и взрослых, также оказывает помощь педагогам в их работе.Во – вторых, воспитанию и особенно самовоспитанию учащихся способствуют коррекционно-развивающая работа, проводимая педагогами – психологами. В ходе ее происходит отработка соответствующих знаний, умений и навыков, тренировка форм поведения, осознание принятие норм и принципов поведения в обществе. Коррекционно – развивающая работа помогает детям осваивать социальные роли и связи, существующие между людьми в обществе, основы самопознания и самоопределение.В – третьих, педагог – психолог, как и любой взрослый человек может воспитывать учеников собственным поведением. Дети любят копировать, а затем и сознательно воспроизводить поведение, манеру общения, систему ценностей людей, которые им нравятся или с которыми часто сталкиваются в жизни. Педагог – психолог может стать таким образцом для подражания. Он сможет воспитывать у детей понятия о нормах и правилах, действующих в современном демократическом обществе, если в работе и жизни будет следовать определенным принципам воспитания: гуманистической ориентации, социальной адекватности [5, 11 - 12].Учитывая постоянно меняющиеся алгоритмы работы педагога - психолога работающего в школе, необходимо подчеркнуть уважительное отношение родителей и внимание обучающихся являющихся важными составляющими личностного роста родителя и обучающегося, а также повышение их психолого-педагогической грамотности по вопросу регулирования взаимоотношений с окружающими. Работа психолога невидимой нитью прослеживается с учетом этической стороны профессии и профессиональных знаний, которые другие педагоги не имеют по сфере своей специфике в индивидуальной и коррекционно – развивающей работе выраженное в формировании позитивной позиции, позитивного мышления: «Я умею, смогу».Список литературыАлова Н.Н. Структура педагогической культуры преподавателя профессионального лицея. [Текст]/Н.Н. Алова /Современные проблем науки и образования.-2013.-№2.-С.13. Бикмухаметова Н.Х., Гилязова М.З. Семейный клуб «Школа радости и воспитания»/Н.Х. Бикмухаметова, М.З. Гилязова//Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа плюс до и после». – 2009. - №3. – С. 33 - 35.Городиская, О.А. Взаимодействие семьи и школы/О.А. Городиская//«Начальная школа плюс До и После». – 2010. - №1. – С. 12 - 16.Рожков, М.И., Ковальчук, М.А., Кузнецова, И.В., Чернявская, А.П., Рукавишникова, Н.Г., Фетискин, Н.П., Анисимова, Н.П. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 239с.Ручкова, Н.А., Дубовый, Л.М. Введение в психолого-педагогическую деятельность. – Пенза: ПГПУ им. В.Г.Белинского. – 2007. – 72с.Суворова, О.В., Пец, О.И. Специфика структуры психологической компетентности родителей младших школьников/О.В. Суворова., О.И. Пец//Мир науки, культуры, образования. – 2014. - №6 (49). - С. 241 – 243.