Формирование профессиональной компетентности студентов техникума


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование профессиональной компетентности студентов техникума
Автор: Ямщикова Надежда Валентиновна

Формирование профессиональной компетентности студентов техникумаЯмщикова Надежда Валентиновна, методист ТОГБПОУ «Аграрно-технологический техникум»Среднее профессиональное образование специализируется на подготовке специалистов функционального (тактического) уровня, что предполагает формирование у студентов определенных профессиональных компетенций и как следствие, установление требований к их подготовке в рамках образовательной программы. В связи с этим возникает необходимость в определении состава профессиональных компетенций, удовлетворяющих требованиям работодателей, и формируемых на всех этапах получения специальности. Известно, что общепедагогической целью профессионального образования является общее и профессиональное развитие личности, становление ее профессиональной культуры. Иными словами, техникум должен подготовить компетентного в своей профессиональной области специалиста. Специалиста такой квалификации, которая удовлетворяет не только требованиям федерального государственного образовательного стандарта, но и требованиям территориального рынка труда и позволяет без «переучивания» или при минимальной корректировке профессиональных способностей включиться в работу предприятия на соответствующем уровне. Взаимодействие образовательных и профессиональных стандартов и их применение является обязательным и сопоставимым с требованиями международных стандартов. Это позволяет достичь определенного качества профессионального образования и обучения, адекватного потребностям рыночной экономики, способствует формированию и воспитанию выпускника техникума как будущего востребованного работника и, следовательно, обеспечивается воспроизводство квалифицированной рабочей силы. Следует учитывать при этом, что профессиональная компетенция специалиста (бухгалтера, механика, агронома) включает выполнение основных видов профессиональной деятельности и профессиональных задач в условиях производства на основе сформированных способностей к саморазвитию, творчеству, оперативной адаптации в быстро меняющейся обстановке, а также решение задач, выходящих за рамки основного вида профессиональной деятельности. Внедрение компетентностного подхода в педагогическую практику требует изменения содержания и методов обучения, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть студенты к окончанию образования и при изучении отдельных дисциплин и модулей. Цель образовательной деятельности преподавателей техникумасоздание педагогических условий для подготовки специалиста завтрашнего дня, способного в дальнейшем самостоятельно определять параметры своего развития.В своей педагогической практике с целью формирования необходимых профессиональных компетенций преподаватели и мастера производственного обучения техникума применяют разноуровневый, индивидуальный, дифференцированный, субъективно-личностный подходы личностно-компетентностных технологий. При применении технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов последовательность освоения учебных дисциплин (МДК) обусловлена логикой поэтапного становления профессиональной культуры будущего специалиста.Преподаватели экономики выделяют несколько уровней сформированности профессиональной экономический культуры студентов с учетом возрастных особенностей: первый уровень соответствует первокурсникам, второй уровень – студентам 2 курса и третий уровень – выпускникам.На первом уровне осваиваются нормы и ценности, составляющие содержание общей и экономической культуры.На втором уровне происходит погружение студента в профессиональную деятельность. Основными специальными дисциплинами становятся бухгалтерский учет, экономика организации, статистика и др. Здесь формируются умения оперировать экономическими понятиями и суждениями, строить доказательства, опровержения, использовать для решения задач такие методы, как анализ, синтез, обобщение, конкуренция, прогнозирование, построение гипотез, применять экономические критерии и показатели при обучении; находить наиболее оптимальные решения, выделять экономическую сторону жизненных явлений, процессов и использовать эти знания в хозяйственной деятельности.Задачами третьего уровня формирования экономической культуры студентов является:- научить выпускника мыслить такими экономическими категориями, которые отражают новые процессы, явления в хозяйственной деятельности общества;- выработать потребность, желание, убеждение в необходимости применять полученные знания на практике.Технологию тестового контроля используют все преподаватели техникума. Создание условий обучения, в которых студент был бы не только пассивным созерцателем, но и активным участником, становится необходимостью. И этому способствует использование на уроках компьютера, который обладает большими возможностями. Программы заданий, содержащие большое количество вопросов по избранной теме и составленных в тестовой форме на персональных компьютерах, используются для текущего и рубежного контроля знаний.Основные идеи, присущие методике обучения в сотрудничестве, используемой при изучении дисциплин и модулей - это общность целей и задач, индивидуальная ответственность и равные шансы на успех, взяты на вооружение при подготовке и проведении как теоретических, так и практических занятий.В основе метода персонифицированного обучения лежит развитие познавательных навыков студентов, их умение критического мышления и способности ориентироваться в информационном пространстве. Использование персонифицированного метода при формировании профессиональной экономической культуры вырабатывает у студентов навыки подбора доказательств и опровержений по данному экономическому понятию.На самостоятельную и групповую деятельность студентов, в которой формируется коммуникативные умения, ориентирован кейс – метод. Суть метода кейсов состоит в применении в процессе обучения учебных ситуаций, описывающих конкретные жизненные случаи организаций, групп людей или отдельных лиц. Данные учебные ситуации должны ориентировать обучающихся на формулирование проблемы и нахождение различных способов её решения с дальнейшим разбором данной проблемы на занятии. Применение метода case study имеет ряд преимуществ перед традиционными методами. Во-первых, данная методика позволяет сочетать в процессе обучения теорию и практику. Применение метода кейсов позволяет развить у студентов навыки поиска и применения различных источников информации, так как им приходится использовать ту информацию, которую они найдут сами. Разбор жизненных ситуаций позволяет быстрее запомнить и понять принятые решения выявленных проблем. Во- вторых, изложенный в кейсе процесс решения какой-либо проблемы предполагает творческий подход к ее решению, так как процесс познания в данном случае имеет коллективный характер, что способствует обучению обучающихся соблюдению правил общения: работы в группах, умения слушать других, аргументировать свою позицию, логически выстраивать схемы решения проблем. Во время занятий, проводимых по данной методике, студенты не будут скучать, а будут мыслить, проводить анализ, дискутировать друг с другом.Кроме того, данный метод позволяет даже слабоуспевающим студентам принимать участие в дискуссии, так как при разборе жизненных ситуаций нет однозначно правильных решений выявляемых проблем и нет единственно правильных ответов, которые надо выучить. Все обучающиеся сами будут предлагать ответы.Так при проведении практического занятия по курсу «Экономика организации на тему «Определение цены, уровня товарности продукции» обсуждение результатов выполненного задания включает в себя презентацию решений. Студенты слушают друг друга, анализируют полученный результат, при этом спорят, соглашаются с лучшим проектом. Результатом обсуждения является принятие наиболее оптимального принятого после обсуждения совместно с преподавателем решения.Используемые в процессе обучения практикоориентированные технологии направлены на формирование будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности. Формами и методами обучения, которые используются при этом, являются формы и методы проблемного обучения, игровые формы, методы и другие.Так, на уроках по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» активно применяется метод микрооткрытий. В ходе урока у студентов формируется стремление к глубокому усвоению материала; развивается аналитическое и логическое мышление; мобилизуется весь творческий потенциал студента.Преподаватели выбирают наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности студентов и дидактическими задачами, направленными на подготовку качественно нового работника, умеющего ориентироваться в рыночной системе. Практическое занятие приобщает студентов к будущей профессии, стимулирует их креативную индивидуальность.Технология проектного обучения применяется педагогическими работниками при выполнении курсовых и квалификационных работ; на различных нетрадиционных уроках (дискуссия, ролевая игра, мозговая атака, диспут, соревнование, конференция, урок-семинар). При организации кружковой работы студентами под руководством преподавателей выполняются исследовательские, аналитические, информационные и другие проекты.Технология проектного обучения создает предпосылки для развития самостоятельности, позволяет усилить степень погружения в исследовательскую деятельность, способствует реализации возможностей формирования проектировочной компетентности студентов.Применение практически любой педагогической технологии обучения признается более эффективным, если оно реализовано на основе информационных и коммуникационных технологий. Программно-методические средства преподавателей и мастеров производственного обучения для использования в учебном процессе представлены электронными учебными пособиями и учебниками, рабочими тетрадями, методиками выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, рекомендациями по самостоятельной работе студентов; контролирующими тестами как по отдельным темам и разделам, так и для проведения дифференцированных зачетов, презентационным материалом.По нашему мнению, самыми эффективными активными формами обучения являются формы практического обучения, так как на практических занятиях, на основе теоретических знаний, происходит первоначальное овладение профессиональными умениями, а в ходе учебной практики, приближенной к производственным условиям, профессиональные умения совершенствуются. С целью дополнения традиционных базовых умений и развития сквозных или «мобильных» компетенций, относящихся к социальным, коммуникативным компетенциям, преподаватели техникума проводят Дни науки, включающие различные по своей направленности мероприятия. В целом проведение Дней науки способствует повышению интереса студентов к будущей профессии, осознанию её социальной значимости, осуществляется проверка способности и готовности студентов к системному действию в профессиональной ситуации.